Добрый день, читатели, подписчики и комментаторы блога!
Из сегодняшней моей публикации вы узнаете, как перекупы оформляют авто при его перепродаже по действенным на сегодняшний день схемам.
Могу поспорить, что многие из вас уже задавались вопросом по этому поводу из любопытства или по насущной необходимости. Но добыть такую информацию не так-то просто.
Перекупщики, естественно, подобными вещами делятся крайне неохотно, чему свидетельство – отсутствие в Рунете статей, посвященных данной теме. А в автомобильных топиках налито по этому поводу такой мути, что разобраться в ней под силу далеко не каждому.
Давайте исправим эту ситуацию и пусть матерые перекупы не обижаются за разглашение «сакральной тайны», ведь не им одним нужна такая информация. Есть много начинающих или думающих начинать перекупку авто, для которых это очень важно. А еще есть простые автомобилисты, которым тоже полезно ориентироваться в этой теме.
Надеюсь, смогу чем-то помочь и тем, и другим, ведь данный блог создан именно для подобных целей.
Содержание
Перекупщики и их клиенты
Давайте предварительно разберемся в ключе «кто есть, кто», чтобы снять некоторые суеверия и малообоснованные предрассудки в отношении перекупов.
В среде автомобилистов сложилось непростое отношение к перекупщикам автомобилей – это еще мягко говоря. Покупатели машин, наслушавшись всякого, нередко сторонятся таких продавцов и опасаются заключать с ними сделки. А если с перекупами приходится иметь дело, то доверяют им почти как цыганам на базарной площади. И нельзя сказать, что оснований для всего этого не было и нет.
Но с другой стороны, несмотря на все эти предвзятости, бизнес у перекупов развивается и становится их не меньше, а больше, в отличие от практикующих цыган. В чем же дело? Если нет доверия, то нет и бизнеса, ведь верно?
Это не совсем так. Весь бизнес отдельно взятой бизнес-сферы, в нашем случае это вторичный рынок автомобилей, подразделяется на клиентские ниши. И в каждой такой нише бизнес ведется по своим правилам, диктуемым потребностями этих клиентских ниш.
Перекупы просто занимают свою «природную» посредническую нишу, в которой есть постоянный клиентский поток. С этим потоком они и работают, а предвзято-настороженно к ним относятся именно те, кто привык к другой нише – нише прямых продаж.
В последнее же время перекупщики начали внедряться во все клиентские потоки, нарабатывая себе авторитет порядочности и подгоняя условия проведения сделок под клиента, для снятия у того предвзятости и подозрительности.
То есть, это очень хорошая тенденция, ведущая к цивилизованным отношениям в купле-продаже автомашин.
Так кто же составляет главный клиентский массив для людей, занимающихся перепродажей авто? Нужно уточнить, что для перекупщика наиболее критичен его продавец, а не его покупатель. Именно на продавцах держится весь их бизнес. Как говорится: «был бы товар, а купец найдется». Я перечислю основные категории продавцов:
- В срочном порядке требуются деньги – это основная и всем понятная категория;
- Технические проблемы – вторая массовая категория, машины которых имеют всяческие подвохи, требуют серьезного ремонта или предпродажной подготовки;
- Невозможность продажи машины лично – есть множество причин (место жительства, болезни, юридические проблемы с авто и др.);
- Время дороже денег – есть немало успешных людей, часто меняющих машины и знающих цену деньгам, но их время стоит дороже суммы уступаемой перекупу за его работу;
- На деньги плевать – и таких клиентов, меняющих машины «как перчатки», хватает (богатые наследники, мажоры, просто идиоты с деньгами).
Во всех этих случаях стороны перекупной сделки достигают каждая своей цели и редко на это жалуются.
В качестве покупателей же выступает вся масса людей, ориентирующихся при покупке на вторичный авторынок. Здесь у перекупов нет особых разграничений – они могут продать машину как человеку из глубинки, у которого минимум вариантов, так и столичному жителю.
Тут уже все зависит от варианта продажи, предпродажной подготовки и самого перекупщика. То есть, покупки совершаются по принципу «волков опасаются, но в лес ходят».
Такой вид рыночных отношений ведется с древних времен и будет вестись еще очень долго. Он является естественной частью свободного рыночного механизма, несмотря на существующую законодательную и эмоциональную к нему предвзятость.
к оглавлению
Перекупщики и их схемы перепродаж
Теперь я опишу вам основные схемы перепродаж, по которым работают перекупщики. Вы, наверное, думали, что я открою вам один какой-то «секретный» метод и все? Нет, тут все несколько сложнее. Опытные перекупщики всегда работают по нескольким схемам перепродаж, в зависимости от ситуации. А ситуация чаще всего зависит от первичного продавца (заметьте себе этот термин) и от того, на что он согласен.
Как ни странно, но нынешнее законодательство после 15 октября 2013 г., отменив ряд контролирующих ограничений, сделало сделки по перекупкам авто более безопасными и прозрачными. Ранее были широко распространены схемы перепродаж «на транзитах», когда клиент вынужден был покупать авто практически «в темную», чем зачастую и пользовались недобросовестные продавцы.
Но этот метод канул в Лету, после того, как в схемах перепродаж стало возможным личное заключение договора купли-продажи (ДКП) минуя контролирующие госструктуры.
И еще я хочу обратить ваше внимание на частую путаницу и недопонимание многими автовладельцами понятия регистрации транспортного средства (ТС).
Дело в том, что у людей укоренилось шаблонное представление о любой регистрации какого-либо объекта, как о направленной непосредственно на него – на этот самый объект. Ну, вот покупаете вы, например, дом и регистрируете его в Росреестре, отчего сделка по покупке недвижимости вступает в юридическую силу.
Все правильно, но для ТС это не так. В юридическую силу сделка вступает сразу после подписания ДКП (и акта приема-передачи, если таковой составляется), а не после всяческих регистраций. В этом вся суть.
Внимание! Регистрация транспортного средства в ГИБДД проводится с целью разрешения использования данного ТС на дорогах общего пользования, а не с целью подтверждения юридической силы ДКП.
