Доброго времени суток всем автомобилистам!
Темой сегодняшней статьи будет развернутый ответ на вопрос о том, когда лучше покупать машину, чтобы максимально сэкономить при сделке.
Ведь очень немногие люди имеют по-настоящему лишние деньги. Вы их имеете? Я, нет!
И даже многие весьма состоятельные люди, по социологическим исследованиям, совсем не против сэкономить на покупке авто пару десятков тысяч рублей, не говоря уже о суммах вплоть до полумиллиона рублей и более, что вполне возможно для машин премиум-класса.
Но чтобы экономить на автосделках существенные деньги нужно знать некоторые специфические особенности продаж как БУ автотранспорта на вторичном рынке, так и новых машин в автосалоне. Ниже речь пойдет именно о подобных нюансах, знание которых обеспечит вам наиболее оптимальное соотношение цены и качества при планируемом автошопинге.
Содержание
Покупка автомобиля: производители, дилеры и временные периоды
Ранее я публиковал статью о наилучшем времени продажи машин, где учитывалось несколько разных временных и других точек отталкивания: возрастные, сезонные, погодные, календарные, страховые, технические и т. п.
Но когда вы покупаете автомобиль, то тут основную роль играет намного меньшее количество ключевых факторов:
- В какое время года покупается авто по сезону (для новых и подержанных машин);
- В какое время покупается авто по календарному графику (для машин, продающихся из салонов);
- В какую погоду вы покупаете авто (только если берете подержанную машину).
На всех них я подробно остановлюсь во втором разделе, а сейчас мне хочется отметить несколько тематических моментов, которые могут оказаться полезными при покупке машины и заключении сделки согласно всем правилам.
На сколько лет в России покупают автомобиль
Когда человек планирует приобретение автомашины, он обычно одновременно определяет и приблизительный срок ее использования.
Тут вам могут помочь вот какие статистические данные по РФ:
- Согласно экспертным расчетам специалистов на наше время (касательно территории РФ), усредненный период нахождения новой автомашины у одного владельца равен 4.6 года (56 мес.). Но эта величина касается всех новых легковушек в совокупности.
- А вот машинами от отечественного автопрома у нас владеют существенно выше среднего срока – пять с половиной лет для ВАЗов и почти шесть лет (5.8) для марки УАЗ. Учитывая большую насыщенность нашего рынка подобными марками, ясно что это оказывает существенное влияние на тот общий показатель в 4.6 года.
- Есть «долгожители» и среди импорта – это в основном представители японского автопрома, который не так рьяно как остальные внедряет в свое производство технологии управляемого устаревания, стараясь хоть номинально придерживаться легендарного японского качества. Например, Suzuki и Honda «держатся» не менее общесреднего срока в 56 месяцев, а Mitsubishi и того более – 58 месяцев.
- Зато все недешевые автомашины премиум-класса меняются намного чаще – раз в 3 года и 4 месяца. Автоэксперты объясняют это перенасыщенностью внутреннего рынка подобными марками. Но мне кажется, что не последнюю роль тут играет и имиджевая составляющая – если бюджетный сегмент и значительная доля среднеклассовых авто раскупаются по преимуществу как средство передвижения, то эти больше для престижа, как ни крути. А на устаревшей, хоть и дорогой, модели таким владельцам ездить уже, как бы, не полагается.
Производители и их дилеры
Теперь хочу отметить важные нюансы по стоимости авто и возможности для производителей и дилеров делать скидки, сезонного, акционного, персонального и другого толка.
Тут не очень много автомобилистов знает реальное положение вещей, т. к. подобная информация, естественно, не афишируется или вообще прямо скрывается за корпоративной секретностью.
Может кто-то помнит из времен советского периода слух, что «Волга», стоившая 16 тыс. советских рублей, по себестоимости обходилась производителю в 1200 рублей? Так вот, это совсем не слух, а реальность. Огромные наценки, не правда ли?
