49726

Нужны ли права на скутер и если да, то какие — самая подробная информация

Всем привет! «Нужны ли права на скутер, а если нужны, то какие именно и от чего это зависит?» – подобные вопросы все еще волнуют многих скутеристов и мопедистов, желающих законно ездить на своем мотобайке.

Сложность ответов на поставленные вопросы заключается в том, что понятие «скутер» отсутствует в официальных нормативах, ответственных за дорожное движение. Поэтому в сети на этот счет имеется множество разных домыслов, мифов и несуразностей.

Данная статья даст скутеристам адекватные сведения и поможет избежать сурового наказания из-за ранее неверно осмысленной информации. Поехали!

Содержание

Нужны ли сегодня права на скутер – как было ранее и какая ситуация сейчас

Права на данный вид транспорта требуются с 2014 года. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2012 года «О безопасности дорожного движения» был одобрен 5 ноября 2013 года.

Но только через год он вступил в силу, и желающие получили возможность поступать в автошколы для получения водительских прав (ВП) на маломощный мототранспорт категории «М». До этого времени удостоверение для управления маломощным транспортом (с объемом двигателя менее 50 кубов и конструктивной скоростью до 50 км/ч) не требовалось.

Однако далеко не все скутеры маломощны – у многих моделей объем двигателя и/или конструктивная скорость превышают указанные параметры. Ранее для подобного транспорта требовалось получение прав категории «А» (мотоциклетные), а ныне введена специальная подкатегория «А1» (легкие мотоциклы).

Статьи в тему:

Нужны ли права на мотоцикл?

Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам

К какой категории транспорта относится скутер, и чем он отличается от мопеда и мотоцикла

Одна из самых распространенных ошибок – это приравнивание скутера к мопеду (что бывает чаще всего) и к обычному мотоциклу. На самом деле, данный транспорт представляет собой некую конструктивную середину.

От мопеда он отличается своим конструктивным происхождением:

  • Мопед является конструктивным развитием велотранспорта.
  • Скутер же – это конструктивная модификация мотороллера (облегченная), а мотороллер в свою очередь является разновидностью полноценных мотоциклов.

Статья в тему: Нужны ли права на мопед и если да, то со скольких лет и как их получить?

В правилах дорожного движения РФ на данный момент (ПДД – ФЗ № 1090, разд. 1, п. 1.2, абз. 17) нет официального понятия «скутер». Это связано с тем, что данный транспорт имеет очень широкие мощностные рамки – от категории «М» до категории «А». Например, существуют модели скутеров именуемые:

  • Мидискутер – с объемом двигателя от 125 до 250 см/куб.
  • Максискутер (максимотороллер) – с объемом двигателя от 250 до 400 см/куб.
  • Гиперскутер (гипермотороллер) – с объемом двигателя от 500 см/куб и выше.

При таком разбросе юридически сложно законодательно определить понятие «скутер». Поэтому в ПДД используются термины «мопед» и «мотоцикл», а все уточнения по категориям относятся на счет определения скоростных и мощностных конструктивных характеристик транспорта.

Однако нужно иметь в виду следующее:

  1. Основная модельная масса скутеров, если рассматривать его классический вариант, имеет объем двигателя от 50 до 125 см/куб, что относится к подкатегории «А1».
  2. Основная же модельная масса классических мопедов имеет объем двигателя до 50 (хотя есть и более мощные модели до 125 см/куб), что относится к подкатегории «М».

Поэтому можно сказать, что скутер относится к категории легких мотоциклов («А1»), но лишь условно т. к. здесь многое зависит и от географии потребительского спроса. Например, на европейском и российском рынке ранее были очень востребованы скутеры с объемом двигателя до 50 см/куб т. к. на них не требовались водительские права. Поэтому огромный сегмент скутер-парка относился к мопедам.

Сейчас же в большинстве стран ЕС, как и в России, ситуация поменялась и для управления скутером требуются права. В РФ, с внедрением подкатегорий «М» и «А1», потребительский перевес в сторону маломощных скутеров выравнивается. Это связано с тем, что желающих получать права подкатегории «М» не очень много – основная масса скутеристов-новичков предпочитает сразу сдавать на подкатегорию «А1».