После того, как вы уяснили себе этот важный момент, можно приступить к перечислению схем перепродажи автомобилей, использовавшихся перекупами в 2015 году и применяемых на сегодняшний день. Подобные методы практикуются как в России, так и в Украине, Казахстане, Беларуси и некоторых других странах СНГ.
Их, действенных на сегодня, – пять и все они широко распространены, кроме, пожалуй, первого, который постепенно уходит в прошлое, как атавизм вслед за перепродажей «на транзитах».
Перекупщики используют такие варианты перепродаж:
- По генеральной доверенности;
- От первичного собственника;
- По двум ДКП;
- По договору-комиссии;
- С оформлением на себя.
Метод первый. Перепродажа по генеральной доверенности
Очень старая, и очень простая схема. Перекупщик получает от первичного продавца генеральную доверенность с правом продажи и впоследствии сам передоверяет ТС кому угодно, и где угодно. Этот метод прост, быстр, но рискован.
Ведь никто не запретит первичному продавцу отозвать свою доверенность, а с его смертью она вообще автоматически утрачивает свою силу. Поэтому такие продажи сейчас проходят в основном в самом нижнем ценовом сегменте.
к оглавлению
Метод второй. От первичного собственника
Это самый распространенный и простой метод. Заключается он в том, что перекупщик берет у первичного продавца его данные, ПТС (паспорт технического средства) с подписью продавца в нужном месте, чистый бланк ДКП с подписью продавца и все остальные документы. При сделке в графы вносятся необходимые данные и ДКП подписывается покупателем – в данном случае перекуп вообще не фигурирует ни в какой документации, но это делается только ради большего удобства коммерсанта, а не ради прямого обмана.
В другом случае, когда продавец наотрез отказывается заключать серый ДКП, перекуп заключает с ним обычную сделку, но своему покупателю продает авто уже по-другому ДКП с идентичными данными, но с липовой подписью.
А так как никакой графологической экспертизы при последующей регистрации ТС (транспортного средства) в МРЭО в отношении ДКП не проводится, и присутствие продающего не обязательно, то все обычно проходит без осложнений, т. к. намерений обмануть у перекупа и тут нет – он просто избавляется от «геморроя». Если человек покупает машину по таким схемам, то в случае чего особой разницы нет – и в том и в другом случае стребовать что-либо у хозяина, которого в лицо не видел проблематично.
к оглавлениюТретий метод. По двум ДКП
Это более сложный вариант, применяемый для работы с подозрительной клиентурой. Перекупщик заключает с первичным продавцом стандартный ДКП, куда вписывает свое имя. При этом авто не регистрируется, и новый владелец имеет полное право перепродать его кому угодно. Так он и поступает, заключая второй ДКП от своего имени с покупателем.
А так как ТС в момент нахождения у перекупа перерегистрацию не проходило, то и налоговая отчетность вторичного продавца не касается. По подобной схематике работают и дилерские цепочки при продажах новых машин, где регистрацию осуществляет владелец второй или третьей записи в ПТС – конечный покупатель.
Здесь присутствует обязательная договоренность между перекупом и первичным продавцом о том, чтобы последний не снимал авто с учета по прошествии положенных 10-и дней. На купленное по такой схеме авто конечному хозяину нужно будет предъявить при регистрации в МРЭО два ДКП: от первичного хозяина (предоставляемого перекупом) и свой.
к оглавлению
Четвертый метод. По договору-комиссии
Это уже совсем продвинутая методика, используемая перекупщиками, работающими официально и имеющими свои площадки продаж. Если такой перекупщик имеет статус «ООО», то он может заключить с продавцом договор-комиссию и просто выставить авто для продажи за определенную плату. Когда на него появится покупатель хозяин может сам заключить с ним сделку, а может с самого начала доверить это площадке заверенной доверенностью на продажу.
Еще используется вариант с единовременным расчетом, когда владелец получает от площадки все деньги за свою машину, пишет в дополнение к договору-комиссии финансовую расписку и доверенность на продажу. Далее, вся сделка проходит без его участия.
Кстати, о сделках через автосалоны я писал в статье про мошенничество при продаже автомобилей, там тоже можно почерпнуть полезную информацию по этому вопросу.
к оглавлению
Пятый вариант. С оформлением на себя
Этот метод является полным аналогом обычной покупки авто с прямым заключением ДКП. Применяется он в исключительных случаях, когда другие методы, по каким-либо причинам не могут быть использованы.
Здесь я отмечу, что все юридические «ухищрения» перекупов при современной перепродаже авто направлены не на обман покупателя, а на облегчение собственной работы. Например, перекуп вполне может вписать себя в ПТС (а так они и поступают с особо подозрительными клиентами), но просто стараются не делать этой «лишней» записи.
И налогов перекупы не боятся (они их обходят в любом случае), и могут зарегистрировать авто на себя, но им ни к чему «лишняя» налоговая отчетность, отнимающая впустую время. Перекупы могут, даже не будучи вписанными в ПТС, лично снимать ТС с учета, чего иногда требуют подозрительные покупатели. На этот случай они запасаются соответствующей доверенностью от первичного хозяина. То же самое касается и страхового полиса (хозяин их вписывает в свою страховку).
к оглавлению
Советы
- Если вы начинающий перекупщик, то для проведения усложненных сделок вам необходимо какое-либо заведение («контора») по юридическому оформлению документов автомобильных сделок, с которым вы будете постоянно работать, и которое будет придавать солидности вам и вашей профессии;
- При составлении и подписании всех документов с первичным продавцом обязательно используйте одну шариковую ручку, которой потом вы будете дорабатывать сделку далее – на этот момент особо обращают внимание работники МРЭО;
- Имейте в виду, что при постановке на учет ТС купленного перекупщиком в другом регионе, возможны задержки в регистрации для проверочных запросов между региональными МРЭО.
Заключение
Итак, уважаемые читатели, я раскрыл вам основные схемы, используемые перекупами, и хочу сделать несколько общих выводов:
Перекупка автомобилей – это естественное рыночное явление, которое начинает все более учитывать интересы конечного покупателя;
Современная законодательная база смогла одновременно упростить и улучшить процесс перекупки авто;
Вы поняли почему перекупы не оформляют авто на себя: главное для них это не обман покупателя, а всего лишь большее удобство и быстрота проведения сделок.
