Профи обычно советуют для новичков диагностический сканер стандартного исполнения «Smart Scan Tool», т. к. с другими вариантами могут быть всяческие проблемы – от модельной несовместимости до возможности серьезного расстройства электронной системы машины.
Привет всем посетителям моего автоблога!
Сегодня я познакомлю вас с такой замечательной и сверхполезной вещью, как диагностика авто через ноутбук своими руками.
Ведь для немалой части автомобилистов услуги СТО, включая компьютерную диагностику, являются недешевым сервисом, бьющим по карману. И тут владение навыками самостоятельной диагностики авто, даже самого поверхностного уровня, позволяет существенно сэкономить свои затраты.
Более того, с набором опыта, даже обычному автолюбителю вполне по силам освоить профессиональные уровни диагностики и, при желании, даже неплохо зарабатывать на этом.
Чтобы начать, наиболее оптимально будет освоить автодиагностику посредством обычного ноутбука и какого-либо простого, недорогого, но надежного, и, главное, универсального сканера.
В этом обзоре я предлагаю вам базовые понятия для начальной ориентации в данной области автодела.
Содержание
Компьютерная диагностика
Немного истории
Компьютерная диагностика автомобилей имеет уже вполне солидную историю, превышающую 35-и летний период: в 1980 г. «Дженерал Моторс» на коммерческой основе внедрила в технологию производства диагностический интерфейс ALDL для отслеживания состояния всех систем автомобиля, а также протокол ECM, применявшийся для диагност-тестов управляющих модулей двигательного агрегата.
В начале 90-х в Соединенных Штатах был создан универсальный диагностический протокол для автотранспорта, использующийся по сей день: OBD (On Board Diagnostic – диагностика бортового оборудования), и с 1996 г. его усовершенствованная версия OBD-2 стала технологически обязательной для машин США и Канады.
С 2000 г. европейский вариант этого протокола (EOBD), Директивой ЕС (98/69) был внедрен в производимые и продающиеся авто Евросоюза на обязательной основе для бензинового транспорта, а с 2004 г. для дизельного.
Собственную версию протокола (JOBD) в 2003 г. для всех своих машин внедрила и Япония.
То есть, сейчас, обобщенно говоря, подавляющая часть даже очень возрастных авто (до 20-и лет) адаптированы к системе компьютерной диагностики. А по указанным историческим вехам вы можете предполагать наличие или отсутствие данной адаптации в той или иной конкретной машине.
Электронный блок управления
Современный автотранспорт оснащается электронным мозгом, который объединяет диагностические датчики и модули управления всех систем и подсистем машины, посредством которых можно отслеживать текущее состояние, делать прогнозы работоспособности, регулировать различные технические параметры и устранять некоторые неполадки.
Называется такой центр ЭБУ (электронный блок управления) и для техмониторинга или внесения каких-либо изменений и исправлений в автосистему к нему подключается внешний диагностический интерфейс.
Что он из себя представляет?
Обычно это связка из специального контроллера (спецификатора протокола OBD-2), какого-либо процессора для обработки данных, специального софта и средств соединения всего этого. Сейчас я объясню вам более русским языком что тут к чему, представив общую принципиальную схему:
- ЭБУ машины обязательно имеет внешний выход-разъем, к которому подсоединяется ключевой для подобной диагностики элемент – OBD-адаптер (сканер), который преобразует и унифицирует поток данных от контроллера ЭБУ для того, чтобы их могли считывать внешние подключаемые устройства.
- В качестве процессора обработки данных могут выступать различные диагностические устройства как специального, так и общего назначения: профессиональные сканеры-диагносты, смартфоны, планшеты, ноутбуки и десктопы. Под платформы данных устройств (iOS, Android или Windows) имеются соответствующие диагностические программы.
- В качестве средств соединения может быть использован обычный компьютерный дата-кабель (с различными переходниками, при необходимости) или беспроводные Wi-Fi и Bluetooth протоколы.
Эта информация дала вам самое общее представление о принципах компьютерной диагностики. Теперь можно разобраться в ней более детально.
Возможности диагностики
Функционально компьютерная диагностика проводит электронную инспекцию систем автомашины и выводит полученные данные в виде графических показателей, а также в виде кодов ошибок, с помощью чего можно исправлять поломки или предупреждать их.