Но на сегодняшний день в РФ подобная схема жива и вполне себе здравствует: автомобиль с финальной ценой автосалона, к примеру, в 1 миллион рублей, производителю обойдется всего лишь в 500 тысяч, если брать грубо. Интересно? Еще бы! Но зачем это я вам рассказываю?
А затем, чтобы вы поняли одну фундаментальную в производстве и продаже авто вещь:
Внимание! Производители автомобилей, как и их официальные дилеры, имеют возможность скидок практически в любое время года и на очень существенную часть финальной цены.
Это все не потому, что производители такие-сякие скупердяи. Просто очень большая ценовая дельта (есть такой термин) между себестоимостью и финальной ценой объясняется традиционной схемой устойчивости работы больших производств как у нас в России, так и за рубежом. Иначе любые незначительные колебания рынка (внутреннего или внешнего) постоянно ставили бы корпорации на грань банкротства.
Данную головную боль производители успешно переложили с больной головы на здоровую – на дилеров. Например, по последствиям последнего кризиса в РФ, с авторынка в 2015 г. было сметено около 40% посредников (прогнозировалось от 30 до 70%), в том числе и ВАЗовских, а ВАЗ как работал, так и работать будет, дилеров на его продукцию всегда хватит.
Поэтому, если менеджер авторизованного салона вам говорит, что скинуть ничего сейчас не может т. к., мол, «сами торгуем в убыток», или «и так продадим», не принимайте это за чистую монету для всех случаев.
Вот в некоторые периоды дилеры получают карт-бланш на особо большие скидки и любят говорить, что «торгуем ниже закупочной». А закупочную цену меняют именно производители, причем они никогда не опустят ее к каким-то пределам, похожим на себестоимость. Это закон производства.
Т. е. запас ценовой гибкости всегда имеется, т. к. он обязан быть по определению при правильной постановке бизнеса.
Причем в каждой стране с сетью авторизованных дилеров контракты заключаются по разной стоимости продукта. Например, в ОАЭ цена на автомобили, как это ни странно, довольно невысокая – шейхи заботятся о подданных и «жмут» своих дилеров, а они «падают в ноги» корпорациям. Те уступают т. к. в Эмиратах выгодный динамичный рынок авто, особенно по премиум-классу.
Наши же автодилеры никому в ноги не падают и любят задирать цены при каждом удобном случае. Поэтому совет вам тут такой: не жалейте их – совесть там близко «не ночевала». И если даже время покупки авто выбрано самое неудачное, это не означает, что нужно покорно соглашаться с «сокрушенно» разводящим руками менеджером и его ценой.
Далеко не все модели на складах имеют шанс на продажу по полной стоимости. Это учитывают и производители, и их дилеры. Поэтому торгуйтесь всегда и до последнего, прибегайте ко всяким хитростям и «дожимайте» продавца. Не беспокойтесь, они от этого не обеднеют, т. к. по закону рынка на одного напористого покупателя приходится три слабохарактерных, так, что позже они отыграют свое с лихвой.
Статья в тему: 5 правил правильной покупки машины в автосалоне
Время для покупки автомобиля
Итак, когда же лучше всего покупать автомобиль? Естественно, когда он дешевле всего.
А это в первую очередь в то время, когда его хуже всего продавать. Это касается как новых, так и БУ машин. В данном случае наибольшее влияние на цену оказывает сезонность.
Сезоны года
Вот своеобразный «календарь» по сезонам года, которым можно руководствоваться при покупке авто:
Январь – это один из самых лучших месяцев для автошопинга. В это время рынок подержанных машин переживает традиционный зимний спад, а конец корпоративного финансового года заставляет дилеров по максимуму избавляться от прошлогодних моделей, освобождая места для поступлений нового года. В этом месяце предлагаются самые хорошие бонусы и открываются привлекательные ценовые и кредитные акции.
В феврале рынок начинает оживать от спячки и самые ценные подарки с акциями исчезают из предложения. Но цены по-прежнему остаются достаточно низкими. А на остатки моделей прошлого года ценник может упасть еще более, чем январский т. к. это последний месяц перед поступлением нового товара на склады.