Если вы занимаетесь перепродажей авто, то расскажите в комментах, какой схемой пользуетесь вы или ваш знакомый, и так далее, и почему? Читателям и мне будет интересно, ну и конечно, по традиции, если он окажется интересным, то я его добавлю в статью, с указанием вашего авторства
Когда нибудь прыгали с парашютом? А прыгнуть и ещё на камеру снять — так делали? А эти ребята сделали:
На этом я завершаю нашу с вами сегодняшнюю беседу. Не стесняйтесь подписываться на блог, используйте социальные кнопки и проявляйте активность в комментариях.
До скорых встреч!
описываются ли подробно в данном курсе те способы перепродажи, указанные выше?
Добрый день Михаил. Нет, там об этом инфы. Только про стандартный способ. Главный козырь курса в том, что там показано, как осматривать авто, делать тест-драйв — такое нигде не встречал. Вот я пишу свой отзыв о курсе: Практическое видео-руководство от экспертов по правильной покупки, продажи авто и как на этом заработать + скидка!
Отличная статья! Илья только такой вопрос я собираюсь покупать авто в другом регионе и перегнать его в свой чтобы поставить там на учёт конкретно Краснодарский край но у меня здесь нет прописки. 1) Можно ли поставить авто на учёт не имея прописки в этом регионе? 2) Какие документы мне необходимо подготовить для перегона чтобы не возникло проблем с ДПС? Заранее спасибо Вам за ответ!
Спасибо Сергей! Что касается вопроса, то он не по теме. Но ответ готов. Поэтому задайте его снова в соответствующей статье Как приобрести автомобиль в другом регионе: подробное руководство и ответ будет опубликован.
Добрый день, такой вопрос, если собственник откажется подписывать пустой дКП и перекуп заполнит свои данные, а при продажи автомобиля перекупом будут указанны другие данные, и перекуп подделает подпись собственника, не считается ли это мошеничеством? Ведь первичный продавец подаёт данные в налоговую чтобы уплатить налог, или налоговая сама делает запрос у мрэо для того чтобы узнать получил ли прибыль первичный продавец, а там разные дКП? Это не считается уголовное ответственностью? И что за это грозит?
Здравствуйте, Илья.
Вы описали схему, которая действительно имеет признаки мошенничества, в отличие от серой схемы.
По серой схеме перекуп, даже если первичный продавец отказался подписывать пустой ДКП, вносит в него не свои какие-то данные, а данные этого же продавца, только своей рукой и сам подписывается. Кто именно вносит данные в документ для закона разницы не имеет (это может быть вообще компьютер), ну а за то, что сверкой подписей ГИБДД пока что не занимается, вы уже знаете – хотя подделка подписи является правонарушением, в данном случае на него идут без опасения преследования закона.
Поэтому, при дальнейшей перепродаже все корректно бьется по базам – сведения ведь достоверные. И с налоговой будет все нормально – ГИБДД передаст сведения в ИФНС после перерегистрации ТС. Но прежнему собственнику, если он знает, что налог полагается платить, нужно самому шевелиться, т. к. по закону именно он в добровольном порядке обязан подавать декларацию, а не по уведомлению из НС: ст. 228 (п. 1.2 и 3), ст. 229 (п. 1).
Если старый хозяин ТС не подаст декларацию, то НС его, конечно, уведомит, но спешить с этим не будет, т. к. за каждый месяц просрочки полагается пеня в размере 5% от суммы неуплаты.
Если же перекуп укажет в ДКП какие-то другие данные, то именно эти сведения пойдут от ГИБДД в налоговую. Если перекуп укажет себя, или кого-то другого, кто в курсе этого, то все нормально – они и заплатят налог. Если же будут указаны данные абсолютно постороннего человека, то это классическое мошенничество, которое выявится при перерегистрации.
Наказание за обычный вид мошенничества с автодокументами, совершенное без сговора с группой лиц и не повлекшее особо большого ущерба, довольно мягкое – от штрафов, до 2-х лет лишения свободы (ст. 159 УК РФ).
Но подобными фокусами перекупы обычно не занимаются, а занимаются мошенники, работающие под видом перекупов.
Удачи вам, Илья.
Здравствуйте Илья!Спасибо за статью!Вопрос по 2 методу,с липовой подписью продавца.
Добрый день.
Третий метод. По двум ДКП!!!
Разъясните пожалуйста, почему в данном методе перекупщик просит не снимать авто с учета после 10 дней? Что произойдет, если продавец все же снимет авто с учета?
Метод второй. От первичного собственника!!!
Т.е. все то время, пока перекупщик ищет покупателя машина зарегистрирована на первичного владельца? И налог и штрафы будут приходить ему?
И первичный владелец так же не снимает авто с учета, пока перекупщик её не продаст?
Здравствуйте, Дмитрий.
Сделки с перекупами по разным схемам имеют свою специфику. И обычно сам перекуп разъясняет клиенту все тонкости дела, чтобы люди не пугались видимых нарушений.
Поэтому те, кто согласился на сделку с перекупом обычно соглашаются и с условиями этой сделки – той схемы, которая была предварительно обговорена.
В эти условия входит просьба не снимать авто с учета до уведомления перекупом старого хозяина о том, что его авто продано и он снимает с себя обязательства. Обычно перекуп делает это не ранее 10 дней после перепродажи авто, чтобы новый владелец перерегистрировал машину.
Самого же снятия с учета при обычной продаже сейчас нет – имеется только перерегистрация. А снятие с учета в нынешнем понимании – это форс-мажорное обстоятельство. Если вы снимете авто с учета до того, как авто будет перепродано, то у перекупа и его покупателя возникнут серьезные проблемы при перерегистрации.
Данный поступок с вашей стороны будет рассматриваться как «кидок».