А в странах Юго-Восточной Азии подобные строгости внедряются медленными темпами, и основная масса скутер-парка там относится к легким мотоциклам изначально.

Статья в тему: Новые категории в водительских правах: подробная расшифровка

Важно! В некоторых странах ЕС (или в некоторой местности определенных стран) на скутер с объемом двигателя до 50 см/куб водительские права не требуются и ныне. Но туристам, планирующим езду на скутере за рубежом, подобные нюансы желательно узнавать заранее т. к. нормы законодательства не стоят на месте, а штрафы в Европе способны значительно урезать бюджет туриста.

Есть ли сейчас скутеры, на которые не нужны права

После внесения последних поправок в законодательство, водительское удостоверение не нужно только в случае передвижения на велосипеде.

И то – при условии, что велобайк, в случае его оснащения вспомогательным двигателем, имеет мощность не более 0,25 кВт с функцией автоматического отключения силовой установки при скорости свыше 25 км/ч (согласно положению ПДД, разд. 1, п. 1.2, абз. 3).

Во всех остальных случаях на мототехнику сейчас необходимы водительские права или удостоверение тракториста-машиниста (в случае с мотосамоходами различной конструкции).

Статья в тему: Когда водительские права не нужны – виды транспорта, условия его использования и подводные камни для несведущих водителей

Где можно передвигаться на скутере без прав

Несмотря на подобную жесткость законов, есть одно исключение – вы можете сидеть за рулем скутера для мотокросса, не имея при себе водительского удостоверения, но только в условиях специально оборудованного автомотодрома. Это достаточно мощный транспорт, поэтому выезжать на нем на дороги общего пользования (ДОП) категорически запрещается.

Без прав вы также можете передвигаться по закрытой частной территории, но не во всех случаях. Среди водителей, особенно среди скутеристов или мопедистов, распространено ошибочное убеждение в том, что при передвижении вне дорог общего пользования водительские права не требуются.

На самом деле в законодательной базе нет подобного разрешения. Правда, однозначно прописанное законодательное положение на этот счет пока также отсутствует. Однако в судебной практике по подобным делам решения выносятся в пользу сотрудников ДПС, которые составили документацию по пресечению незаконного вождения.

Характерный пример – езда без прав на скутере по полю и даже по замерзшему льду водоема. В этом случае вы будете однозначно наказаны, если вас поймают.

Статья в тему: Какой штраф за езду без прав в этом году + как избежать и оспорить

С какими правами можно ездить на скутере. Подходит ли для управления им водительское удостоверение на мотоцикл или автомобиль

По общему правилу, скутеры относят к категории «М» или «А1», но управлять ими может водитель, имеющий любую открытую категорию. Например, при наличии категории «В» или «А» вы можете спокойно сесть за руль данного транспорта, и у сотрудников ДПС не возникнет к вам никаких вопросов.

Но если у вас нет прав и вы еще не достигли совершеннолетия, вы можете оформить водительское удостоверение для управления данным транспортом уже с 16 лет, получив категорию «М» или «А1» (в зависимости от мощности вашего байка).

Схема его получения стандартная:

Но следует учитывать, что если вы через пару лет решите сесть за руль легкового автомобиля или полноценного мотоцикла, имеющиеся права будут недействительны. Вам снова придется обучаться, проверяться и сдавать экзамены – открывать требуемую категорию.

Поэтому иногда лучше немного подождать и открыть категорию, позволяющую управлять более серьезным транспортом – например, «А» или «В».

Проверка сотрудниками ДПС – как было раньше, как проверяют сейчас

Управление скутером возможно только с имеющимися правами, в которых минимум открыта категория «М». Раньше удостоверения не требовалось, если объем двигателя не больше 50 кубов.

Теперь инспекторы в обязательном порядке проверяют права, а если есть подозрения, что объем транспорта превышает минимальный размер, он также пробивается по базе через VIN-номер.

Если же сотрудник ДПС неправильно определил от скольки кубов считается объем двигателя и иные технические параметры вашего скутера и незаконно выписал штраф, вы можете оспорить протокол в стандартном порядке.

