79989

Диагностика авто по ноутбуку: как это сделать своими руками?

Профи обычно советуют для новичков диагностический сканер стандартного исполнения «Smart Scan Tool», т. к. с другими вариантами могут быть всяческие проблемы – от модельной несовместимости до возможности серьезного расстройства электронной системы машины.

Привет всем посетителям моего автоблога!

Сегодня я познакомлю вас с такой замечательной и сверхполезной вещью, как диагностика авто через ноутбук своими руками.

Ведь для немалой части автомобилистов услуги СТО, включая компьютерную диагностику, являются недешевым сервисом, бьющим по карману. И тут владение навыками самостоятельной диагностики авто, даже самого поверхностного уровня, позволяет существенно сэкономить свои затраты.

Более того, с набором опыта, даже обычному автолюбителю вполне по силам освоить профессиональные уровни диагностики и, при желании, даже неплохо зарабатывать на этом.

Чтобы начать, наиболее оптимально будет освоить автодиагностику посредством обычного ноутбука и какого-либо простого, недорогого, но надежного, и, главное, универсального сканера.
В этом обзоре я предлагаю вам базовые понятия для начальной ориентации в данной области автодела.

Компьютерная диагностика

Немного истории

Компьютерная диагностика автомобилей имеет уже вполне солидную историю, превышающую 35-и летний период: в 1980 г. «Дженерал Моторс» на коммерческой основе внедрила в технологию производства диагностический интерфейс ALDL для отслеживания состояния всех систем автомобиля, а также протокол ECM, применявшийся для диагност-тестов управляющих модулей двигательного агрегата.

В начале 90-х в Соединенных Штатах был создан универсальный диагностический протокол для автотранспорта, использующийся по сей день: OBD (On Board Diagnostic – диагностика бортового оборудования), и с 1996 г. его усовершенствованная версия OBD-2 стала технологически обязательной для машин США и Канады.

С 2000 г. европейский вариант этого протокола (EOBD), Директивой ЕС (98/69) был внедрен в производимые и продающиеся авто Евросоюза на обязательной основе для бензинового транспорта, а с 2004 г. для дизельного.

Собственную версию протокола (JOBD) в 2003 г. для всех своих машин внедрила и Япония.

То есть, сейчас, обобщенно говоря, подавляющая часть даже очень возрастных авто (до 20-и лет) адаптированы к системе компьютерной диагностики. А по указанным историческим вехам вы можете предполагать наличие или отсутствие данной адаптации в той или иной конкретной машине.

Электронный блок управления

Современный автотранспорт оснащается электронным мозгом, который объединяет диагностические датчики и модули управления всех систем и подсистем машины, посредством которых можно отслеживать текущее состояние, делать прогнозы работоспособности, регулировать различные технические параметры и устранять некоторые неполадки.

Называется такой центр ЭБУ (электронный блок управления) и для техмониторинга или внесения каких-либо изменений и исправлений в автосистему к нему подключается внешний диагностический интерфейс.

Что он из себя представляет?

Обычно это связка из специального контроллера (спецификатора протокола OBD-2), какого-либо процессора для обработки данных, специального софта и средств соединения всего этого. Сейчас я объясню вам более русским языком что тут к чему, представив общую принципиальную схему:

  • ЭБУ машины обязательно имеет внешний выход-разъем, к которому подсоединяется ключевой для подобной диагностики элемент – OBD-адаптер (сканер), который преобразует и унифицирует поток данных от контроллера ЭБУ для того, чтобы их могли считывать внешние подключаемые устройства.
  • В качестве процессора обработки данных могут выступать различные диагностические устройства как специального, так и общего назначения: профессиональные сканеры-диагносты, смартфоны, планшеты, ноутбуки и десктопы. Под платформы данных устройств (iOS, Android или Windows) имеются соответствующие диагностические программы.
  • В качестве средств соединения может быть использован обычный компьютерный дата-кабель (с различными переходниками, при необходимости) или беспроводные Wi-Fi и Bluetooth протоколы.