Да, налог и штрафы приходят на адрес того, на кого машина зарегистрирована. И даже при обычной продаже без всяких перекупов, налоги еще какое-то время придут на ваш адрес. Но в случае с перекупами (серьезно относящимися к своему бизнесу) штрафов быть не должно, т. к. они специально не ездят на перепродаваемых машинах, чтобы не нарушать договор с хозяином – ведь он может психануть и написать заявление на утилизацию (снятие с учета). Тогда перекуп потеряет много больше. По поводу налогов, то они на вашей стороне до перепродажи, но это решается в предварительной договоренности при сделке.
В общем, сделка с перекупом – это сделка чести, где каждая сторона может насолить другой, но не делает этого, ввиду устных обоюдных договоренностей.
Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, как будут работать перекупы после введения электронных ПТС. Как перекупу проверять авто на юридическую чистоту и как перепродать такой авто? Кто и где будет вносить нового собственника в электронный ПТС? Можно ли будет перепродать авто не внося себя в эПТС?
Спасибо!
Здравствуйте, Константин.
Вопросы ваши несомненно интересны, но они несколько преждевременны. Да, решение ЕЕЭК № 122 предусматривает начало перехода на ЭПТС (электронный ПТС) с 01.07.2016 г. Но это только анонс был как бы.
Фактическое начало этого перехода стартует только с января этого года, а условное окончание перехода запланировано на 01.07.2017 г., но уже имеется оговорка, что еще в течение 2-х лет ПТС возможно будут выдавать в двух видах – бумажном и электронном. Как будет все слаживаться по этим срокам не ясно – скорее всего их пересмотрят, т. к. это делают постоянно, а сам данный проект очень сложен (сложней и грандиозней е-ОСАГО).
На юридическую чистоту авто можно будет проверять как и раньше – по сервисам. Правда, в ЭПТС и в бумажной выписке к нему не будет предусмотрена запись владельца авто. Это может создать проблемы при проверке документов с рук. Но одновременно с введением ЭПТС введут в действие сопутствующий электронный сервис, где даже посторонний человек сможет узнать основные данные по документу (не все), включая действительность и историю владения. Сервис разрабатывается порталом Gibdd.ru.
Согласно Приложению № 7 (п. 1, абз. 2) Решения ЕЕЭК, оформлением и переоформлением ЭПТС будут заниматься организации-изготовители, уполномоченные органы и организации стран ЕАЭС. То есть это те же ГИБДД, таможня, заводы, автосалоны и т. д. Дополнительно создано специальное ведомство ОАО «Электронный паспорт», которое будет непосредственно вносить сведения в общую базу данных экспортных и б/у авто, передаваемых первичными регистрационными инстанциями.
То есть самостоятельно вы уже не впишете в ЭПТС свои сведения – это теперь забота регистрационных органов. На вашей стороне пока остается ДКП, который после введения ЭПТС еще более повысит свой статус. Скорее всего его также адаптируют к новым условиям. Планируется вообще отказаться от бумажного ДКП и тоже сделать его электронным, объединив базы данных ПТС и процесс купли-продажи в единое целое.
Пока будут существовать бумажные ДКП с нынешними вольными правилами их оформления, схемы перекупов будут действовать и перепродавать авто, не внося себя в ЭПТС можно: ведь вы, как перекуп, не планируете посещение ГИБДД – это сделает конечный покупатель по данным из ДКП, а они там могут быть какие угодно. Из этого вы понимаете как перепродать авто с ЭПТС – юридически-заочно сводите документами продавца и покупателя, минуя себя. При желании можете использовать более белые схемы вплоть до классической продажи. Однако это мое мнение согласно нынешней ситуации, а она может поменяться. Думаю, скорее всего так и будет – вряд ли государство будет тратить такие усилия и не сделает попытку прикрыть попутно серые схемы.
Поэтому как будут работать перекупы после полного внедрения ЭПТС (а это года два-три перехода, как пить дать), бог весть – будущее покажет. Но если государству удастся удачно зашить ДКП в электронку, то перепродажа авто может осложниться теми хлопотами, которых перекупы стараются избегать. Однако сам этот бизнес никуда не денется.
Вообще эта реформа номинально называется реформой ПТС, а на деле у властей грандиозные планы по объединению электронных баз и процессов растаможки, уплаты налогов, купли-продажи, техосмотра, допуск к эксплуатации ТС и др. Так что в этом и следующем году нужно держать нос по ветру – реформы планируются серьезные.
Всего вам доброго, Константин.
Здравствуйте Илья . Подскажите что можно применить в моем случае — я купил авто с недочетами по кузову , для решения своей проблемы приобрел еще один автомобиль ( утилизированный и сильно битый ) но и его мне не хватает чтобы заменить ржавые детали , хочу приобрести еще один авто и из трех собрать две и одну соответственно продать . Какой способ можно применить не оформляя последнюю на себя , что посоветуете именно вы из тех пяти видов перепродаж ?
И если можно поподробней , с нюансами , а то если честно каша в голове от прочитанного , думаю я не одинок в этой проблеме и прочитав описания одного из способов именно на моем примере многое поймут
Здравствуйте, Дмитрий.
Я так понял, что у вас в сухом остатке получится две машины на ходу: одна из них без регистрационных проблем, а вторая конструктор из частей утилизированных машин. Какую из них вы хотите продать я не до конца уяснил.
Но предполагаю, что продать вы хотите конструктор без документов. В этом случае вам нужно сразу легализовать собранную машину, а дело это непростое и понадобятся все ваши данные. В результате, если машину признают пригодной к эксплуатации и выдадут на нее ПТС, вы можете продать ее по простому ДКП, без всяких схем – не ставя на регистрационный учет (продать как товар). Если же по каким-либо причинам потребуется регистрация конструктора на ваше имя, то опять для продажи нет надобности применять схемы.
Если вы хотите продать основную машину, для которой покупали доноров, то ситуация та же самая – когда авто зарегистрировано на вас и вы же хотите его продать, то схемы перекупов тут лишние.
Схемы перекупов – они для перекупки авто у одних и перепродажи другим (3 фигуранта), а не для сбора конструкторов одним лицом с последующей их перепродажей (2 фигуранта). То есть это перепродаются зарегистрированные автомобили, у которых есть ПТС и СТС, а не конструкторы, у которых нет пока никаких документов.