Даже на начальном уровне овладения навыками компьютерной диагностики вам, кроме прочего, будет доступно:
- Проверка качества проведенного техобслуживания;
- Более точное планирование автосервисных работ и экономия бюджета;
- Более точное определение состояния машины при ее покупке;
- Самостоятельное определение характера неисправностей при сигнале лампы «Check engine».
Конечно, даже для такого короткого списка возможностей автомобилисту нужны некоторые базовые навыки:
- Умение работать с компьютером и софтом на уровне обычного пользователя;
- Базовое представление об электронных и электрических системах авто в привязке к марке/модели;
- Умение работать с интернет-каталогами и базами DTC-ошибок, чтобы корректно расшифровывать поступившие данные.
Однако, даже если ваши знания совсем небольшие, то все равно вы получите много ценных и понятных любому водителю сведений просто из графических показателей программ. Причем все это можно проделывать совершенно бесплатно в любое время и любом месте, оперативно реагируя в соответствии с полученными данными.
Самостоятельная диагностика авто через ноутбук
Что вам понадобится для диагностики
Теперь давайте рассмотрим то, что вам понадобится для компьютерной диагностики.
Список примерно следующий:
- Компьютер – в нашем случае это будет обычный ноутбук, но желательно чтобы он имел встроенные или внешние Wi-Fi и Bluetooth модули;
- Адаптер-спецификатор (сканер) – в нашем случае возьмем самый простой и популярный «Smart Scan Tool», который легко купить;
- Специализированный диагностический софт – его очень много и выбор зависит от личных предпочтений, как вариант, можно опробовать несколько программ и выбрать понравившуюся;
- Интернет-базы с данными по расшифровке выведенных ошибок – в сети их достаточное количество для всех моделей;
- Интерфейсный (компьютерный) дата-кабель – он может вам понадобиться для прямого подключения к автомобильному порту только, если с Wi-Fi и Bluetooth доступом у вас на ноутбуке будут проблемы.
Статья в тему: Какой диагностический сканер выбрать для авто и не пожалеть?
Ноутбук
Для быстрой экспресс-проверки систем машины в походных условиях более прост и удобен смартфон, а не ноутбук, но только последний позволит водителю овладеть диагностикой на серьезном уровне, с возможностью установки в дальнейшем профессионального диагностического софта.
Требований для самого ноутбука никаких особенных нет, кроме желательного наличия стандартного COM-порта (гнезда разъема RS-232 под дата-кабель) и какого-либо блока беспроводного доступа – лучше всего для этого подходит Bluetooth, а не Wi-Fi, т. к. именно блютуз-доступ имеют большинство популярных сканеров-адаптеров.
Конечно, проверять машину можно и по стационарному ПК, но ноутбук позволяет делать это в ходу, и он просто более удобен как небольшое, но мощное и самодостаточное устройство.
Если в вашем ноутбуке чего-то нет: COM-порта или Bluetooth/Wi-Fi, то проблему решат переходники, а также внешние беспроводные модули. Тут я посоветую не экономить на Bluetooth-адаптере и выбирать устройство из среднеценового сегмента, т. к. бюджетные модели маломощны и часто отказываются видеть сопрягаемые устройства.
Сканер
Сканер-адаптер имеет вид небольшого штекерного прибора, заключающего в себе основную чип-схему, а также блоки разъемов, передачи данных, сигнальную и иногда управляющую панель.
Сканер адаптирует потоки информации от бортового компьютера для их передачи в обычный, где она обрабатывается и выводится в читабельном виде.
Адаптеры бывают разные: некоторые, обычно это профессиональные или полупрофессиональные сервисные и дилерские сканеры, умеют работать только с какими-то конкретными марками авто. К примеру, сканер «Вася-Диагност» (с юмором разработчики оказались ;-)) предназначен только для машин концерна «VAG».
Но нам более интересны мультимарочные адаптеры, умеющие работать с множеством марок авто. Тут несомненное первенство, как по универсальности, так и по соотношению цены/качества, держит уже упоминавшийся мной OBD-сканер «Smart Scan Tool», основу которого составляет чип-схема ELM323/327.
