Статистика продаж авто в России пригодится не только специалистам, но простым водителям, которые планируют покупку автомобиля. Ведь сделать окончательный выбор среди множества моделей и марок совсем непросто.
Зная какие машины чаще всего покупают на нашем внутреннем авторынке, вы значительно упростите свой выбор. Если же к этому добавить сравнение цен и покупательских предпочтений по всему миру, а также в США, то вы сможете выбирать оптимальные варианты для себя и знакомых не хуже автоэксперта.
Это не только убережет вас от разочарования в желанном приобретении, но и поможет сберечь средства, т. к. неправильный выбор – это всегда убыток. Итак, с вами Илья Кулик, и сегодняшняя статья продолжит тему автостатистики.
Поехали!
Содержание
- 1 История автомобильного рынка Российской Империи
- 2 Какие автомобильные марки покупали в России в 2015 году
- 3 Какие модели авто покупали в России в 2015 году
- 4 Какие автомобильные марки покупали в России в 2016 году
- 5 Какие модели авто покупали в России в 2016 году
- 6 Полезные советы
- 7 Заключение
История автомобильного рынка Российской Империи
Вопреки распространенному мнению, автомобилизация в России началась не позднее, чем это произошло в Европе и США.
Однако бурного развития рынка легковых автомобилей не случилось, т. к. большинство населения тогда не имело ни средств для покупки, ни технических возможностей для использования автомашин. Но все же автомобили в царской России продавались, активно использовались и даже производились.
Первые продажи в России автомобилей на жидком топливе
Первым покупателем автомобиля в России стал редактор «Одесского листка» Василий Навроцкий – в 1891 г. он приобрел «Панар-Левассор». И только через 4 г. вторым покупателем стал архитектор Жиргалев А. К., приобретший немецкий «Motor-Wagen».
Но еще в 1986 г. промышленниками Яковлевым и Ферзе было выставлено на продажу первое отечественное авто.
И это была серийная коммерческая сборка, а не демонстрационная разработка. Правда, эти авто так и не купили. Известно, что «экипаж Яковлева-Фрезе» был бюджетником и стоил «всего» 1500 целковых.
Это в 30 (!) раз дороже лошади, но в 2 раза дешевле авто марки Бенца того времени. Конечно, при таких ценах владеть машинами в России мог ограниченный круг частных лиц.
Позже на заводе Петр Фрезе собирали и продавали автомобили марки «Фрезе» из комплектующих компании «Де Дион Бутон».
Интересный факт: некоторые историки считают, что первый русский автомобиль с ДВС был спроектирован, запущен в ограниченную серию и даже продавался инженерной командой под руководством Хлобова и Путилова в уездном городке на Волге (название не сохранилось).
Развертывание серийной торговли автомобилями в дореволюционной России
С началом ХХ в. автомобили перестали восприниматься в России как диковинки и на них появился устойчивый спрос.
Наиболее востребованными заграничными марками в России считались:
- «Рено»
- «Бразье»
- «Фиат»
- «Опель»
- «Лорен-Дитрих»
- «Итала»
- «Фостер»
- «Мерседес»
Точной статистики по количеству продаж тех времен нет, но известно, что это было более сотни единиц в год. На авторынке появилось и несколько сравнительно крупных отечественных игроков:
- Фабрика «Дукс», марка «Дуксмобиль» (Москва, Меллер Ю. А.);
- Фабрика Лесснера, Марка «Лесснер» (Рига, Лесснер П. А.);
- Завод РБВЗ, марка «Руссо-Балт» (Рига, Русско-Балтийский вагонный завод).
«Дукс» отличался большим разнообразием моделей (около 10-и), а РБВЗ количеством – более 1000 проданных единиц собственного производства.
К 1914 г. государство выделило средства на постройку 6-и автозаводрв с прогнозируемым объемом продаж более 10 000 ед/г. Но из-за событий 1917 г. единственным достроенным заводом оказался «ЗАМО» (Завод Автомобильного Московского общества) – будущий «ЗИЛ».
Интересный факт: «Мерседес» экспортировал из царской России автомобильные кузова премиум-класса, изготавливавшиеся на императорской придворной экипажной фабрике «Ив. Брейтигам».
Автомобильный рынок СССР до Великой Отечественной войны
После революции в Советской России почти перестал выпускаться легковой транспорт, а его экспорт с целью продаж населению был ограничен. Да и материальное положение широких масс не поменялось настолько, чтобы можно было собрать денег на личное авто.
Единственные существенные коммерческие партии легковушек собственного производства давали:
- Горьковский автозавод (ГАЗ) – до начала ВОВ было выпущено 62 888 ед. различных модификаций модели М-1 (по 9500 руб. шт.). Большая часть шла на госнужды.