Внимание! На дорогах РФ огромное число скутеров, мощностные параметры которых были незаконно изменены в большую сторону. При этом сотрудник ДПС как правило не может в полевых условиях определить факт переделки. Но если радаром будет зафиксирована несвойственная скутеру скорость, а также при ДТП транспорт может быть отправлен на техническую экспертизу, которая вскроет обман с соответствующими последствиями. Поэтому, если мощность вашего скутера больше официальной, то остерегайтесь незаконной возможности более быстрой езды.

Какие документы нужны для передвижения по дорогам общего пользования

Согласно законодательству, а именно разд. 1, п.1 Приказа МВД РФ № 1001 – «Порядок регистрации ТС» обязательной регистрации в ГИБДД или в Гостехнадзоре подлежит вся авто- и мототехника, которая используется для передвижения по ДОП. Исключение составляет лишь транспорт с объемом двигателя до 50 см/куб и конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч (подкатегория «М»).

Как было указано выше далеко не все скутеры соответствуют официальным параметрам мопеда. Поэтому регистрация в ГИБДД и наличие у водителя ПТС/СТС зависит от подкатегории скутера.

  • Если это «А1», то на руках у скутериста должен быть полный дорожный пакет автодокументов: водительские права, СТС, ОСАГО).
  • Если скутер, категории «А1» куплен недавно, то на него распространяется общее правило по документам и срокам регистрации/перерегистрации – в течение 10 дней с даты приобретения скутерист имеет право ездить со следующим дорожным пакетом: водительские права, ПТС, документ подтверждающий право собственности.
  • Если скутер соответствует категории «М», то его регистрация в ГИБДД не требуется и дорожный пакет состоит из водительских прав и документа подтверждающего право собственности – договор купли-продажи или чек/квитанцию из пункта продажи. Рекомендуется также возить с собой технический паспорт производителя на скутер, в котором указаны его технические параметры.

Статьи в тему:

Вся правда о езде без СТС по паспорту транспортного средства

Внимание! На данный момент в силу совокупности положений нескольких законодательных актов (ФЗ № 40, ФЗ № 196, ФЗ № 1090) на скутеры, относящиеся к подкатегории «М» приобретать ОСАГО не требуется. Однако это не запрещает добровольное приобретение автогражданки скутеристом, хотя некоторые страховые компании могут отказать в страховке на основании отсутствия регистрации в ГИБДД. Тем не менее найти страховщика, который выдаст ОСАГО на маломощный скутер стоит т. к. маломощность не означает отсутствие возможности попадания в серьезное ДТП в качестве виновника.

Также нужно учитывать, что всегда есть риск встретиться с сотрудником ДПС, который плохо знает законы и/или хочет получить взятку. В этом случае не избежать споров о том, что нужно предъявлять на транспорт и к какой категории он относится.

Инспектор не сможет на глаз определить конструктивные параметры скутера, а соответственно обвинить вас в нарушении закона. Но это не помешает ему все же составить протокол. Если вы уверены в своей правоте, то не препятствуйте этому, но в соответствующим поле документа обязательно укажите свою точку зрения. Впоследствии неправомерно составленный протокол будет оспорен, а нерадивый сотрудник получит взыскание.

Обязан ли скутерист возить с собой технический паспорт на скутер

В законе не прописано требование наличия в дорожном пакете автодокументов скутериста техпаспорта на скутер от производителя, но если транспорт относится к подкатегории «М», то иметь его при себе все же желательно.

Это позволит избежать ненужных споров и сэкономить время. Если же скутер относится к подкатегории «А1» и имеет СТС или у скутериста есть права категорий «А» или «В», то смысл возить с собой техпаспорт небольшой.

Если переоборудовать скутер, поставив более мощный двигатель (свыше 50 куб.), нужно ли получать другие права

Категория «М» подходит только для транспорта, мощностью до 50 кубов. Поэтому, если вы изначально купили скутер с большим объемом двигателя или переоборудовали его, обязательно нужно открывать новую категорию прав.

Именно поэтому желательно не ограничиваться категорией «М», которая является самой узкой из всех существующих, а сразу получить удостоверение, позволяющее управлять несколькими видами транспорта. Тем более, что при открытии любой другой категории «М» присваивается автоматически (при условии отсутствия медицинских противопоказаний).