Данный OBD-сканер адаптирован под практически все современные автомобили, возрастом до 20-и лет (начиная от 1996 г. выпуска). «Smart Scan Tool» продается по цене в районе 30 долларов и дает возможность ведения мониторинга в реальном времени со всех датчиков, фиксирования и исправления ошибок, а также настройки под себя всей системы машины.
На этом видео вы можете посмотреть работу с OBD-сканером ELM-327:
Программы
Программное обеспечение обычно поставляется вместе с адаптером, но его можно скачать и в интернете.
Функционал программ может быть очень разный. Вот некоторая часть того, что есть в большинстве приложений, для общего представления:
- Выведение на экран базовых параметров и условий работы всех систем автомобиля;
- Считывание кодов неисправности;
- Расшифровка кодов ошибок;
- Стирание ошибок после устранения их причины;
- Определение и комментирование статуса ошибок;
- Ведение всевозможных отчетов, журналов по неисправностям и техобслуживанию.
Как я уже говорил, подобных программ множество.
Вот те, которые снискали у автомобилистов наибольшую популярность:
- «Uniscan» – это серия софта, применяемая для диагностической проверки практически любых автомобилей основных производителей (США, ЕС, Япония, Корея) возрастом не старше 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.
- «Мотор-Тестер» – это очень мощная полупрофессиональная программа, с помощью которой можно диагностировать многие автомобили российского производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.).
- «Vagcom» и «Vag Tool» – две программы для диагностики машин относящихся к т. н. группе VAG (Фольксваген-Ауди-групп). Позволяет работать с такими марками, как Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода и др.
Как диагностировать машину через ноутбук
Все, что необходимо для компьютерной проверки вы уже знаете. Теперь осталось описать саму процедуру.
Вот, что вам нужно делать пошагово:
- Подготовьте все необходимое и соберите в машине (ноутбук, сканер).
- Включите ноутбук – на нем должна быть установлена одна из программ-автодиагностов.
- Найдите диагностический разъем в автомобиле – он может быть в разных местах (по всей приборной панели, а также под капотом), но обычно его располагают в районе рулевой колонки.
- Вставьте сканер в разъем и включите его (если требуется) – загорится индикатор подключения;
- Проверьте корректность Bluetooth-соединения и выполните сопряжение устройств – загорится индикатор готовности к работе;
- Откройте программу автодиагностики и подключите к ней поток данных от автомобиля. Если все корректно, то программа просигнализирует о том, что видит авто и начнет обработку поступающих данных, после чего выведет на экран основные параметры.
- Работая с интерфейсом программы задавайте команды на проверку, настройку или исправление того, что вам нужно, считывайте данные.
- При необходимости более глубокой проверки, сохраните коды выявленных ошибок в файл и проанализируйте их через какой-либо интернет-ресурс, например, через этот каталог, или через этот сервис.
Сама проверка по базовым параметрам ни у кого не вызовет затруднений, особенно при использовании OBD-сканера ELM327, но для более глубокой диагностики нужно хорошо изучить возможности программы-автодиагноста и набрать некоторый опыт.
Полезные советы
- Имейте в виду, что длина дата-кабеля при автодиагностике имеет значение – чем она меньше, тем лучше. Зачастую, при длине кабеля в 5 м, сканер не работает или работает некорректно.
- Перед использованием купленного сканера-адаптера внимательно прочитайте инструкцию по его эксплуатации.
- При проведении диагностики, подключение и настройку сканера и ноутбука проводите при выключенном зажигании – включайте его уже после всех настроек, т. к. иначе есть риск повреждения бортового компьютера.
Заключение
Прочитав данную ознакомительную статью, вы поняли, что эра простого механического транспорта подходит к своему закату и без компьютерной диагностики полноценное техобслуживание автомобиля невозможно. Хорошая новость тут в том, что подобную проверку практически любой водитель имеет возможность сделать самостоятельно, экономя свои деньги и время.
Может кто-то уже освоил самостоятельную диагностику автомобиля через ноутбук и имеет какой-то практический опыт? Тогда это можно выложить в комментариях блога, за что посетители, уверен, будут признательны автору.
На этом я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Не игнорируйте удобство подписки на блог – с ней вы не пропустите важных и интересных статей. Жмите социальные кнопки: хорошей информации в сети много не бывает, кто-то за нее вам обязательно будет благодарен.