- Московский «ГАЗКИМ» (с 1933 по 1935 г.) совместно с ГАЗ (с 1932 по 1936 г.), выпускавшие лицензионную марку «Ford A» (стоил 2 тыс. руб.). Всего обеими заводами было произведено 41,917 ед.
Еще можно упомянуть:
- Небольшие партии малолитражек «НАМИ-1» (1927 – 1930 г., несколько сотен ед. по 8 тыс. руб.) – это будущий «Москвич»;
- Одну партию «КИМ-10-50» – она была экспериментальной и продавалась нелегально в убыток государству по 7 тыс. руб. (выпущено 350 ед., продано в 1940 г. 64 ед.).
Вот небольшая таблица с приблизительными данными по продажам легковых автомобилей населению в довоенный период:
Года | Продажи машин населению в тыс. ед. |
1900 | Менее ста |
1910 | Более ста |
1920 | Менее ста |
1925 | Менее тысячи |
1930 | 4.230 тыс. ед. |
1935 | 96.700 тыс. ед. |
Продажи автомобилей в послевоенный советский период
После ВОВ легковые автомобили перестали импортироваться, а отечественных выпускалось по-прежнему мало. Так продолжалось до начала 60-х гг.
После коррекции политического курса (с 1955 г.) ситуация на внутреннем авторынке улучшилась. А в начале 70-х гг. автоконцерн «Фиат», построил в Тольятти завод, который начал выпуск самой массовой автомарки России – «ВАЗ». В 1970 г. было реализовано 21.5 тыс. ВАЗ 2112 («копейка»), а в 1973 г. уже 379 тыс. ед.
С того времени и до распада СССР новых марок легковых автомобилей для коммерческого производства и реализации населению не создавалось.
Вот таблица роста общих продаж легковых машин в СССР:
Сравнительная таблица продаж автомобилей на внутреннем рынке СССР и их общего производства в стране | ||
Период | Продано машин легкового класса | Произведено машин в СССР |
1940 | 5.5 тыс. ед. | 145.4 тыс. ед. |
1945 | 5.0 тыс. ед. | 74.7 тыс. ед. |
1947 | 9.6 тыс. ед. | 133.0 тыс. ед. |
1950 | 64.6 тыс. ед. | 362.9 тыс. ед. |
1955 | 107.8 тыс. ед. | 445.3 тыс. ед. |
1958 | 122.2 тыс. ед. | 511.1 тыс. ед. |
1960 | 138.8 тыс. ед. | 523.6 тыс. ед. |
1965 | 201.2 тыс. ед. | 616.3 тыс. ед. |
1970 | 344.3 тыс. ед. | 916.1 тыс. ед. |
1975 | 1 201.2 млн ед. | 1 963.9 млн ед. |
1980 | 1 327 млн ед. | 2 199 млн ед. |
1985 | 1 332.3 млн ед. | 2 247.5 млн ед. |
1990 | 1 260.2 млн ед. | 2 039.6 млн ед. |
ИТОГО | 6 119.7 млн ед. | 12 178.400 млн ед. |
В среднем за год | 470,7 тыс. ед. | 936,8 тыс. ед. |
Обратите внимание на переломный 1975 г., когда количество проданных авто было меньше произведенных для разных нужд государства всего на 38,84%.
Думаю, будет интересна и таблица с последними фиксированными ценами на легковушки производства Советского Союза для внутреннего рынка (за 1991 г.):
МАРКА/МОДЕЛЬ |
СТОИМОСТЬ В СОВЕТСКИХ РУБЛЯХ |
ВАЗ-1111 | 3500 сов. руб. |
ВАЗ-2104 | 9100 сов. руб. |
ВАЗ-2105 | 8300 сов. руб. |
ВАЗ-21051 | 8270 сов. руб. |
ВАЗ-21053 | 8350 сов. руб. |
ВАЗ-21063 | 9000 сов. руб. |
ВАЗ-2107 | 9720 сов. руб. |
ВАЗ-21074 | 9700 сов. руб. |
ВАЗ-2108 | 8300 сов. руб. |
ВАЗ-21083 | 8650 сов. руб. |
ВАЗ-2109 | 8900 сов. руб. |
ВАЗ-2121 | 9000 сов. руб. |
ВАЗ-21093 | 9100 сов. руб. |
ГАЗ-2411 | 15900 сов. руб. |
ГАЗ-2410 | 16200 сов. руб. |
ГАЗ-2412 | 19400 сов. руб. |
ЗАЗ-968МД | 3100 сов. руб. |
ЗАЗ-968М | 3900 сов. руб. |
ЗАЗ-1102 | 5100 сов. руб. |
ЛУАЗ-969М | 5100 сов. руб. |
Москвич-21412 | 8500 сов. руб. |
Москвич-2141 | 9600 сов. руб. |
Интересный факт: в СССР не существовало понятия нереализованных излишков – все авто раскупалось и на них были большие очереди.