Эта информация дала вам самое общее представление о принципах компьютерной диагностики. Теперь можно разобраться в ней более детально.

Возможности диагностики

Функционально компьютерная диагностика проводит электронную инспекцию систем автомашины и выводит полученные данные в виде графических показателей, а также в виде кодов ошибок, с помощью чего можно исправлять поломки или предупреждать их.

Даже на начальном уровне овладения навыками компьютерной диагностики вам, кроме прочего, будет доступно:

  • Проверка качества проведенного техобслуживания;
  • Более точное планирование автосервисных работ и экономия бюджета;
  • Более точное определение состояния машины при ее покупке;
  • Самостоятельное определение характера неисправностей при сигнале лампы «Check engine».

Конечно, даже для такого короткого списка возможностей автомобилисту нужны некоторые базовые навыки:

  • Умение работать с компьютером и софтом на уровне обычного пользователя;
  • Базовое представление об электронных и электрических системах авто в привязке к марке/модели;
  • Умение работать с интернет-каталогами и базами DTC-ошибок, чтобы корректно расшифровывать поступившие данные.

Однако, даже если ваши знания совсем небольшие, то все равно вы получите много ценных и понятных любому водителю сведений просто из графических показателей программ. Причем все это можно проделывать совершенно бесплатно в любое время и любом месте, оперативно реагируя в соответствии с полученными данными.

Самостоятельная диагностика авто через ноутбук

Что вам понадобится для диагностики

Теперь давайте рассмотрим то, что вам понадобится для компьютерной диагностики.

Список примерно следующий:

  • Компьютер – в нашем случае это будет обычный ноутбук, но желательно чтобы он имел встроенные или внешние Wi-Fi и Bluetooth модули;
  • Адаптер-спецификатор (сканер) – в нашем случае возьмем самый простой и популярный «Smart Scan Tool», который легко купить;
  • Специализированный диагностический софт – его очень много и выбор зависит от личных предпочтений, как вариант, можно опробовать несколько программ и выбрать понравившуюся;
  • Интернет-базы с данными по расшифровке выведенных ошибок – в сети их достаточное количество для всех моделей;
  • Интерфейсный (компьютерный) дата-кабель – он может вам понадобиться для прямого подключения к автомобильному порту только, если с Wi-Fi и Bluetooth доступом у вас на ноутбуке будут проблемы.

Статья в тему: Какой диагностический сканер выбрать для авто и не пожалеть?

Ноутбук

Для быстрой экспресс-проверки систем машины в походных условиях более прост и удобен смартфон, а не ноутбук, но только последний позволит водителю овладеть диагностикой на серьезном уровне, с возможностью установки в дальнейшем профессионального диагностического софта.

Требований для самого ноутбука никаких особенных нет, кроме желательного наличия стандартного COM-порта (гнезда разъема RS-232 под дата-кабель) и какого-либо блока беспроводного доступа – лучше всего для этого подходит Bluetooth, а не Wi-Fi, т. к. именно блютуз-доступ имеют большинство популярных сканеров-адаптеров.

Конечно, проверять машину можно и по стационарному ПК, но ноутбук позволяет делать это в ходу, и он просто более удобен как небольшое, но мощное и самодостаточное устройство.

Если в вашем ноутбуке чего-то нет: COM-порта или Bluetooth/Wi-Fi, то проблему решат переходники, а также внешние беспроводные модули. Тут я посоветую не экономить на Bluetooth-адаптере и выбирать устройство из среднеценового сегмента, т. к. бюджетные модели маломощны и часто отказываются видеть сопрягаемые устройства.

Сканер

Сканер-адаптер имеет вид небольшого штекерного прибора, заключающего в себе основную чип-схему, а также блоки разъемов, передачи данных, сигнальную и иногда управляющую панель.