несколько раз диагностировал VW на станции и в результате потерял время, деньги и веру в профессиональную диагностику. Теперь все делаю сам
Здравствуйте, Леонид.
Это хорошо, что вы делаете упор на самостоятельность и во многих случаях она оправдана, но иногда бывают случаи, когда к профессионалам приходится обращаться. Например, если возникола какая-то ошибка код к которой не расшифровывается адекватно требуемому пониманию.
Дело в том, что софт, который используют обычные автомобилисты не всегда (не для всех марок и моделей) может дать исчерпывающую информацию. Для локализации и правильной расшифровки некоторых ошибок требуется профессиональный софт. А он обычно дорогой (нередко очень дорогой) и зачастую еще и без русского языка. На станциях же специалист правильно прочитает и устранит почти любую ошибку. Конечно, имеются в виду нормальные станции с нормальным высококвалифицированным персоналом и оборудованием.
Всего вам доброго, Леонид.
Добрый день. Подскажите, на Nissan Sunny 2000 года, кузов FB-15 не рейсталинг, какой сканер нужно?
Здравствуйте, Владимир.
На Nissan Sunny вашего года должны подходить бюджетные универсальные сканеры-адаптеры, т. к. поддержка протокола OBD-2 имеется. Но если вы хотите более продвинутый сканер, начального профессионального уровня, то для вашей модели точно подходят следующие профи-бюджетники:
Автосканер Black CDP+ 2015 Release 1 (Русская версия). Аналог Aut om CDP –6900 руб.
Автосканер CARS CDP 2015 Release 1 (Русская версия). Аналог Autocom Cars CDP – 7900 руб.
Delphi DS150E — автосканер для легковых и грузовых автомобилей и автобусов – 7700 руб.
Всего вам доброго, Владимир.
Проживаю в Германии, занимался ранее здесь же — ремонтом ходовой части некоторых автомобилей, ремонтом мопедов и мотоциклов, где не особенно требовался компьютер и комп диагностика. Сейчас — «приспичило» ... (с чего начать? — может не сразу покупать непонятные для чего — какие то разъемы для диагностики авто и мотоциклов к компу? (какие потребуются и не знаю) ) покупка ноутбука не нужна наверно (он имеется — и не один).
Здравствуйте, Arkadiy.
Дело в том, что просто ноутбука и автосканера (даже профессиональной модели) будет недостаточно для оснащения автодиагностической мастерской, которая предназначена для диагностики современного транспорта. Минимальный джентельменский набор автодиагноста включает какие-либо модели следующих приборов:
1) Полупрофессиональные или профессиональные автосканеры предназначенные для работы с ЭБУ автомобиля. При этом вы должны иметь в виду, что данные с этого прибора это не всегда фактические значения. Это просто то, что выдает ЭБУ, а здесь могут быть и ошибки. Например, если будут проблемы с массой, то ошибочные показания гарантированы.
2) Тестеры агрегата (мотортестеры), предназначенные для прямого снятия самых разнообразных данных. Это могут быть показания по токам разных датчиков и устройств, по формам напряжения (осциллограммы высокого напряжения, давления в цилиндрах, давления топлива), проверка баланса цилиндров, стартерного тока, УОЗ и др. Мотортестер дает то, что сканеру недоступно и без него заниматься даже полупрофессиональной автодиагностикой не имеет смысла.
3) Минимальный набор дополнительного оборудования. В него в первую очередь входит газоанализатор, а также: ампервольтомметр (мультиметр), стенды проверки свечей и модулей зажигания, топливный манометр, очиститель форсунок (ультразвуковой или жидкостный).
Также автодиагност обязан на отлично знать теорию ДВС, разбираться в электрооборудовании (фактически быть хорошим автоэлектриком), уметь правильно читать электросхемы. Как узкий пример – автодиагност хорошо знает все системы впрыска (как современные, так и старых версий). Ну и нужно просто быть уверенным пользователем ПК, уметь обращаться с электронными базами и справочной литературой.
Всего вам доброго, Arkadiy.
Добрый день. Хоту производить диагностику на своем паджеро 2 97 г. 3л бензин. Подскажите пожалуйста что мне для этого нужно? бук есть. За ранее спасибо.
Здравствуйте, Вадим.