Продажи автомобилей в постсоветский период
С распадом СССР в России впервые появился полноценный автомобильный рынок – в страну стала поступать автопродукция зарубежных концернов, а местные производители начали работать в реальных рыночных условиях.
Продажи легковых автомашин в период до мирового кризиса 2008 г.
В начале 90-х гг. автолюбители больше приобретали недорогую отечественную технику и подержанные зарубежные иномарки. Но со временем ситуация нормализовалась и в 1997 г. около 24% всех купленных легковушек в России имели стоимость более 10 тыс. долларов.
После дефолта 1998 г. объемы продаж сильно снизились. Особенно пострадали зарубежные игроки, что дало возможность отечественному автопрому по-настоящему встать на ноги. В последефолтные года (1999 – 2001 г.) машин, стоящих более 10 тыс. долл., покупалось не более 10% от общего объема.
Но уже в 2003 г. эта доля резко увеличилась и составила 31%, а через 3 года показатель удвоился – до 63% (в 2006 г.).
По росту продаж легкового автотранспорта Россия, до мирового кризиса 2008, г. была одним из лидеров планеты. Например, в 2004 г. всего было куплено 1.285 млн авто, а в 2005 г. 1.420 млн – рост составил почти 10%, а доля проданных подержанных машин, ввезенных из-за рубежа, к 2006 г. снизилась до незначительных 13%.
В 2008 г., перед кризисным спадом, в России было продано рекордное количество легковушек – 2 млн 898 тыс.!
Традиционно первые места по объемам продаж во все года занимал отечественный АвтоВАЗ – лишь в 2008 г. на первое место временно попал концерн Toyota.
Вот таблица ТОП-3 самых покупаемых иномарок в докризисное время:
Самые продаваемые иномарки в России с 2004 по 2008 г. | ||||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Ford Focus | Mitsubishi Lancer | Ford Focus | Ford Focus | Ford Focus |
Daewoo Nexia | Daewoo Nexia | Renault Logan | Renault Logan | Chevrolet Lacetti |
Mitsubishi Lancer | Ford Focus | Mitsubishi Lancer | Hyundai Accent | Renault Logan |
Продажи легковых автомашин в период восстановления после мирового кризиса 2009 – 2014 г.
2009 год показал катастрофический спад авторынка России в 49% – до 1 млн 466 тыс. проданных единиц. Но уже в следующем 2010 г. рынок оправился от потрясения и показал хороший рост в 30% – до 1 млн 911 тыс. ед.
В 2011 г. авторынок РФ, с продажами в 2 млн 653 тыс. ед. (рост 39%), по объему реализации легкового транспорта, занял третье место в Европе и седьмое на планете. В следующем 2012 г. рост серьезно упал (до 11%), но это не помешало превысить докризисный показатель продаж на 28.1 тыс. ед. – до почти 3-х млн автомобилей.
Это был рекорд, после которого начался спад сбыта, продолжающийся поныне.
Вот таблица продаж легковых авто на отечественном рынке в послекризисный период:
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
1.466 млн ед. | 1.911 млн ед. | 2.653 млн ед. | 2.935 млн ед. | 2.77 млн ед. | 2.5 млн ед. |
А вот ТОП-5 самых востребованных в России моделей за эти года:
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Lada Priora | Lada 2105/2107 | Lada Kalina | Lada Priora | Lada Granta | Lada Granta |
Lada Samara | Lada Priora | Lada Priora | Lada Granta | Solaris Hyundai | Hyundai Solaris |
Lada 2105/2107 | Lada Kalina | Lada Samara | Lada Kalina | New Rio KIA | KIA New Rio |
Lada Kalina | Lada Samara | Lada 2104/2105/2107 | Solaris Hyundai | Duster Renault | Renault Duster |
Logan Renault | Ford Focus | Solaris Hyundai | Focus Ford | Polo VW | Lada Kalina |
Из ТОП-5 самых популярных авто данной таблицы на отечественный бренд приходится 60% продаж.
Продажи легковых автомашин в России в период резкого понижения цен на нефть 2015 – 2017 г.
Обвал нефтяных котировок 2014 г. в итоге привел к падению объемов продаж машин на российском рынке.
Наиболее сильно уменьшился сбыт в 2015 г. – на 35,7%, сравнительно 2014 г. Всего было реализовано 1 млн 600 тыс. автомобилей. В 2016 г. ситуация была не столь плачевна, но все же рынок просел еще на 11%, а объем продаж сравнялся с уровнем «плохого» 2009 г. (1 млн 400 тыс. ед.).