В марте первичный и вторичный авторынок активизируется. Поступает новый товар в салоны, уходят «на огороды» стоялые в сугробе подержанные «шушлайки» вторички. Цены начинают расти, подарки обычно малоценные, но в салонах могут предлагать вполне хорошие условия для женщин к акциям на 8 Марта.
В апреле и до конца мая сезонный спрос на автомобили максимальный. В это время новые и подержанные машины хорошо продаются по полной стоимости. Покупать в эти месяцы стоит лишь по случаю необходимости т. к. ничего сэкономить не удастся.
В июне весенний спрос начинает падать и с последней декады месяца до средины августа автомобили опять дешевеют, что «чревато» уступками, скидками и подарками, хотя и без особого зимнего ажиотажа. Часто к машине бонусом предлагаются заграничные турпутевки в пляжные страны, чтобы убедить потребителя потратиться сперва на авто, а уж затем на отдых и никак не наоборот.
Со средины августа и по начало ноября спрос на все машины опять возрастает, скидки бывают редко, а подарки не отличаются особой ценностью, но и то и другое часто встречается как явление.
Со второй половины ноября и до новогодних праздников проходит т. н. время предновогодних скидок – самый неоднозначный период. В это время можно встретить множество бонусных и акционных предложений, но в сравнении с январскими они обычно обременены всяческими условиями. Это время активного маркетинга, когда растет спрос, а цены маскируются под всяческие ухищрения. Но можно встретить и вполне привлекательные условия, особенно на «вторичке». Хотя для полноценной экономии лучше всего уже подождать до января.
Маркетинговые планы и погода
В первом разделе я рассказывал про особенности маркетинга автопроизводителей и автодилеров. А тут я упомяну о том, что первые всегда «спускают» вторым свои маркетинговые планы, за невыполнение которых предусмотрены различные кары, вплоть до разрыва контракта за злостные недопродажи.
Руководство дилерских центров в свою очередь проецирует эту ответственность и взыскания на своих менеджеров, устанавливая им годичные, квартальные и месячные лимиты минимальных продаж. Злостным нарушителям сего грозят лишение премиальных, штрафы и увольнение «за профнепригодностью».
Для успешного выполнения плана руководство обеспечивает менеджерский состав правомочностью на какой-то объем персональных скидок и бонусов.
Внимание! Этот лимит всегда значительно меньше, чем лимит по общей продаже машин для каждого менеджера.
Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы скидку выбили именно вы, а не кто-то другой. Менеджер, конечно, не будет вам ее давать охотно. Но так как сезонность спроса не имеет влияния на текущую календарно-плановую отчетность, то можно подобрать моменты, когда даже у талантливых менеджеров могут быть риски недопродаж.
Из предыдущего подраздела о сезонности можно сделать вывод, что наиболее выгодно и плодотворно можно торговаться:
- В конце января, февраля и июля (месячный план);
- В конце июня и конце декабря (квартальный и годовой план).
В эти периоды выбить скидку в 5% может даже ленивый. Но вы все же помните, что 5% не предел: дилеры будут иметь с вас прибыль даже если сбросят вам целых 20%! Это т. н. максимальная скидка, хотя даже она не предел и при надобности менеджер может привлечь свое руководство для одобрения его действий по еще большей уступке (правда, это в основном касается дорогих машин).
Тут я добавлю для общей эрудированности, что оптимальный срок хранения автомобиля на дилерском складе составляет 90-100 дней, после чего машина начинает потихоньку сама «поедать» рентабельность своего нахождения в продаже.
Ну и несколько слов о погодных условиях. Это касается уже чисто вторичного рынка: покупателями замечено, что в морозные дни продавцы более склонны к плодотворному торгу, нежели в слякоть. Это, вероятно, уже зависит от биологических особенностей организма, нежели от каких-то маркетинговых механизмов.
Но из этого можно извлечь дополнительную пользу: если вы назначите осмотр машины в морозный день, то договоритесь с хозяином чтобы он подождал вас и не заводил машину. Так вы проследите как авто заводится после холодной ночи, что может многое сказать о состоянии ее агрегата.