Чтобы продать конструктор инкогнито нужно применить или криминальную схему с подделкой документов (донорские документы тоже засчитаются судом как подделка), или регистрировать собранное авто на подставное лицо. Или продавать в виде запчастей на ходу без документов – такие тоже покупают (кто сам потом хлопочет, кто в глуши ездит без доков).
Для перекупки же авто, если вас это интересует, самый действенный метод второй: составляете полноценный ДКП с продавцом, просите его подписать еще одну копию ДКП (без даты), подписаться в ПТС (вам не нужно), рассчитываетесь по оплате. Договариваетесь с этим продавцом о том, что вы машину пока ставить на учет не будете – даете контакты и гарантии, что проблем со штрафами не будет (обычно на таких машинах не ездят), а если вдруг что – вы все оплатите. Потом находите покупателя и даете ему на подпись тот второй ДКП (первый показывать нет нужды), ПТС дозаполняется и все – авто можно регистрировать. Вы юридически в сделке не участвуете. Дожидаетесь, когда ваш покупатель поставит авто на учет (предупреждаете чтобы не тянул) и контактируете с первым продавцом – уведомляете его о том, что машина перерегистрирована и сделка закрыта. Все.
Если у вас будет авто подходящее для перепродажи, то действуйте по этой схеме, как делает большинство перекупов.
Всего вам доброго, Дмитрий.
Добрый день.
Разъясните какие проблемы ждут перекупа и нового владельца при условии что владелец снял регистрацию автомобиля и 10 дней прошли ?
А так же что ждет перекупа при езде на автомобиле с переписываемым ДКП по истечении 10 дней после снятия с регистрации владельцем, со стороны сотрудников ГАИ ?
Здравствуйте, Роман.
По поводу проблем из-за снятия регистрации – тут перекуп проблем иметь не должен. Ведь он является по сути просто посредником, а не юридическим фигурантом сделки. Даже проблема в режиме «набить морду» перекупа здесь не коснется, т. к. вина за несвоевременную перерегистрацию приобретенного транспорта целиком лежит на новом владельце. Ему и все проблемы – контакты с первичным собственником. Восстановить учет можно двумя путями:
1) Первичный собственник сам хлопочет в ГИБДД.
2) Первичный собственник дает нотариальную доверенность на восстановление учета обратившемуся.
Потом нужно будет перезаключить сделку (переписать ДКП) и перерегистрировать авто на нового собственника.
Что ждет перекупа, если он ездит по ДКП и ПТС? Смотря как он на нем ездит. Если он ездит на нем без документов с одними правами, то машину могут забрать до выяснения, а могут просто оштрафовать.
Если у перекупа есть ДКП на его имя (один из двух) и он вписался в ПТС, то ничего перекупу не будет. Ведь он для ДПС юридически выступает в роли покупателя, а согласно решению ВС РФ № АКПИ12-205, в данном случае можно 10 дней ездить по ДКП даже без ОСАГО. Но ДПС требует ДКП + ПТС, имейте это в виду.
Если же первичный владелец отдаст перекупу свое СТС и страховой полис, куда его впишет, то проблем вообще нет – можно ездить ничего не опасаясь. Ну а если просто одно СТС, то штраф в 500 руб. при каждой проверке.
Всего вам доброго, Роман.
Илья добрый день, на рынке встретили интересное предложение, в общем, продавец настаивает на том, что собственник его родственник (Дядя), и что пойдёт во МРЭО оформлять доки с нами, и даже заберёт деньги только после оформления, договор будет составлен от имени Дяди с его подписью, что уже было мне продемонстрировано (пустые графы где не вписано никакой информации и только внизу стоит подпись такая как на ПТС, я могу надумывать, но подписи в графе хозяин и подписи в графе бывший хозяин и пустом ДКП, разные... Все документы в порядке на руках у продавца СТС предыдущего владельца, машина нигде в залоге не числится и т.п., как поступить? Попросить продавца оформить на себя авто и с ним уже с его паспортом и актом передачи, заключить новый договор? либо давить на встречу с собственником (Дядей)? я так понимаю, 3его варианта, чтобы быть уверенным в полноправной собственности нового авто не дано? учитывая что приобретаться авто будет в МО, хотя сами с региона и дядя и оформленная машина с другого региона.
Добрый день! У меня сейчас подобная ситуация, все документы у продавца на автомобиль есть, но он не собственник, а в ПТС подписи разные и в ДКП как в ПТС но только последняя подпись. То есть первая подпись владельца не совпадает с подписью в ПТС, но идентична в ДКП между перекуром и продавцом. Мне он предлагает оформление только от первого хозяина.
Чем у Вас закончилась эта тема?
Приветствую, в нашем случае просто не устроил тех состояние авто при более детальном осмотре, касательно ситуации, с какой стороны не крути, но чтобы быть полностью уверенным 3тье лицо может продать машину только, если владелец выписал на него нотариальную генеральную доверенность, в этом случае уже Вы 100% защищены, все расписки, ксерокопии паспортов не имеют силы, и случись что, Вы будите долго искать крайних, велика вероятность, что Авто у Вас останется, но крови может подпортится достаточно. Надо понимать, что база ГИБДД это разрешение езды на дороге, а право собственности это право собственности и в случае его нарушения и мошенничества, от первого собственника подастся запрос в суд, от него в ГИбДД и машина будет отозвана до разбирательств, а то третье лицо с деньгами просто растворится ... Если авто у перекупа, то он уже купил у предыдущего владельца и прошлому собственнику действительно всё равно, но к сожалению перекуп никогда не признаётся кто он и сейчас уже много небыдло перекупов, которых трудно отличить.
Надо понимать , что под третьим лицом, может быть сын , племянник, родственник, у которого проблемы с рамками в жизни, и хочется денежек, а родственник, чей авто продаётся к примеру даже этого не знает, он может дать покататься, уехать в отпуск, или как вариант пацаны с сервиса, которым пригнали машину и оставили там документы...... малосмысленных рискованных людей хватает, в этом случае будет печаль.
Здравствуйте, Андрей.