Но есть и обнадеживающие тенденции. Если в 2015 г. существенно сократился даже вторичный авторынок (на 19,7%, сравнительно 2014 г.), то в 2016 г. он снова показал рост в 6 – 6.2%.
И хотя в нынешнем 2017 г. январь и февраль показали спад в 5% и 4.1% соответственно, специалисты «АЕБ» (Ассоциация европейского бизнеса) выражают надежду, что кризис потребления «нащупал» дно и по итогам этого года должна быть достигнута стабильность – с продажами в 1.4 – 1.42 млн ед., и ростом примерно в 4%.
Таблица продаж автомобилей на вторичном рынке в 2014 – 2016 гг.:
2014 | 2015 | 2016 |
6 млн. ед. | 4.9 млн. ед. | 5.2 млн. ед. |
Вот общая таблица объемов продаж за период с 2001 по 2016 г.:
Год | Продажи | Год | Продажи |
2001 | 1.416 млн ед. | 2009 | 1.466 млн ед. |
2002 | 1.556 млн ед. | 2010 | 1.911 млн ед. |
2003 | 1.622 млн ед. | 2011 | 2.653 млн ед. |
2004 | 1.611 млн ед. | 2012 | 2.935 млн ед. |
2005 | 1.714 млн ед. | 2013 | 2.777 млн ед. |
2006 | 2.103 млн ед. | 2014 | 2.491 млн ед. |
2007 | 2.746 млн ед. | 2015 | 1.601 млн ед. |
2008 | 2.897 млн ед. | 2016 | 1.426 млн ед. |
Всего за указанный период в России было продано 32 млн 924 тыс. новых авто, что дает среднегодичный показатель в 2 млн 57 тыс. реализуемых единиц.
Какие автомобильные марки покупали в России в 2015 году
Как уже говорилось ранее, 2015-й год ознаменовался серьезным спадом покупательской активности. Несмотря на это список продаваемых марок пополнился на 5 единиц с 57 до 63.
В первой пятерке на законном месте фаворита остается Lada, а Renault уступил свое место KIA и Hyundai, опустившись на 4-ю позицию. Toyota заняла 5-е место, вытеснив Chevrolet.
Вот таблица объемов продаж автомарок в 2015 году:
Рейтинг | Марка авто | 2015 г. |
1 | «Lada» | 269.0 тыс. ед. |
2 | «KIA» | 163.5 тыс. ед. |
3 | «Hyundai» | 161.2 тыс. ед. |
4 | «Renault» | 120.4 тыс. ед. |
5 | «Toyota» | 981.4 тыс. ед. |
6 | «Nissan» | 911.0 тыс. ед. |
7 | «VW» | 783.9 тыс. ед. |
8 | «Skoda» | 550.1 тыс. ед. |
9 | «ГАЗ» | 511.9 тыс. ед. |
10 | «Chevrolet» | 497.6 тыс. ед. |
11 | «УАЗ» | 487.3 тыс. ед. |
12 | «Mercedes-Benz» | 416.1 тыс. ед. |
13 | «Ford» | 386.0 тыс. ед. |
14 | «Mitsubishi» | 359.0 тыс. ед. |
15 | «Datsun» | 316.9 тыс. ед. |
16 | «BMW» | 274.8 тыс. ед. |
17 | «Mazda» | 273.5 тыс. ед. |
18 | «Audi» | 256.5 тыс. ед. |
19 | «Daewoo» | 204.5 тыс. ед. |
20 | «Lexus» | 202.2 тыс. ед. |
21 | «Opel» | 166.8 тыс. ед. |
22 | «Lifan» | 151.3 тыс. ед. |
23 | «Geely» | 116.1 тыс. ед. |
24 | «Land Rover» | 116.0 тыс. ед. |
25 | «Mercedes-Benz» | 8.3 тыс. ед. |
26 | «Volvo» | 7.8 тыс. ед. |
27 | «Subaru» | 6.8 тыс. ед. |
28 | «Suzuki» | 6.5 тыс. ед. |
29 | «VW» | 5.7 тыс. ед. |
30 | «Peugeot» | 5.6 тыс. ед. |
31 | «Citroёn» | 5.5 тыс. ед. |
32 | «Infiniti» | 5.4 тыс. ед. |
33 | «Porsche» | 5.2 тыс. ед. |
34 | «SsangYong» | 5.1 тыс. ед. |
35 | «Chery» | 4.9 тыс. ед. |
36 | «Honda» | 4.6 тыс. ед. |
37 | «FIAT» | 3.7 тыс. ед. |
38 | «Great Wall» | 3.1 тыс. ед. |
39 | «Jeep» | 2.0 тыс. ед. |
