Всем привет! Нынче, при впечатляющем разнообразии мотоциклетного транспорта, многие задаются интересным вопросом: а нужны ли права на мотоцикл? Может быть есть какие-то особенные модели или условия, при которых право на управление им не потребуется. Да, есть – но тут все очень непросто.
В водительской среде и интернете на данный счет имеется немало популярных мифов, вводящих наивных людей в заблуждение. Масла в огонь подливают и коммерсанты, лукаво прописывая в рекламе для некоторой мототехники возможность езды без прав.
Как отделить домыслы и бизнес-уловки от действительности? Нужно всего лишь прочитать этот небольшой обзор, который даст вам достоверную информацию, обезопасив от огромных штрафов и иных суровых санкций. Поехали!
Статья в тему: Права на мотоцикл — как получить
Содержание
Есть ли мотоциклы, на которые не нужны права
Согласно ст. 25 Федерального закона № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», на сегодняшний день права на мотоциклетный транспорт разделены на три категории:
- «А» – основная, дающая право управления любым мототранспортным средством.
- «А1» – подкатегория, предназначенная для байков, с объемом двигателя, не превышающим 125 кубов с максимальной мощностью до 11 кВ.
- «В1» – подкатегория, дающая право управления трициклами и квадрициклами (не путать с квадроциклами).
Статья в тему: Новые категории в водительских правах: подробная расшифровка
В соответствии с последними поправками в законодательстве, даже на транспорт с объемом двигателя, не превышающим 50 кубов, теперь требуются права. Для управления им введена специальная подкатегория «М», которую можно получить уже с 16 лет.
Статья в тему: Что обозначает категория М в правах в этом году + на чём можно ездить и как получить с обучающим видео с автодрома
Существуют ли мотоциклы, на какие не нужны права? Да, – это мототранспорт, относящийся к категории спортинвентаря и еще детские мотоциклы.
Важно! Таким образом, для управления любым мототранспортом требуется наличие водительского удостоверения, при условии, что вождение будет осуществляться на дорогах общего пользования.
Нужны ли права на электромотоцикл
Электромотоциклы – новое слово в мототранспорте. Они отличаются от других видов электрического транспорта тем, что обладают более мощным двигателем, а отсутствие коробки передач дает возможность быстро развивать высокую скорость (в среднем 160 км/ч).
Обязательность прав для данного транспорта, согласно нормам ПДД (абз. 3, п. 1.2, разд. 1 – «Общие положения»), определяется техническими особенностями конкретного транспортного средства (ТС):
- Мощностью. Если она меньше 250W.
- Скоростью. Если в конструкции имеется блок автоматического отключения двигателя при превышении скорости в 25 км/ч.
Если электробайк соответствует указанным параметрам, то он относится к велосипедам и права для него не нужны.
В остальных случаях удостоверение необходимо, если управление будет осуществляться на дорогах общего пользования.
Статья в тему: Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам
Посмотрите видео, в котором приводится подробный обзор электромотоцикла ЕЖЪ:
Нужны ли права на кроссовый мотоцикл
Данный вид транспорта относится к спортивному инвентарю, предназначен для движения на специальных трассах и соревнованиях. Передвигаться на кроссовых байках по дорогам общего пользования запрещено, соответственно, на них не нужны права и документы на транспорт.
Управлять данным видом ТС без водительского удостоверения можно:
- На технологических дорожках предприятий.
- На специальных тренировочных площадках.
- На закрытых дорогах, которые проложены людьми самостоятельно.
- На закрытых территориях частного владения.
Сюда можно отнести места, в которых вероятность встречи с сотрудниками Госавтоинспекции минимальна, но только условно т. к. сам факт запрета от наличия или отсутствия инспекторов ДПС не зависит.
Нужны ли права на мотоцикл типа Эндуро
Эндуро – это мотоцикл, который также предназначен для передвижения по бездорожью и на нем можно выполнять почти все упражнения, как и на спортбайке. Но при этом он имеет существенные отличия от него, которые заключаются в следующем:
- Более низкий уровень шума двигателя.
- Бывают 2-х и 4-хконтактными, оснащены двумя и более цилиндрами, тогда как на кроссовых только один.