Данное поведение продавца не всегда означает какое-то мошенничество перекупа. Более того – в подобных случаях не всегда фигурируют перекупы. Дело в том, что иногда обычные граждане (брат, сват, друг и т. д.), по просьбе владельца авто или по собственной инициативе, берутся его продать за какой-то интерес или в качестве безвозмездной услуги/помощи. При этом на продажу не оформляется ни доверенность, ни договор поручения.
Поэтому и используется схема перекупов. Конечно, нередко и сами перекупы прикидываются такими родственниками, продающими машину «любимому больному дедушке на лечение».
Но вне зависимости от того, кто перед вами, если указанный автомобиль вам понравился, вы можете его купить. Для этого транспорт нужно тщательно пробить по всем базам. Не оставить вниманием паспорт «больного дедушки», если таковой существует в природе и паспорт «помощника в продаже». Тут наиболее критична реальность, доступность, дееспособность и платежеспособность «дедушки» – это юридически подстрахует покупателя (на случай расторжения ДКП).
Конечно и само авто нужно хорошо обследовать на предмет значимых технических подвохов.
Если все оказалось в порядке, то вы можете потребовать от продавца заключить с вами сделку по двум ДКП – договор от «дедушки» и договор от «внука». Обычно на это следует отказ. Если вы согласны рискнуть и заключить ДКП «заочно» с истинным собственником, через неофициального посредника, то можете смело скидывать цену на риск. Дополнительно потребуйте от фактического продавца («внука») ксерокопию его паспорта, а также подробную рукописную расписку в получении денежной суммы за авто (эта расписка, при определенных обстоятельствах, может быть признана судом формой ДКП со всеми вытекающими).
Всего вам доброго, Андрей.
Здравствуйте, Дмитрий.
Скорее всего никакого дяди не существует и перед вами классический перекуп. Дяди и тети это из школьного репертуара, а бывает перекупы разыгрывают целые постановки с показом «беременных жен», «деток» и т. п. Все это делается обычно не для мошенничества, а чтобы взять с покупателя большую сумму и быстрее продать машину.
Проверить этот вариант очень просто: предложите перекупу то, что вы надумали – переоформить авто на себя. Если сразу скажет, что никак нельзя, то это перекуп 100%.
Но вообще эта сказка про дядю выглядит по-детски. Предполагаю, что перекуп из южных регионов – такие бизнесмены воображение для генерации сказок покупателям особо не напрягают: что сочиняли в школе, то и вам.
Смотрите: «племянник» показывает чистый ДКП с подписью «дяди». И в то же время демонстрирует СТС, что является знаком особого доверия «дяди» (на самом деле выклянчил у первичного покупателя). Но ведь будь эта сказка правдой, что стоило «племяннику» набросать ДКП на свое имя, дядя бы его подписал (раз доверяет племяннику всецело – отдал машину с СТС) и продавать можно было бы напрямую, без перерегистрации.
В вашем случае, если вариант привлекательный, можно согласиться на сделку и от перекупа, если он не внушает особых подозрений. «Дяде» можно прозвонить и поинтересоваться действительным состоянием авто т. к. в случае серьезных проблем с двигателем за «племянника» ответит «дядя». Проблем с маркировкой двигателя быть не должно, раз перекуп предлагает вместе ехать в ГИБДД, но проверить это нужно обязательно.
А так – обычная схема перекупа, только не все они соизволяют клиента в ГИБДД провожать, да еще и деньги брать после перерегистрации. Мошенник на такое бы не решился – не любят они фейс свой светить в структурах МВД перед камерами наблюдения.
Но вот что – хорошо, если подпись в ДКП «дядя» ставил, а если сам перекуп подрисовал, то такой ДКП «дядя» теоретически может оспорить как фальшивку. Хотя подобное редко бывает. Само собой, паспорт перекупа проверьте и пробейте на действительность. Если все ОК, то сохраните его данные на всякий случай. Если это мошенник, то пробить паспорт он вам не даст (за исключением мастеров экстра-класса, использующих настоящие чужие паспорта и грим вместо фальшивок), но такие сказок про «дядю» не используют.
Всего вам доброго, Дмитрий.
Илья, доброго времени суток!
К комментарию от 03.11.16 и ответу от 08.12.16...
Илья, Вы писали, «Самого же снятия с учета при обычной продаже сейчас нет – имеется только перерегистрация. А снятие с учета в нынешнем понимании – это форс-мажорное обстоятельство. Если вы снимете авто с учета до того, как авто будет перепродано, то у перекупа и его покупателя возникнут серьезные проблемы при перерегистрации.
Данный поступок с вашей стороны будет рассматриваться как «кидок».»
А какие именно серьезные проблемы возникнут при перерегистрации?
Здравствуйте, Игорь.
Перерегистрация станет невозможна. Сделка по купле-продаже будет фактически аннулирована и покупателю придется идти к вам на поклон просить восстановить учет автомобиля.
Это нужно делать вам или, как вариант, оформлять нотариальную доверенность на восстановление учета. После восстановления придется перезаключать сделку и переписывать ДКП на свежий. Именно по нему, а не по старому договору покупатель должен перерегистрировать авто на себя.
В любом случае это хлопоты и если снять регистрацию без уважительной причины, то это поступок не айс, как говорит молодежь.
Всего вам доброго, Игорь.
Илья, вы не в курсе про «прекращение регистрации»? Как-то удивительно для человека, который берется учить других. Прекращение регистрации на основании продажи (передачи) другому лицу — это обязанность продавца. Никаких проблем для покупателя эта операция не несет, разве что, кому-то придется получать новые номера. Ездить на номерах продавца не получится.
Здравствуйте, Anon.
О прекращении регистрации и ее отличии от снятия ТС с учета в статьях данного блога писалось не раз – вы просто их не читали, раз задаетесь подобным вопросом.
Вопрос же читателя, ответ на который, который вызвал ваше негодование, звучит так: «…почему в данном методе перекупщик просит не снимать авто с учета после 10 дней…».
В статье не просто так написано про обеспокоенность перекупами возможностью первичного продавца именно снять ТС с учета, а не прекратить его регистрацию. Причем это можно сделать в любой точке РФ, а вот обратная процедура восстановления проходит только по месту архивирования данных авто. Из-за этого перекуп, который перегнал (или перевез) машину из далека может потерять немалые деньги и время.