40 | «DFM» | 1.3 тыс. ед. |
41 | «MINI» | 1.3 тыс. ед. |
42 | «Brilliance» | 1.2 тыс. ед. |
43 | «Cadillac» | 1.1 тыс. ед. |
44 | «Jaguar» | 0.972 тыс. ед. |
45 | «Changan» | 0.734 тыс. ед. |
46 | «Acura» | 0.721 тыс. ед. |
47 | «Isuzu» | 0.614 тыс. ед. |
48 | «Smart» | 0.471 тыс. ед. |
49 | «Haima» | 0.391 тыс. ед. |
50 | «BAW» | 0.329 тыс. ед. |
51 | «JAC» | 0.152 тыс. ед. |
52 | «SEAT» | 0.047 тыс. ед. |
53 | «Alfa Romeo» | 0.044 тыс. ед. |
54 | «Chrysler» | 0.043 тыс. ед. |
55 | «Foton» | 0.019 тыс. ед. |
56 | «FAW» | НЕТ ДАННЫХ |
57 | «ZAZ» | НЕТ ДАННЫХ |
58 | «ТагАЗ» | НЕТ ДАННЫХ |
59 | «Bogdan» | НЕТ ДАННЫХ |
60 | «Luxgen» | НЕТ ДАННЫХ |
61 | «Dodge» | НЕТ ДАННЫХ |
62 | «Иж» | НЕТ ДАННЫХ |
63 | «BYD» | НЕТ ДАННЫХ |
Отрицательную динамику рынка показали все 63 автомарки, причем у 20-и из них она перевалила за 50%. Антирейтинг возглавляет SEAT (почти 100% спада), на втором месте корейская SsangYong, на третьем китайская Great Wall.
Вот таблица антирейтинга по маркам на 2015 г.:
Рейтинг | Марка авто | 2015 г. |
1 | «Seat» | -97 |
2 | «SsangYong» | -79 |
3 | «Great Wall» | -79 |
4 | «Honda» | -78 |
5 | «Jeep» | -75 |
6 | «Opel» | -74 |
7 | «Peugeot» | -73 |
8 | «Chery» | -73 |
9 | «Citroёn» | -72 |
10 | «BAW» | -70 |
11 | «Foton» | -70 |
12 | «Suzuki» | -67 |
13 | «Chrysler» | -67 |
14 | «JAC» | -64 |
15 | «Subaru» | -61 |
16 | «Haima» | -61 |
17 | «Chevrolet» | -60 |
18 | «VW» | -55 |
19 | «Alfa Romeo» | -54 |
20 | «FIAT» | -53 |
Продажи подержанных машин по маркам тоже просели и также в полном составе ушли в минус. Но здесь не наблюдается запредельных падений – нет ни одной марки с уменьшением покупательской активности свыше 50%. Максимум антирейтинга у Suzuki (- 25.8%).
Вот таблица по объемам продаж Б/У автомобилей на 2015 г.:
Рейтинг | Марка авто | 2015 г. |
1 | «Lada» | 1.500 млн ед. |
2 | «Toyota» | 535 тыс. ед. |
3 | «Nissan» | 248 тыс. ед. |
4 | «Chevrolet» | 197 тыс. ед. |
5 | «Ford» | 186 тыс. ед. |
6 | «Hyundai» | 183 тыс. ед. |
7 | «Volkswagen» | 166 тыс. ед. |
8 | «Mitsubishi» | 152 тыс. ед. |
9 | «Renault» | 144 тыс. ед. |
10 | «Kia» | 141 тыс. ед. |
11 | «Honda» | 128 тыс. ед. |
12 | «Daewoo» | 116 тыс. ед. |
13 | «Opel» | 110 тыс. ед. |
14 | «Mercedes» | 110 тыс. ед. |
15 | «Mazda» | 108 тыс. ед. |
16 | «Bmw» | 104 тыс. ед. |
17 | «Audi» | 91 тыс. ед. |
18 | «Skoda» | 63 тыс. ед. |
19 | «Gaz» | 63 тыс. ед. |
20 | «Suzuki» | 47 тыс. ед. |
21 | «Peugeot» | 47 тыс. ед. |
22 | «Uaz» | 46 тыс. ед. |
23 | «Subaru» | 43 тыс. ед. |
24 | «Lexus» | 38 тыс. ед. |
25 | «Oka» | 33 тыс. ед. |
Какие модели авто покупали в России в 2015 году
Самой покупаемой моделью 2015 года в России оказалась Lada Granta, которая была на первом месте и в 2013 г. Второе и третье место досталось корейским Hyundai Solaris и KIA New Rio. Четвертое занял Volkswagen Polo, а пятое Renault Duster.
Несколько моделей даже увеличили сбыт – в плюсе оказалось 4 позиции. Среди них бюджетник от Nissan (Datsun on-DO) улучшил свои показатели более чем на 100%.