- Имеют более усовершенствованную тормозную систему.
- Есть зеркала, светосигнальная система и навигация, как и у остального дорожного транспорта.
- Оснащен аккумулятором, электростатером и другими приборами, которые делают его комфортным для передвижения на дальние расстояния.
- Разрешены для использования на дорогах общего пользования, поэтому подлежат обязательной регистрации с присвоением номерного знака.
- Подвеска схожа с дорожным байком, тогда как у кроссовых она предназначена для прыжков и экстремальной езды.
Для данного вида транспорта наличие водительских прав обязательно, потому что на нем можно передвигаться на дорогах общего пользования.
Статья в тему: Как получить водительские права: пошаговая инструкция от записи на обучение в автошколу до получения прав после сдачи экзамена
Езда на мотоцикле без категории «А»
Управление любым транспортом без наличия соответствующей категории является административным нарушением, за которое полагается штраф от 5 до 15 тысяч рублей (ст. 12.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Получается, что езда без категории А на мотобайке повлечет внушительный штраф, а также отстранение от управления и перемещение транспорта на спец-стоянку (содержание на которой будет оплачиваться тоже вами).
Если же вы управляете мопедом, скутером, маломощным электробайком и другими видами мототранспортных средств, то можно обойтись без наличия категории «А», но при этом нужно иметь права с открытой подкатегорией, соответствующей конкретному транспорту.
Статья в тему: Какой штраф за езду без прав в этом году + как избежать и оспорить
Можно ли управлять мотоциклом с категорией «В»
Можно ли управлять с категорией В каким-либо мотоциклом? Нет, нельзя.
И не только мотоциклом, но и любым мототранспортом, за исключением тех мотобайков, которые по техническим параметрам относятся к категории «М» – это мопеды и некоторые скутеры. Подобным транспортом можно управлять с любой категорией или подкатегорией (даже с правами на трамвай), что прописано в ст. 25 (абз. 2, п. 7) ФЗ № 196 («О безопасности дорожного движения»).
Статьи в тему:
Нужны ли права на мопед и если да, то со скольких лет и как их получить?
Нужны ли права на скутер и если да, то какие — самая подробная информация
Также автомобильные права категории «В» дает допуск к управлению ТС подкатегории «В1» (трициклы и квадрициклы), но только теми, которые имеют автомобильную форму посадки, а не мотоциклетную.
В то же время управление ТС категории «А», подкатегории «А1», а также подкатегории «В1» (если посадка мотоциклетного типа) при наличии прав категории «В» не разрешается. Это прописано в том же пункте ст. 25 (абз. 1).
Статья в тему: Категория B1 в водительских правах – что это?
Для большей понятности приведу пример:
- Управление советским квадрициклом, именуемым в народе «инвалидкой», разрешается.
- А вот мотороллером с закрытой кабиной (трицикл типа грузовой «Муравей»), управлять нельзя.
Статья в тему: Как открыть категорию A, если есть категория B
Когда можно управлять мотоциклом без прав
Это можно делать только на специально оборудованных авто- и мотодромах и в частных владениях (и то не во всех случаях). Иногда езда без прав допускается на соревнованиях по временно перекрытым трассам.
В народе же циркулирует расхожий миф о том, что если не выезжать на ДОП (дороги общего пользования), то закон допускает езду без прав. Нет такого закона!
В судебной практике априори признается необходимость в водительских правах там, где транспорт может передвигаться, при условии доступа к местности передвижения другого транспорта и/или пешеходов.
Например, вас могут наказать по всей строгости за незаконное вождение ТС по льду замерзшего моря, где никто не ездит. Поля, леса, овраги и т. п. также не спасут вас от сурового наказания. Тут есть одна единственная лазейка – не попадаться властям.
Еще судья может не назначить наказание за нарушение в чрезвычайных случаях, когда водитель садится за руль без прав для экстренного спасения жизни и здоровья людей и т. п. И то – обстоятельство чрезвычайности может быть учтено, а может и не учитываться или учитываться судом частично.
Если же вас поймают инспекторы ДПС (а они и на бездорожье иногда водятся), то от пакета взысканий мало не покажется – тут и огромные деньги по штрафам; и задержание ТС, которое не факт что удастся вернуть (если нет ПТС); и лишение прав на другие ТС, которые имеются и даже не имеются (лишение заочно); и уйма потраченного времени с мотком спаленных нервов в придачу.