Полезные советы
- Если вы покупаете новую машину в первом квартале года, то тут для некоторых есть кое-какая разница. В случае, когда вы не планируете ездить на авто более 3-х лет, выгоднее всего купить модель текущего года в марте, т. к. при продаже на цену влияет именно год выпуска, а не год приобретения. А если машину планируется использовать долго, то выгоднее взять прошлогоднюю по дилерской скидке, т. к. ее год выпуска лет через 5-7 уже не будет иметь сильного влияния на цену (влиять будет уже фактическое состояние).
- Вы должны знать, что не у всех автопроизводителей финансовый год традиционно кончается в марте. У некоторых это может быть декабрь, но такое встречается редко.
- Некоторые ушлые менеджеры автосалонов иногда предлагают выгодную «серую» сделку надежным на их взгляд покупателям: если с планом у продавца все ладно и лимит скидок остался большой, то он может договориться с вами о полной персональной скидке (как «для своих»), при условии, что вы оговоренной ее частью в последствии поделитесь с «благодетелем». Конечно, подобное несколько похоже на мошенничество, но многие этим пользуются, т. к. по факту никто ничего ни у кого не крадет, и все четыре стороны остаются в выгоде.
Заключение
Итак, вы уяснили себе, что наибольшее влияние на расценки и готовность к скидкам дают сезонные колебания спроса и календарные планы автосалонов.
Конечно, в жизни могут быть разные случаи т. к. маркетинг вещь капризная и зависящая от многочисленных условий (рыночная конъюнктура, курсовые колебания, социальный фактор и т. п.). Поэтому, вооружившись данными в этой статье советами, нужно держать «нос по ветру», тогда вы можете не просто поймать, а и предугадать выгодный для покупки момент, отличающийся какой-либо особой специфичностью.
А были ли у вас какие-то случаи с удачной или неудачной покупкой, на которую повлияло время совершения сделки? Если вы владеете подобным опытом, то поделиться им в комментариях будет совсем нелишне т. к. это может кому-то помочь более точно определиться с выбором момента заветной покупки.
Одна молодая парочка вздумала накормить колоритного испанца самыми ходовыми блюдами из русской кухни, но только теми, про которые они точно знали, что в Испании таковых нет. Реакция латинского мачо на рашн-яства оказалась несколько неожиданной, в отличие от, например, американцев. Посмотрите на это сами и сделайте выводы о том, какие они, испанцы, привереды:
Что ж, уважаемые посетители, на этом я завершаю сегодняшнюю публикацию. Не стесняйтесь пользоваться социальными кнопками и подписывайтесь на интересные обновления.
До скорых встреч.
А я очень хочу взять Renegade: www.jeep-russia.ru/renegade, и вот, как понять, когда это лучшее время для покупки авто? Пытаюсь как-то ориентироваться на курс доллара и прочее, но, во-первых, я не шибко экономист), во-вторых, все так неустойчиво, что сегодня рассчитываешь, что завтра станет лучше, а может, наоборот, только испортится. Вроде и полезная статья, но фактор жизни никто не отменял.
Здравствуйте, Игорь.
В вашем случае вы хотите купить именно новое авто, как я понял по ссылке. Ведь Jeep Renegade модель молодая (от 2014 г.) и вторичка ею пока не насыщена.
Что касается курса доллара, если уж вы по валютному критерию делаете подход, то я бы не советовал вам ориентироваться именно на его курс в средне- и долгосрочной перспективе. Точнее предугадать валютный рынок для России можно анализируя динамику нефтегазового рынка, т. к. курс рубля пока что крепко привязан к ценам на эти энергоносители, особенно на нефть. Такая зависимость есть у многих стран СНГ – валюты Казахстана, Туркменистана и др. также зависят от нефтегаза, а на украинскую гривну сильно влияют цены на черные металлы. Все это неизбежные особенности сырьевой экономики.
Угадать же курс доллара в ближнесрочной перспективе намного сложнее, т. к. макро-скачки зависят от множества факторов и этим занимаются валютные брокеры на профессиональной основе. Причем они нередко ошибаются себе в убыток.