Таблица ТОП-25 самых покупаемых моделей 2015 г.:
Рейтинг | Модель авто | 2015 г. |
1 | «Lada Granta» | 120.1 тыс. ед. |
2 | «Hyundai Solaris» | 115.8 тыс. ед. |
3 | «KIA New Rio» | 97.0 тыс. ед. |
4 | «VW Polo» | 45.3 тыс. ед. |
5 | «Renault Duster» | 43.9 тыс. ед. |
6 | «Renault Logan» | 41.3 тыс. ед. |
7 | «Lada Largus» | 38.9 тыс. ед. |
8 | «Lada Kalina» | 35.8 тыс. ед. |
9 | «Lada 4×4» | 35.3 тыс. ед. |
10 | «Chevrolet Niva» | 31.3 тыс. ед. |
11 | «Renault Sandero» | 30.2 тыс. ед. |
12 | «Toyota Camry» | 30.1 тыс. ед. |
13 | «Lada Priora» | 28.5 тыс. ед. |
14 | «Toyota RAV 4» | 27.1 тыс. ед. |
15 | «Nissan Almera» | 25.9 тыс. ед. |
16 | «Skoda Rapid» | 24.5 тыс. ед. |
17 | «Datsun on-DO» | 23.6 тыс. ед. |
18 | «Skoda Octavia A7» | 21.3 тыс. ед. |
19 | «KIA Sportage» | 20.7 тыс. ед. |
20 | «Nissan X-Trail» | 20.5 тыс. ед. |
21 | «UAZ Patriot» | 19.9 тыс. ед. |
22 | «KIA New Cee'd» | 19.2 тыс. ед. |
23 | «Hyundai ix35» | 19.0 тыс. ед. |
24 | «Mazda CX-5» | 17.6 тыс. ед. |
25 | «Mitsubishi Outlander» | 16.2 тыс. ед. |
Антирейтинг по моделям немного лучше – нет тотальных падений продаж, нет ни одного показателя с минусом в 50%.
Среди подержанных машин самыми покупаемыми моделями ожидаемо оказались отечественные Лады. Почти весь их модельный ряд стоит на первых 12-и позициях, где нашлось место только для двух общепризнанных заграничных фаворитов – Ford Focus (4-е место) и Toyota Corolla (7-е место).
Таблица ТОП-25 самых покупаемых моделей Б/У автомобилей 2015 г.:
Рейтинг | Модель авто | 2015 г. |
1 | «Lada 2107» | 165 тыс. ед. |
2 | «Lada 2114» | 157 тыс. ед. |
3 | «Lada 2110» | 135 тыс. ед. |
4 | «Ford Focus» | 117 тыс. ед. |
5 | «Lada 4×4» | 99 тыс. ед. |
6 | «Lada 2109» | 98 тыс. ед. |
7 | «Toyota Corolla» | 96 тыс. ед. |
8 | «Lada 2112» | 94 тыс. ед. |
9 | «Lada 2115» | 90 тыс. ед. |
10 | «Lada 2170» | 89 тыс. ед. |
11 | «Lada 2106» | 81 тыс. ед. |
12 | «Lada 21099» | 78 тыс. ед. |
13 | «Daewoo Nexia» | 66 тыс. ед. |
14 | «Renault Logan» | 64 тыс. ед. |
15 | «Chevrolet Niva» | 60 тыс. ед. |
16 | «Toyota Camry» | 56 тыс. ед. |
17 | «Volkswagen Passat» | 54 тыс. ед. |
18 | «Opel Astra» | 52 тыс. ед. |
19 | «Mitsubishi lancer» | 52 тыс. ед. |
20 | «Lada 2105» | 49 тыс. ед. |
21 | «Lada 2172» | 48 тыс. ед. |
22 | «Hyundai Accent» | 41 тыс. ед. |
23 | «Hyundai Solaris» | 41 тыс. ед. |
24 | «Kia Rio» | 40 тыс. ед. |
25 | «Lada 2190» | 36 тыс. ед. |
Последнее место по объемам продаж также занимает Lada (2190), но она единственная из всех, на которую спрос увеличился (на 20,8%), а не упал.
Какие автомобильные марки покупали в России в 2016 году
В 2016 году ситуация улучшилась – спад не прекратился, но уменьшился на 1/3. Примечательно то, что в пятерке фаворитов все остались на своих местах.
На этот раз положительную динамику сбыта показало 11 автомарок, причем Jaguar, Alfa Romeo и китайский Foton имеют увеличение рынка свыше 100%.