Статья в тему: Управление автотранспортом без водительских прав – распространенные мифы и когда это действительно разрешено
Посмотрите видео о передвижении на спортмотоцикле без прав и грозящих за это взысканиях:
Как избежать наказания
Многие относятся к мотоциклам несерьезно, не считая нужным соблюдать ПДД. Однако это такой же транспорт, как и остальные, поэтому встреча с инспектором Госавтоинспекции может обернуться серьезными неприятностями.
Как избежать наказания, управляя мотоциклом без прав? Вот несколько вариантов:
- Снимите шлем. Сотрудники ГИБДД обычно отказываются от преследования водителя без положенной экипировки, поэтому вы сможете уйти от стражей дорожного порядка. Но только до первого поста, на котором вас оштрафуют не только за езду без прав, но и за отсутствие экипировки и несоблюдение требований инспекторы об остановке. Но если вас все же начали преследовать, то останавливайтесь и «сдавайтесь», иначе дело может закончиться смертельным ДТП.
- Покажите паспорт. Есть мнение, что для несовершеннолетних водителей наказание менее строгое. На самом деле, их родители (законные представители) получат штраф от 2,5 до 5 тыс. рублей. При этом не забывайте, что транспорт отправится на штрафстоянку, содержание на которой также нужно оплачивать. А если несовершеннолетний водитель получит тяжкие травмы в результате аварии, может встать вFопрос и о лишении родительских прав.
Получается, что законных вариантов обойти штраф за езду без прав не имеется. Поэтому не стоит экспериментировать, подвергая опасности не только себя, но и остальных участников дорожного движения.
Подведем итоги
Мотоцикл – один из популярных видов ТС, особенно среди молодых людей. Ключевые аспекты по доступу к управлению данным транспортом следующие:
- В современном законодательстве выделяются отдельные категории и подкатегории для различных видов мототранспортных средств: «А», «А1», «В1» и «М».
- Чтобы управлять мотоциклом, необходимо иметь водительские права и документы на транспорт, если вы передвигаетесь на нем по дорогам общего пользования.
- Необходимость наличия удостоверения на электромотоцикл зависит от мощности конкретного ТС. Если она меньше 250W, права не нужны, потому что транспорт относится к велосипедному (при наличии автоматического ограничителя скорости). В остальных случаях, водительское удостоверение необходимо.
- Кроссовые мотоциклы предназначены для езды по бездорожью и участия в соревнованиях, поэтому права на них не требуются, если передвижение осуществляется на постоянно или временно выделенных участках.
- Мотоциклы типа Эндуро также изначально предназначались для езды по бездорожью, но постепенно стали использоваться на дорогах общего пользования. Они отличаются от кроссовых байков своими техническими характеристиками, наличие прав для управления данным видом мототранспорта обязательно.
- Не имея категории «А», можно водить мопеды, скутеры, трициклы, квадрициклы и другие мототранспортные средства. Но при этом необходимо иметь открытую подкатегорию, соответствующую конкретному ТС.
- Категория «В» позволяет ездить на мототранспортных средствах категории «М», а также на трициклах и квадрициклах, если их посадка не мотоциклетного типа.
- Штраф за езду без прав с соответствующей категорией или подкатегорией составляет от 5 до 15 тыс. рублей. При этом вы будете отстранены от управления, а транспорт будет перемещен на штрафстоянку, содержание на которой также придется оплачивать. Если же на приобретенный с рук «мот» нет ПТС, то вернуть его назад может быть проблематично даже по действенному ДКП (если он рукописный).
Заключение
Независимо от вида мотоцикла, права на управление им нужны обязательно, если вы собираетесь ездить по общим дорогам или иному общедоступному пространству. Важно отнестись к этому максимально ответственно, потому что данный вид транспорта является источником повышенной опасности.
А вы ездите на мотоцикле? Если вам есть чем поделиться, то отписывайтесь в комментариях. Отправьте ссылку на статью друзьям, а также подписывайтесь на обновления блога. Удачи на дорогах!