О прекращении же регистрации перекупа тоже могут просить, но это совсем не критично для успешной продажи – в отличие от снятия с учета, бывший хозяин машины не требуется.
И перекупа не зря беспокоятся, т. к. до сих пор значительная часть водителей о снятии с учета знают, но не знают, что имеется процедура его прекращения, или просто не отличают одно от другого. Из-за чего нередко бывает так, что подлянку перекупам подлаживают не со зла, а по незнанию.
Что касается вашего «Прекращение регистрации на основании продажи (передачи) другому лицу — это обязанность продавца» – вот тут как раз ваша ошибка.
Нет такой обязанности у продавца. Есть право, но обязанности нет – бывает, новые собственники машин годами ездят на чужой регистрации. Зато есть обязанность у покупателя поставить авто на учет в 10-дневный срок, за нарушение чего предусмотрен штраф (вполне посильный для нового владельца ТС).
Всего вам доброго, Anon.
Какой-то странный закон. По идее если у покупателя есть 10 дней на перерегистрацию авто, то и продавец должен иметь возможность снятия авто с учёта только по истечении 10 дней. А так получается даже если я не перекуп, просто погоню тачку в другой регион, дорога пару дней допустим займет. А продавец на следующее утро пойдет и снимет авто с учёта. Покупатель попадает на ровном месте.
Здравствуйте, Дмитрий.
Вы неверно поняли положения законодательства: продавец может прекратить регистрационный учет ТС в связи с продажей в ГИБДД, приложив к своему заявлению ДКП по сделке, где указана дата купли-продажи. По действующим правилам прекращение регистрации ТС его продавцом возможно спустя 10 дней после даты купли-продажи. То есть продавец имеет право прекратить РУ на 11-й день. А если он придет раньше, то ему откажут.
Соответственно у вас есть ваши законные 10 суток на перегон и регистрацию ТС. Но даже если вы не успеете, и продавец прямо на 11 день пойдет прекращать регистрацию, то ничего страшного – когда вы обратитесь в ГИБДД, то заплатите незначительный штраф за просрочку и все, авто вам перерегистрируют без участия продавца.
Всего вам доброго, Дмитрий.
Доброго времени суток Илья.
У меня вопрос на счет третьего варианта оформления сделок «2 договора купли-продажи». Если я купил авто у собственника, то каким образом ставится отметка мной и им в ПТС? Также когда я уже перепродаю авто, то как должна выглядеть отметка в ПТС? Как я понимаю будет две отметки о собственника авто- 1 на меня от собственника, а вторая от меня на покупателя? ГИБДД поставит свою печать на обоих отметках?
Здравствуйте, Александр.
По поводу отметок в ПТС при перепродаже авто много ходит всяческих толков. По наиболее корректной схеме записи в ПТС производятся только теми собственниками, которые ставят или собираются ставить машину на учет в ГИБДД.
Для простой купли-продажи ТС, если вы не собираетесь ставить его на учет на свое имя, достаточно одного ДКП. Но ситуации бывают разные: купил, к примеру, человек авто с намерением поставить его на учет и внес соответствующие записи в ПТС. Но в скорости обстоятельства поменялись и авто на учет водитель ставить передумал и перепродает его. В ПТС окажется «холостая» запись – это ничего страшного, но в ГИБДД может придется пояснить, что к чему.
Или наоборот – покупает человек машину, а ФИО продавца в ПТС не совпадает с ДКП. В этом случае для беспроблемной перерегистрации от продавца требуется второй ДКП, где указан последний собственник ТС. Если машина перепродавалась несколько раз, то несколько ДКП соответственно. Это нужно для того, чтобы в ГИБДД оператор видел историю собственности ТС. Однако ДКП от последнего собственника посреднику достать удается не всегда. В этом случае в ГИБДД могут затребовать объяснительную от покупателя и продавца, и даже самого продавца пред ясны очи. Из данной ситуации выходят и более радикальным образом, изготавливая ДКП с подложной подписью последнего собственника (по ДКП или по ПТС, если данные нескольких «темных» собственников неизвестны).
Однако, сколько бы раз машина не перепродавалась, при намерении ставить машину на учет, то в ПТС должна стоять хотя бы подпись последнего продавца, если такая возможность есть. То есть в вашем случае, если вы покупаете машину с целью перепродажи, то вносить запись о вашей сделке с продавцом не обязательно, но обязательно нужен ДКП (пару экземпляров). А когда вы продаете машину покупателю, который собирается ее перерегистрировать на свое имя, то записи в ПТС нужны (хотя бы подписи). Дополнительно вы передаете покупателю экземпляр ДКП от прошлой сделки. В ГИБДД покупатель предъявит 2 ДКП от двух сделок и ПТС с записями о последней сделке.
Это все делается для беспроблемной и быстрой перерегистрации, а вообще, если машина имеет белые пятна в истории владения, то ее тоже можно зарегистрировать по последнему ДКП совсем без наличия ПТС. Но процедура будет иметь больше хлопот – проверка чистоты ТС и агрегатов, истории регистрации, возможно запрос по месту последней регистрации, объяснительные и т. д.
Печати же на записи в ПТС оператор ГИБДД поставит и допишет все, что требуется.
Всего вам доброго, Александр.
Здравствуйте, у меня вопрос по третьему способу. Если я будучи перекупом просрочу ДКП ( не успею продать за 10 дней ) могу ли я с этим же ДКП продать авто другому , не обновляя его?
Илья, добрый день.
Полезная статья, нет слов. Но (здесь как-то уже упоминали в комментариях) многое просто намешано в кучу.
Я бы серьезно переработал статью, если конечно есть цель повысить юридическую грамотность населения (при этом неизбежно уменьшая потенциальную базу своих клиентов - если все будут такие умные, то кому будут нужны юристы :-))).
1. Перечисленные схемы нуждаются в ранжировании, допустим, по показателю «уровень риска».
2. Чтобы вообще рассуждать о «перекупах», надо четко дать определение, что под этим понимается. Пока понятие широкое и расплывчатое.
3. Особое внимание уделить детальному пояснению рисков с т.з. права и повседневной практики - как это случается в жизни, на реальных примерах.