Но не обязательно зацикливаться на валюте.
На данный момент (февраль месяц) как раз самое благоприятное время для сезонных скидок на новые авто, которые не успели распродать с прошлого года. Renegade активно продают уже пару лет, поэтому «залежалые» машины в салонах должны быть. Обычная сезонная скидка составляет 10-15%, но иногда можно выжать и больше или подарками добрать.
При довольно высокой стоимости этого итало-американского джипа даже 10% дадут экономию на круглую сумму. А вообще ваш выбор весьма неплох – Renegade и вправду интересный вариант. Единственный его крупный минус – несколько неоправданно завышенная стоимость по сравнению с аналогами. Хотя, сравнительно с теми же аналогами, Renegade лучше по многим техническим показателям (например, по проходимости).
Всего вам доброго, Игорь.
А почему июль — конец квартала, а не июнь?
Это просто опечатка, Инга. Она исправлена, спасибо за бдительность.
Добрый день!
Подскажите, если через месяц выходит новая модель данного автомобиля, на сколько может падать в цене продавец (диллер), чтобы продать остатки старой модели?
Здравствуйте, Алла.
Это зависит от уровня автосалона. Если это просто коммерческий автосалон, то там вопрос в освобождении места под новые более выгодные позиции. Дилерская маржа, которую они получают от производителей, имеет диапазон от 4 до 12%, но средний показатель 6-7%. Для освобождения места никто продавать авто «в ноль» или около того не будет, но можно получить 3-5%.
Если же автосалон брендовый, то там другое дело – все зависит от бренда, марки, модели, положения на рынках и самом предприятии. Скидки на старые непопулярные модели (особенно перед открытием новой линейки) могут достигать 20 и более %. Тут нельзя сказать, что машина торгуется в убыток, т. к. убыток и прибыль при продаже определяются производителем и они высокодинамичены, как показатели.
Просто же получить машину от дилера «в ноль» или почти в ноль, можно в конце года – тогда скидки нередко достигают 6-8%, а иногда и все 11%. То есть дилер в конце года может отдать залежалую машину чисто ради галочки в плане продаж.
Всего вам доброго, Алла.
Добрый день Илья. Очень понравилась ваша статья, весьма полезная. У самого в семье лансер 10, 2012 года, в ближайшем времени хотелось бы поменять на toyota camry (комплектации элеганс(1.565.000) или комфорт(1.449.000)) или же на мазду 6 (комплектации supreme (1.606.000) или active (1.385.000)). Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу выбранных авто и когда лучше всего совершать покупку. И на какую скидку можно рассчитывать на ту или иную модель. Ведь на это влияет множество факторов, например таких, как:
-у мазды намного меньше клиентов, чем у конкурента, поэтому можно рассчитывать на более лояльную позицию со стороны диллера
-у тойоты скоро будет обновление в лице новой камри 2018 года.
Буду рад вашей помощи, хочу еще раз поблагодарить за совершенную вами работу
Здравствуйте, Никита.
Если вы собираетесь покупать машину, то лучше всего провести сравнительный мониторинг цен и предложений в вашем городе (или в доступных для вас населенных пунктах). Конец года – хорошее время для активных скидок. Вы можете не ожидать предложений от автосалонов, а самостоятельно торговаться с их менеджерами. В это время те менеджеры, у которых «горит» годовой план могут уступить вам авто почти в ноль. Хотя именно для указанных моделей тойот скидка в ноль вряд ли реальна т. к. этот товар не залеживается, а вот для мазды вы вполне можете получить хорошую скидку. Но для этого придется, конечно, потрудитьтся, объезжая по нескольку раз автосалоны. Главное показывайте свое сомнение – вы должны иметь вид человека, у которого есть машина и есть деньги на новую машину, но вы не уверены стоит ли сейчас покупать, а просто ходите по салонам, присматриваетесь, а вдруг есть что-то особенно привлекательное. Именно это должны в вас увидеть менеджеры и тогда у них включится рабочая программа по убеждению вас в том, что расставаться с вашими деньгами самая пора. Эффективно же завлечь клиента позволяют хорошие индивидуальные скидки, которые и будут вам предлагать. Сразу соглашаться на них не нужно – выбирайте самое выгодное предложение из всех и потом дожимайте его, пробуя в торге увеличивать скидку, требуя подарки и т. п.