Mitsubishi Pajero2 (6g72) имеет возможность для поддержки диагностического протокола OBD-II. Соответственно, для этого автомобиля подойдут многие автосканеры, в том числе и бюджетные.
Например, за сумму от 1500 до 2000 тыс. руб. можно приобрести Универсальный адаптер ELM327, подходящий для диагностики большинства современных автомобилей с Bluetooth.
Чуть дороже, но значительно лучше (компакт, свой экран + поддержка дополнительных протоколов) сканер MaxiScan MS509, который считается полупрофессиональным и стоит от 3 до 3.5 тыс. руб.
Если у вас на ПК операционная система отличная от виндовс, то можно применить недорогие модели для MacOS, Linux, WinCE, iPhone, iPad, Android. Стоят они от 1200 до 2000 руб.
Всего вам доброго, Вадим.
Здравствуй,подскажи пожалуйста,купил сканер для nissan14pin какую программу лучше использавать?и если можно ссылку где ее скачать?!
Здравствуйте, Алексей.
У водителей, владеющих автомобилями Nissan, популярна программа-диагност «Nissan Data Scan». Она идет в трех вариантах.
1) Вариант «NDSI» – это версия для диагностики авто выпущенных с 1989 по 2000 г. Тут вы должны учесть, что автомобили данного периода выпускались с 14-и контактной колодкой, поэтому для работы, кроме диагност-адаптера нужен переходник «Nissan-14 pin».
2) Вариант «NDSII» – это версия программы предназначена для диагностики автомобилей Nissan, которые были произведены с 2001 по 2007 г.
3) Вариант «NDSIII» – это версия программы предназначена для диагностики современных автомобилей Nissan, которые были произведены с 2007 г. и до настоящего времени.
Версии программ поддерживают работу с бензиновыми и дизельными авто. Есть платная и бесплатная версия. Скачать эту программу вы можете на официальном сайте или на форумах поддержки (например, тут: nismo-club.ru/forum/index.php?showtopic=127029).
Всего вам доброго, Алексей.
Приобрел VAG-COM 409.1 USB KKL с переключателем линий (чип FTDI) в надежде иметь возможность диагностировать ЭУР на своей машине ВАЗ 21114 1.6 16 2006 года.Но при подключении оказалось что адаптер не видит ЭУРа. В чем может быть причина.
Здравствуйте, Дмитрий.
Дело в том, что диагностика узла ЭУР, вернее ЭМУР – электромеханичекого усилителя рулевого управления, которые устанавливаются на ряд моделей автомашин семейства «LADA», поддерживается не всеми автосканерами. Определить это можно опытным путем – у вас скорее всего именно такой сканер. Вам можно попробовать применить другую модель автосканера или просто обойтись без него, если найти поддерживаемый вариант не удастся. Без сканера ЭМУР диагностируется через считывание кодов неисправностей узла – т. н. «метод скрепки». Делается это следующим образом:
1) Выключаете зажигание.
2) Замыкаете (можно скрепкой) контакты 6 и 7-ми контактного разъема блока управления ЭМУР (он находится рядом с силовым блоком, питающим блок управления).
3) Включаете зажигание и читаете коды через мигание диагностической сигнальной лампы. Расшифровка кодов имеется в сети.
Всего вам доброго, Дмитрий.
Добрый день . купил сканер OBD2 2.1 , подключаю его к ауди а 6 98г.в. пишет шкала заполняется на 80% и пишет не удалось связаться с ЭБУ.
Здравствуйте, Александр.
Скорее всего вы приобрели сканер на базе ELM327. Модель Audi A6 от 98 г/в не значится в списке совместимости для этого сканера. Вот список:
drive.google.com/open?id=...tIBYphf65oCjIWex
Поэтому при подключении могут быть какие-то проблемы. Но этот сканер все же подключается модели этого года (могут быть не все доступные функции). Попробуйте изменить программу или способ подключения. Например, тут Audi A6 как раз вашего года выпуска успешно подключилась к смартфону:
www.youtube.com/watch?v=oM5zCLmLH_U
Также могут быть проблемы на стороне самого ЭБУ. Попробуйте какой-либо другой универсальный сканер (примеры я приводил в других ответах).
Всего вам доброго, Александр.