Но вы должны иметь в виду, что конструктивное переоборудование скутера обязано быть оформлено официально. Просто поменять двигатель на более мощный и получить соответствующую категорию недостаточно.

Если факт незаконного переоборудования вскроется (а это почти неминуемо при регистрации в ГИБДД), то транспорт СТС не получит и его вообще могут поместить на спецстоянку до выяснения.

Статья в тему: Несовпадение номера двигателя с ПТС: узнай наконец правду

Какие российские подойдут права на скутер, если вы ездите на нем за рубежом

Категория международных прав должна соответствовать национальным. Поэтому, все зависит от объема двигателя. Если он не больше 50 кубов, подойдет категория «М», если превышается данный показатель – «А» или «А1».

Статья в тему: Водительские права международного образца: что это и для чего необходимо

Со скольки лет можно получить права на скутер, стоимость удостоверения

Права категории «М» и «А1» для транспорта, объем двигателя которого не превышает 50 и 125 кубов соответственно, можно получить уже с 16 лет.

Статьи в тему:

Со скольки лет кандидату в водители можно сдать экзамен на получение прав

Сколько стоят права на скутер? Стоимость удостоверения складывается из обучения в автошколе, прохождения медкомиссии и госпошлины за выдачу документа. Все эти показатели (кроме последнего) не имеют фиксированной стоимости и зависят от региона получения услуг.

Статья в тему: Сдать на права за 40000 рублей или сколько на самом деле стоит стать водителем?

Посмотрите видео о том, как получать права на скутер:

Подведем итоги

Права на скутер требуются с 2014 года. Особенности их получения следующие:

  • Скутер отличается от мопеда конструктивными особенностями и основная их модельная масса относится к легким мотоциклам (подкатегория «А1»).
  • От мотоцикла, а именно от классического мотороллера скутер отличается меньшей мощностью, меньшими размерами и весом.
  • В ПДД и других нормативах нет официального понятия «скутер».
  • Права на скутер не нужны, если он предназначен для мотоспорта, но на таком транспорте запрещено передвигаться по дорогам общего пользования.
  • Если у вас имеются права с любой открытой категорией, управление скутером автоматически становится доступным. А если водительское удостоверение получается впервые, можно оформить категорию «М» или «А1» либо любую другую, при которой «М» присваивается автоматически.
  • При остановке сотрудником ДПС проверяются права и иные документы из дорожного пакета, а если есть подозрения на несоответствие конструкции скутера – маркировка транспорта пробивается по базе.
  • Если инспектор неправильно определил категорию и незаконно выписал штраф, протокол обжалуется в стандартном порядке.
  • По закону вы должны иметь при себе только обязательный дорожный пакет документов. Но если скутер относится к подкатегории «М», то желательно также иметь при себе техпаспорт производителя, чтобы в случае споров с сотрудниками ДПС оперативно доказать свою правоту и не тратить лишнее время на препирательства.
  • Если переоборудовать скутер, поставив более мощный двигатель, нужно не только сменить категорию «М» на «А1», но и оформить конструктивное изменение официально. В противном случае в регистрации будет отказано, а транспорт потеряет право передвижения по ДОП.
  • Права на скутер можно получить с 16 лет, пройдя обучение в автошколе, медкомиссию и экзамены.
  • Стоимость удостоверения складывается из цены водительских курсов, медицинского обследования и госпошлины. Первые два показателя не являются фиксированными и зависят от региона предоставления услуг.

Заключение

Скутер – это отдельный вид транспорта, представляющий из себя нечто среднее между мопедом и мотоциклом. В зависимости от показателей мощности и скорости скутер может быть официально отнесен как к мопедам, так и к легким мотоциклам. Даже если он у вас маломощный, и вы ездите без превышения скорости, права нужно обязательно иметь при себе.

На этом я заканчиваю свою статью, если у вас есть дополнения или вопросы, пишите в комментариях. Не забудьте поделиться ссылкой на публикацию с друзьями и подписаться на обновления блога. Всем пока!

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x