Сканер адаптирует потоки информации от бортового компьютера для их передачи в обычный, где она обрабатывается и выводится в читабельном виде.

Автосканер elm327

Адаптеры бывают разные: некоторые, обычно это профессиональные или полупрофессиональные сервисные и дилерские сканеры, умеют работать только с какими-то конкретными марками авто. К примеру, сканер «Вася-Диагност» (с юмором разработчики оказались ;-)) предназначен только для машин концерна «VAG».

Но нам более интересны мультимарочные адаптеры, умеющие работать с множеством марок авто. Тут несомненное первенство, как по универсальности, так и по соотношению цены/качества, держит уже упоминавшийся мной OBD-сканер «Smart Scan Tool», основу которого составляет чип-схема ELM323/327.

Данный OBD-сканер адаптирован под практически все современные автомобили, возрастом до 20-и лет (начиная от 1996 г. выпуска). «Smart Scan Tool» продается по цене в районе 30 долларов и дает возможность ведения мониторинга в реальном времени со всех датчиков, фиксирования и исправления ошибок, а также настройки под себя всей системы машины.

На этом видео вы можете посмотреть работу с OBD-сканером ELM-327:

Программы

Программное обеспечение обычно поставляется вместе с адаптером, но его можно скачать и в интернете.

Функционал программ может быть очень разный. Вот некоторая часть того, что есть в большинстве приложений, для общего представления:

  • Выведение на экран базовых параметров и условий работы всех систем автомобиля;
  • Считывание кодов неисправности;
  • Расшифровка кодов ошибок;
  • Стирание ошибок после устранения их причины;
  • Определение и комментирование статуса ошибок;
  • Ведение всевозможных отчетов, журналов по неисправностям и техобслуживанию.

Как я уже говорил, подобных программ множество.

Вот те, которые снискали у автомобилистов наибольшую популярность:

  • «Uniscan» – это серия софта, применяемая для диагностической проверки практически любых автомобилей основных производителей (США, ЕС, Япония, Корея) возрастом не старше 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.
  • «Мотор-Тестер» – это очень мощная полупрофессиональная программа, с помощью которой можно диагностировать многие автомобили российского производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.).
  • «Vagcom» и «Vag Tool» – две программы для диагностики машин относящихся к т. н. группе VAG (Фольксваген-Ауди-групп). Позволяет работать с такими марками, как Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода и др.

Как диагностировать машину через ноутбук

Все, что необходимо для компьютерной проверки вы уже знаете. Теперь осталось описать саму процедуру.

Вот, что вам нужно делать пошагово:

  1. Подготовьте все необходимое и соберите в машине (ноутбук, сканер).
  2. Включите ноутбук – на нем должна быть установлена одна из программ-автодиагностов.
  3. Найдите диагностический разъем в автомобиле – он может быть в разных местах (по всей приборной панели, а также под капотом), но обычно его располагают в районе рулевой колонки.
  4. Вставьте сканер в разъем и включите его (если требуется) – загорится индикатор подключения;
  5. Проверьте корректность Bluetooth-соединения и выполните сопряжение устройств – загорится индикатор готовности к работе;
  6. Откройте программу автодиагностики и подключите к ней поток данных от автомобиля. Если все корректно, то программа просигнализирует о том, что видит авто и начнет обработку поступающих данных, после чего выведет на экран основные параметры.
  7. Работая с интерфейсом программы задавайте команды на проверку, настройку или исправление того, что вам нужно, считывайте данные.
  8. При необходимости более глубокой проверки, сохраните коды выявленных ошибок в файл и проанализируйте их через какой-либо интернет-ресурс, например, через этот каталог, или через этот сервис.

Сама проверка по базовым параметрам ни у кого не вызовет затруднений, особенно при использовании OBD-сканера ELM327, но для более глубокой диагностики нужно хорошо изучить возможности программы-автодиагноста и набрать некоторый опыт.