Добрый день ,подскажите какой сканер нужен для Опель сигнум 2003 2.2 дизель.Заранее благодарен
Здравствуйте, Игорь.
Для вашего авто оптимальным решением будет приобретение автосканера OP-COM. Этот недорогой прибор имеет большинство функционала дорогого сканера Tech-2. Он разработан специально для Opel и Saab 9-3 и 9-5 CAN 1999–2010 гг. выпуска. Имеет мультиплексор для переключения каналов диагностики, позволяет считывать ошибки, показания электронных узлов и много чего другого, а также (не во всех случаях) проводить настройку, адаптацию, программирование. Одновременно можно просматривать до 8 параметров. Есть поддержка K-линии и интерфейса CAN.
Всего вам доброго, Игорь.
А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили опель вектра б 1.7 т.д.и 96г
Здравствуйте, Сергей.
Для Opel Vectra 90-х гг. большинство сканеров не подходит. Но есть специальная модель – OP-COM. Он разработан именно для Opel, а также Saab 9-3 и 9-5 CAN 1999–2010 гг. выпуска. Это бюджетный прибор (можно взять за 2 тыс. руб.), но если есть желание, то можно обойтись и меньшими затратами, применив кустарное устройство – т. н. «адаптер на двух транзисторах», которое можно сделать (спаять) самому. Он позволяет подключаться к движку, АБС, подушкам, иногда к АКПП. Собирается быстро из подручных материалов. Вот схема:
drive.google.com/open?id=...eLfCwtA8qDOxSWLN
Но это, конечно, экстремальный вариант т. к. по функционалу самоделка и близко не уравнивается с заводским адаптером OP-COM.
Всего вам доброго, Сергей.
Я так понял сканеры отличаются по себе по напряжению бортового питания авто
Здравствуйте, Евгений.
Принципиальная конструкция и модели автосканеров не зависят от бортового напряжения т. к. это напряжение стандартизировано. Бортовое питание автотранспорта, и в частности легкового автотранспорта, должно соответствовать принятой соответствующей сертификации и нормативам, которые для большинства легковушек (в т. ч. и для иномарок) универсальны т. к. иначе эксплуатация ТС была бы затруднена. У нас в России есть нормативы производителей аккумуляторных батарей, а также есть ГОСТ Р 52230-2004 («Оборудование автотракторное»). Они соответствуют международным нормам. Общепринятая норма бортового напряжения для легковушек – 3,8-14,4 В (оптимально 14.2 В). Если напряжение существенно ниже, то будет недозаряд и сульфатация, а если выше, то перезаряд (т. н. «кипение» АКБ). Но возможны некоторые отклонения. Так, при считывании ошибок через диагностический разъем, можно наблюдать напряжение 14,5, 14,9 и даже 15,2 В. Это в рамках отклонений. Обычно они временные и могут вызываться различными причинами. Например, в современных машинах, которые напичканы электрикой и электроникой, электропотребление (особенно зимой) довольно большое и на подзарядку АКБ остается немного ресурса. В результате при включенных энергопотребителях и работе двигателя на холостом ходу, т.е. с малыми оборотами, даже реле-регулятор не удержит требуемое напряжение сети, и оно может проседать даже ниже 13,8 В. А если аккумулятор полностью заряжен и энергопотребители не включены, то вполне возможно кратковременное повышение напряжения в бортовой сети до 15 В и даже выше. Но если в сети постоянно наблюдается 15 В, то это возможный повод для беспокойства. Однако в современных авто может быть и иное более повышенное бортовое напряжение. Это связано с замещением сурьмяных АКБ на кальциевые. А аккумуляторы, изготовленные по кальциевой технологии, требуют повышенного напряжения заряда. И это основная масса, выпускаемых ныне аккумуляторов. В таких АКБ, если говорить условно, сурьма заменена на кальций. Сделано это для придания современным АКБ, свойств мало и полной необслуживаемости – кальциевые батареи почти не подвержены кипению при заряде. Правда при этом они требуют большего напряжение заряда. Также они не боятся перезаряда, при котором сурьмянистые батареи выкипают и очень не любят глубокого разряда. Поэтому напряжение бортовой сети современных авто может быть в пределах 14,5 — 15,1 В. Это нормально (но лампочки в фарах быстрее выходят из строя).
Всего вам доброго, Евгений.