Всего вам доброго, Никита.
Доброй ночи,Илья!Много полезного узнал из вашей статьи,Хотел спросить у вас как у профессионала,при заказе нового VW Caddy сколько я обязан оставить предоплату 10%? и на какую величину поднять им планку по скидке в % чтоб не послали)) пока получается выбить на заказ нового авто -6% ,правда не все салоны еще обьездил и еще хотел спросить по поводу птс ,в какой срок должны дилеры предоставить птс ?,когда оплачиваю автомобиль или в трех дневный срок после оплаты?Спасибо!
Здравствуйте, Алексей.
Заключение ДКП и получение ТС на руки редко реализуется в день сделки. Распространенные причины – отсутствие нужного цвета или комплектации. И чтобы клиент не «соскочил», менеджер предлагает внести предоплату (задаток). Если клиент уже принял решение о покупке авто, но требуемой комплектации или цвета пока нет, оформляется ДКП. В документе оговариваются сроки передачи ТС, размер пени за просрочку и прочие условия. Размер предоплаты обычно составляет 10% от стоимости машины (это минимальный предел), а сама сумма прописывается в отдельном документе. Естественно, если требуемое авто есть в наличии, то никаких задатков требовать не должны – риска ведь для салона никакого нет.
По скидке – в это время можете смело поднимать планку до 9%. Это вполне нормально.
Срок передачи ПТС покупателю обязан быть указан в ДКП. Тут будьте внимательны – часто там пишут, что ПТС передан сразу, а на самом деле устно просят обождать несколько дней пока его привезут. Обычно подвозят вовремя, но бывают задержки до месяца, а также ошибки в ПТС. Все эти вещи должны волновать менеджера, а не вас. Поэтому настаивайте на включении пунктов о ПТС в ДКП.
Всего вам доброго, Алексей.
Спасибо за статью! Буду знать когда объявления мониторить в поиске своего фордика)) Куплю — поделюсь результатом.
Спасибо за отзыв. Ждем результат.
Ну да, в январе, помню, на авито отжал свой нынешний форд по очень хорошей цене, хоть и не новая. Но если дилеры работают уже с 3го числа, то частника попробуй застань в январе ))) Они и сами-то не заинтнресованы в продаже по низкой цене, если не срочно. А народ наоборот активизируется.
Спасибо вам, Александр, за предоставление информации и участие обсуждении.
Хочу приобрести лада веста св кросс у афициалов в Москве,но они говорят что машин мало,большой спрос и никаких скидок! цена кусается (873тр)на мою комплектацию минимум и никаких скидок(беру за наличные но денег в обрез)сейчас конец мая походу самый сезон я так понимаю!что мне можно сделать,чтобы получить скидку?
Здравствуйте, Игорь.
В данном случае, если никаких объявленных скидок нет и на них не соглашаются даже при прямом торге, то лучше повременить с покупкой хотя бы до средины лета, но лучше до осени.
Всего вам доброго, Игорь.
Спасибо за Вашу статью! А вот с Subaru Forester наверное такое не прокатит. На всю Ростовскую область один салон. Они как японские камикадзе стоят на смерть по скидкам, только незначительная скидка по программе Subaru Upgrade в 40 тыс и 15 тыс если по TRADE-IN при участии в программе
лояльности “I’m Subarist”. А если ты до этого на форде фокусе ездил, то в кассу с полной суммой налички.
Согласны с вами. Спасибо вам, Константин, за предоставление информации и участие обсуждении.
Помогите купить Ниссан Кашкай у диллера!!!! Буду премного благодарна...
К сожалению, Сима, мы не оказываем услуг по персональной покупке автотранспорта. У нас чисто информационный сайт.