Полезные советы

  • Имейте в виду, что длина дата-кабеля при автодиагностике имеет значение – чем она меньше, тем лучше. Зачастую, при длине кабеля в 5 м, сканер не работает или работает некорректно.
  • Перед использованием купленного сканера-адаптера внимательно прочитайте инструкцию по его эксплуатации.
  • При проведении диагностики, подключение и настройку сканера и ноутбука проводите при выключенном зажигании – включайте его уже после всех настроек, т. к. иначе есть риск повреждения бортового компьютера.

Заключение

Прочитав данную ознакомительную статью, вы поняли, что эра простого механического транспорта подходит к своему закату и без компьютерной диагностики полноценное техобслуживание автомобиля невозможно. Хорошая новость тут в том, что подобную проверку практически любой водитель имеет возможность сделать самостоятельно, экономя свои деньги и время.

Может кто-то уже освоил самостоятельную диагностику автомобиля через ноутбук и имеет какой-то практический опыт? Тогда это можно выложить в комментариях блога, за что посетители, уверен, будут признательны автору.

На этом я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Не игнорируйте удобство подписки на блог – с ней вы не пропустите важных и интересных статей. Жмите социальные кнопки: хорошей информации в сети много не бывает, кто-то за нее вам обязательно будет благодарен.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!
Подписаться
Уведомить о
guest

93 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
владимир

Подскажите пожалуйста какой сканер выбрать для ниссан либерти 2000г.в. спасибо заранее.

Игорь Писчий

Здравствуйте, Владимир.

Для Nissan Liberty можно использовать множество моделей автосканеров. Ниже подборка популярных моделей.

Мультимарочные - бюджетные:

— ELM327 Bluetooth адаптер для Android, PC, MacOS (Русская версия) 950 руб.

— ELM327 WiFi — OBD2 адаптер для iPhone, iPad, PC, Android по WiFi (Русская версия) 1 590 руб.

— Диагностический автосканер U480 OBD-II CAN 1 750 руб.

Мультимарочные - средний диапазон цен:

— Автосканер Launch CReader V (Русская версия) 4 900 руб.

— Launch CReader VI (CReader 6) — мультимарочный портативный автосканер на русском языке 5 300 руб.

— Автосканер Launch CReader VI+ — автосканер с поддержкой праворульных автомобилей 8 700 руб.

Более продвинутый:

— Мультимарочный автосканер Autel MaxiScan MS609 10 900 руб.

— Автомобильный сканер Autel Autolink AL539 (есть мультитестер и осциллограф) 13 300 руб.

Специализированные для Nissan:

— Nissan Consult — адаптер для диагностики Nissan 2 900 руб.

— Диагностический сканер NISSAN / INFINITI N607 13 900 руб.

Всего вам доброго, Владимир.

АЛЕКСАНДР

Здравствуйте!

Порекомендуйте, пожалуйста, сканер для Nissan Panhfinder2008г.в. (рестайлинг),2.5 дизель,в кузове R51 автомат.

Спасибо!

Игорь Писчий

Здравствуйте, Александр.

Вот список подходящих сканеров для диагностика вашего ТС в бюджетном сегменте (с ценами по возрастающей):

— Autel MaxiScan MS309 — мультимарочный автомобильный сканер 1 590 руб.

— Nissan Consult — адаптер для диагностики Nissan 2 900 руб.

— Автосканер MaxiScan MS509 4 500 руб.

— Автосканер Launch CReader V (Русская версия) 4 900 руб.

— Launch CReader VI (CReader 6) — мультимарочный портативный автосканер на русском языке 5 300 руб.

— Autel Autolink AL419 — мультимарочный сканер 5 800 руб.

— Autel Autolink AL519 — мультимарочный сканер 6 280 руб.

— Автосканер Launch CReader VI+ — автосканер с поддержкой праворульных автомобилей 8 700 руб.