Теперь детально.
Наверное будет справедливо разделить перекупов на несколько категорий, в том числе и по критериям преследуемых целей и вытекающим из этих целей схем работы. Допустим, я бы вообще исключил из этого понятия официально работающих посредников, декларирующих услуги по купле-продажи автомобилей как свой основной род занятий, имеющих для этого все необходимые регистрационные документы, соблюдающие регламентируемые законом процедуры и т.п. Или выделил их в отдельную категорию.
Далее. Из приведенных схем явно есть два типа - малорискованые и высокорискованые (как для покупателя, так и для первичного собственника авто). К малорискованым безусловно стоит отнести схему с доверенностью (это не вопросы авторынка, а общие вопросы нотариального характера, в равной степени будет относиться к любым доверенным действиям в любой сфере).
Также схему с комиссионной продажей. По мне, так тут перекупом и вообще не пахнет.
Аналогично и схема с полной регистрацией на себя. Никаких принципиальных отличий от любого другого автовладельца, который купил авто и через какое-то время его почти 100% обязательно продаст (разница лишь в этом времени), тут не просматривается, только нюансы, о которых можно порассуждать.
Другое дело с высокорискованными схемами (от первого владельца и по двум ДКП).
Риски тут проистекают как раз из самой природы сделки. А именно
— человек фактически занимается незаконным предпринимательством и уклоняется от налогов. Т.е. человек (перекуп) изначально выбирает путь незаконопослушного гражданина (что ему мешает зарегистрировать бизнес, платить налог, нести ответственность перед участниками сделки и т.п.?). Соответственно это его провоцирует и дальше не останавливаться на нарушениях (обманул в одном, соответственно уже готов обманывать в другом, третьем и пятом аспекте). Именно в этом риск.
— перекуп в своих действиях изначально планирует махинации — подделку подписей, чистые бланки договоров с подписями (т.е. сделка по набору признаков является ничтожной).
Отсюда, из природы действий, проистекают и схемы. И тут я бы подробно остановился с полным перечнем рисков с бытовыми примерами, чем грозит купить машину по двум(трем и проч. ДКП), а также когда ДКП и запись в ПТС фактически делается от имени законного собственника, но без законных полномочий на это действие.
Успехов в Вашем полезном деле.
Игорь
Здравствуйте, Игорь.
Данная статья является обзорной и конечно не вмещает в себя всей полноты разъяснений по такому сложному вопросу, как схемы продажи ТС перекупами. В будущем возможно будут освещены и более детальные аспекты данной тематики – в виде отдельной публикации, включая ранжирование по риску, детали, примеры и т. п.
Понятие «перекуп» оно не «пока», а на самом деле есть «широкое и расплывчатое» и таковым останется впредь. Ведь перекупами считаются и профессионалы с полной занятостью, и дилетанты с частичной, просто случайные люди, решившие разок попробовать выгодно «сдвинуть» попавшийся под руку отличный вариант. Даже какие-то альтруистические помощники, разово продающие машину больного (реально) дедушки, и те могут быть отнесены к данной категории, т. к. используют те же схемы. Причины же и побуждения продажи ТС – это вторично. То же касается и перекупов, работающих официально. Сами сморите живой пример: я айтишник, ранее работал без какой-либо официальной регистрации. Но потом, когда заработок стал позволять, я оформился официально, как фрилансер-предприниматель (с уплатой налогов и т. п.). Но данное оформление совершенно не повлияло ни на род моего занятия и ни на применяемые мной методы. Я как был айтишником, так им и остался. С чего вы взяли, что оформление ИП или ООО так кардинально меняет профиль деятельности перекупов, что это влияет на их профессиональную классификацию? Ведь если метод обмана (в той или иной степени) широко использовался перекупом до ООО, то с чего вы взяли, что он откажется от зачастую основной технологии своей работы? Практика показывает, что как раз матерые перекупы со статусом ООО нередко развертывают техники жульничества более широко, чем без официального статуса. Ни налоги, ни декларации, ни процедуры на это не влияют. Неужели вы не слышали о множестве работающих аферистических или мошеннических юрлиц?
Комиссионки же, открываемые перекупами – это совершенно не то, что автосалоны или другие компании, скупающие машины. Там, повторяю, «серость» схем только изощряется и развертывается на более широком уровне. Вы же сами пишете, что если к обману привык, то не отучишь. Согласен.
По схеме с регистрацией на себя вы однозначно неправы. Элементарный пример: два примерно одинаковых варианта; один продается от собственника, другой от перекупа. Вы об этом знаете. Что вы выберете? Вот то-то и оно – моментально проявляется разница. Неужели вы не видели объявлений с «эпиграфом» – «перекупам не беспокоить». Имеются в виду все перекупы (ООО, ИП, серые, белые, по прямому ДКП, «клянусь мамой» и т. п.). И разница там не во времени и нюансах, а огромная разница в степени риска и выгодности сделки, даже если перекупы предложат вам схему прямую, как сажень и белую, как снег.
Ваша философская конструкция о том, что обманул раз – готов обманывать далее неверна. Есть море юрлиц, которые не обманывают государство, но являются мафиозными структурами или бандитскими образованиями.
В Москве пару лет назад было засилье компаний, платящих налоги, которые «обували» приезжих (и не только) покупателей ТС по полной программе, но чисто согласно букве закона, посредством разработанных юристами схем. Законных схем, которые отнимали у людей их деньги, без возможности подать успешный иск в суд.
С другой стороны, есть масса перекупов, которые не платят налогов, нередко идут на подлог документов (подделывают подписи в ДКП), имеют другие грехи пред Отечеством, но клиентура их уважает, т. к. их слово – булат, и клиент не поимеет от них ни проблем, ни обмана.
Огромнейшая масса авто в РФ принадлежит людям как раз вот по таким ДКП с признаками ничтожности сделки.
Кстати, Игорь, если вы хорошо разбираетесь в юриспруденции и в вопросе структуризации перекупщиков, то вы вполне можете написать статью по этой теме.
Спасибо вам за развернутый анализ публикации.
Всего вам доброго, Игорь.