Вот таблица объемов продаж по маркам в 2016 году:
Рейтинг | Марка авто | 2016 г. |
1 | «Lada» | 2 662.9 млн ед. |
2 | «KIA» | 1 495.6 млн ед. |
3 | «Hyundai» | 1 452.5 млн ед. |
4 | «Renault» | 1 172.3 млн ед. |
5 | «Toyota» | 945.6 тыс. ед. |
6 | «VW» | 742.2 тыс. ед. |
7 | «Nissan» | 704.6 тыс. ед. |
8 | «ГАЗ» | 558.0 тыс. ед. |
9 | «Skoda» | 553.8 тыс. ед. |
10 | «УАЗ» | 488.4 тыс. ед. |
11 | «Ford» | 425.2 тыс. ед. |
12 | «Mercedes-Benz» | 368.8 тыс. ед. |
13 | «Chevrolet» | 304.6 тыс. ед. |
14 | «BMW» | 275.0 тыс. ед. |
15 | «Lexus» | 241.1 тыс. ед. |
16 | «Mazda» | 215.4 тыс. ед. |
17 | «Audi» | 207.0 тыс. ед. |
18 | «Datsun» | 187.7 тыс. ед. |
19 | «Lifan» | 174.6 тыс. ед. |
20 | «Mitsubishi» | 167.6 тыс. ед. |
21 | «Land Rover» | 91.2 тыс. ед. |
22 | «Daewoo4» | 85.7 тыс. ед. |
23 | «VW» | 64.0 тыс. ед. |
24 | «Mercedes-Benz» | 63.2 тыс. ед. |
25 | «Subaru» | 56.3 тыс. ед. |
26 | «Volvo» | 55.8 тыс. ед. |
27 | «Porsche» | 49.6 тыс. ед. |
28 | «Chery» | 47.5 тыс. ед. |
29 | «Suzuki» | 45.2 тыс. ед. |
30 | «Infiniti» | 45.1 тыс. ед. |
31 | «Geely» | 44.7 тыс. ед. |
32 | «Citroёn» | 38.0 тыс. ед. |
33 | «Peugeot» | 36.0 тыс. ед. |
34 | «FIAT» | 21.5 тыс. ед. |
35 | «Jaguar» | 20.7 тыс. ед. |
36 | «Ravon5» | 18.1 тыс. ед. |
37 | «Honda» | 17.4 тыс. ед. |
38 | «MINI» | 13.6 тыс. ед. |
39 | «Cadillac» | 12.7 тыс. ед. |
40 | «Jeep» | 12.6 тыс. ед. |
41 | «DFM» | 11.5 тыс. ед. |
42 | «SsangYong» | 11.4 тыс. ед. |
43 | «Brilliance» | 8.6 тыс. ед. |
44 | «FAW» | 8.2 тыс. ед. |
45 | «Smart» | 6.9 тыс. ед. |
46 | «Isuzu» | 6.1 тыс. ед. |
47 | «Changan» | 5.4 тыс. ед. |
48 | «Iveco» | 5.1 тыс. ед. |
49 | «Zotye3» | 3.0 тыс. ед. |
50 | «BAW» | 1.7 тыс. ед. |
51 | «Acura2» | 1.6 тыс. ед. |
52 | «Haima» | 1.1 тыс. ед. |
53 | «Alfa Romeo» | 1.0 тыс. ед. |
54 | «Foton» | 0.7 тыс. ед. |
55 | «Hyundai LCV» | 0.7 тыс. ед. |
56 | «Genesis6» | 0.4 тыс. ед. |
57 | «Chrysler» | 0.3 тыс. ед. |
58 | «Opel» | НЕТ ДАННЫХ |
59 | «Great Wall» | НЕТ ДАННЫХ |
60 | «JAC» | НЕТ ДАННЫХ |
61 | «SEAT» | НЕТ ДАННЫХ |
Значительное снижение покупательского спроса осталось только для 7-и марок, против 20-и прошлого года. SsangYong (4-й по величине корейский автоконцерн) с прошлогоднего второго «продвинулась» на первое место. А освободившееся заняла марка Acura (отдельное подразделение Honda), третье – китайская марка Haima.
Вот таблица антирейтинга марок 2016 г.:
Рейтинг | Марка авто | 2016 г. |
1 | SsangYong | -78 |
2 | Acura2 | -77 |
3 | Haima | -71 |
4 | Honda | -62 |
5 | Geely | -61 |
6 | Daewoo4 | -58 |
7 | Mitsubishi | -53 |
В рейтинге ТОП-5 самых востребованных марок Б/У автомобилей изменения произошли только для последнего 5-го места – Ford уступил лидерство Hyundai. Динамика продаж для подержанных автомобилей выглядит оптимистично – лишь три марки дают падение, а все остальные в плюсе.