— Мультимарочный автосканер Autel MaxiScan MS609 10 900 руб.

— Диагностический сканер NISSAN / INFINITI N607 13 900 руб.

Всего вам доброго, Александр.

Андрей

Здраствуйте а можно ли с таким сканером продиагностировать автомобил субару трибека 2006 г 3л 250лошадок, автосканер ELM 327 V1.5 Pic18f25k80 ?И хотел бы посоветоваться на что обратить внимание при которые не исправности у меня есть как можно с вами созвониться живу в Магадане и многих диагностов проехал по Магадана и не один нормальный ответ не дал уже пол машины запчастей перемены возможно это ?

Забыл сказать автомобиль американец

Игорь Писчий

Здравствуйте, Андрей.

Касательно автосканера для Subaru Tribeca, то модель ELM 327 V1.5 Pic18f25k80 простая и не предназначена для расширенной диагностики. Нужен минимум такой хотя бы: CARS CDP 2016 Release 0 (Русская версия). Аналог Autocom Cars CDP — 7 500 руб. Также софт нужно подобрать (попробовать разный). Но это для личного пользования. А если возникла серьезная проблема с диагностикой, то нужно использовать специализированный автосканер такой, как Subaru Select Monitor III (Subaru Select Monitor III предназначен для диагностики всех автомобилей Subaru, оснащенных разъемом OBDII. Поддерживает CAN шину), но стоит он более 60 тыс. руб. Или мультимарочный автосканер хорошей марки (которые используют на серьезных СТО) – такие как Bosch KTS 670 или еще лучше TEXA MULTI PEGASO (универсальная диагностическая станция). Если эти сканеры неисправность не обнаружили, то нужно проверять саму систему электроники ТС, которая при неисправности может выдавать разные чудеса при сканировании или не находить неисправность/ошибки. Если и это не помогло, то, вероятно, неисправность находится вне электронной системы ТС и нужен осмотр профессиональным техником.

Я же не являюсь экспертом в таком весьма сложном деле, как автодиагностика. Обладаю лишь базовыми сведениями. Поэтому, если у вас серьезная проблема с определением ошибок и неисправностей, то я вряд ли дистанционно смогу помочь чем-то большим, нежели профессионалы, обладающие всем необходимым диагностическим инструментарием, к которым вы обращались. Касательно контактов, то на сайте «Куликавто» есть страница сотрудников проекта (kulikavto.ru/o-bloge-kulika-ili) и там даны контакты (у меня это страница ВКонтакте: vk.com/pischiy).

Всего вам доброго, Андрей.

ae1.club

Диагностика авто по ноутбуку: как это сделать своими руками?

Разобраться с диагностикой через компьютер должен абсолютно любой человек тем более статья в

помощь. Но если нет опыта обратитесь к тем кто не первый день занимаются диагностикой. Я так понимаю есть ребята которые в диагностике не понимают.Открываю секрет, не понимаете какой сканер купить ищете. Так ответьте себе на вопрос, нужен ли он вам купите себе, увидите какие то ошибки и положите на полку. Просто воспользуйтесь услугой нормальных специалистов.

Игорь Писчий

Здравствуйте, ae1.club.

Это излишняя категоричность. Множество моделей диагностических сканеров и масса софта к ним предназначаются именно для бытового применения, что часто весьма удобно т. к. несложные ошибки средней опытности водитель может легко определить самостоятельно и даже исправить их. Ведь обращаться по каждой мелочи в сервис – это не только напрасная трата денег, но и времени, что часто дороже денег. Да и «нормальные специалисты» не так уж часто встречаются, а честные еще реже. Нередко «нормальный специалист» жулик и накручивает результаты проверок ТС не хуже врачей при диагностике в частной клинике, чтобы далее раскручивать клиента на деньги.

Всего вам доброго, ae1.club.

 
93
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x