Вот таблица по объемам продаж марок Б/У автомобилей на 2016 г.:
Рейтинг | Модель авто | 2016 г. |
1 | «Lada» | 1 445.4 млн ед. |
2 | «Toyota» | 590.1 тыс. ед. |
3 | «Nissan» | 276.0 тыс. ед. |
4 | «Chevrolet» | 221.9 тыс. ед. |
5 | «Hyundai» | 219.4 тыс. ед. |
6 | «Ford» | 202.8 тыс. ед. |
7 | «Volkswagen» | 189.4 тыс. ед. |
8 | «Kia» | 175.6 тыс. ед. |
9 | «Mitsubishi» | 162.8 тыс. ед. |
10 | «Renault» | 160.6 тыс. ед. |
11 | «Honda» | 135.4 тыс. ед. |
12 | «Mercedes» | 124.0 тыс. ед. |
13 | «Opel» | 120.6 тыс. ед. |
14 | «Mazda» | 117.7 тыс. ед. |
15 | «Daewoo» | 117.5 тыс. ед. |
16 | «BMW» | 113.8 тыс. ед. |
17 | «Audi» | 98.6 тыс. ед. |
18 | «Skoda» | 75.3 тыс. ед. |
19 | «Gaz» | 51.9 тыс. ед. |
20 | «Peugeot» | 51.7 тыс. ед. |
21 | «Suzuki» | 49.0 тыс. ед. |
22 | «Lexus» | 46.6 тыс. ед. |
23 | «Subaru» | 46.5 тыс. ед. |
24 | «УАЗ» | 45.1 тыс. ед. |
25 | «Volvo» | 33.2 тыс. ед. |
Какие модели авто покупали в России в 2016 году
Самой покупаемой в России моделью 2016 г. стал субкомпакт Hyundai Solaris (адаптированный для Российских условий вариант Hyundai Accent) – он сместил Lada Granta на вторую позицию. Причем обе марки-фаворита имеют значительные потери спроса – 22% и 27% соответственно. KIA сохранила свое 3-е место, четвертое заняла Lada Vesta, а пятое Volkswagen Polo.
Динамика рынка для моделей 2016 г. показала почти незаметный рост. Наибольшими темпами спрос растет у компакт-кроссовера Nissan Qashqai, а быстрее всего падает у Приоры.
Таблица ТОП-25 самых покупаемых моделей 2016 г.:
Рейтинг | Модель авто | 2016 г. |
1 | Hyundai Solaris | 90.380 тыс. ед. |
2 | Lada Granta | 87.726 тыс. ед. |
3 | KIA Rio | 87.662 тыс. ед. |
4 | Lada Vesta | 55.174 тыс. ед. |
5 | VW Polo | 47.702 тыс. ед. |
6 | Renault Duster | 44.001 тыс. ед. |
7 | Toyota RAV 4 | 30.603 тыс. ед. |
8 | Chevrolet Niva | 29.844 тыс. ед. |
9 | Renault Logan | 29.565 тыс. ед. |
10 | Lada Largus | 29.341 тыс. ед. |
11 | Renault Sandero | 28.557 тыс. ед. |
12 | Toyota Camry | 28.063 тыс. ед. |
13 | Lada 4×4 | 27.274 тыс. ед. |
14 | Skoda Rapid | 25.931 тыс. ед. |
15 | Hyundai Creta | 21.929 тыс. ед. |
16 | Skoda Octavia A7 | 21.759 тыс. ед. |
17 | Lada Kalina | 20.982 тыс. ед. |
18 | Lada XRAY | 19.943 тыс. ед. |
19 | UAZ Patriot | 19.381 тыс. ед. |
20 | KIA Sportage | 19.003 тыс. ед. |
21 | Nissan Qashqai | 18.723 тыс. ед. |
22 | Nissan X-Trail | 17.886 тыс. ед. |
23 | Lada Priora | 17.553 тыс. ед. |
24 | Mazda CX-5 | 15.790 тыс. ед. |
25 | KIA Cee'd | 15.081 тыс. ед. |
В 2016 году по моделям среди подержанных машин также лидирует АвтоВАЗ. Ford Focus и Toyota Corolla остались на прежних местах, окруженные нашими Ладами. Динамика продаж существенно улучшилась – из 25 осталось всего 8 моделей, на которые спрос продолжает падать.
Фаворит увеличения заинтересованности покупателей – Hyundai Solaris (53,8%), который и новый берут весьма охотно. Наибольшее падение спроса наблюдается у ВАЗ 2106 (- 21.1%).
Таблица ТОП-25 самых покупаемых моделей Б/У автомобилей 2016 г.:
Рейтинг | Модель авто | 2016 г. |
1 | «Lada 2114» | 156.8 тыс. ед. |
2 | «Lada 2107» | 145.8 тыс. ед. |
3 | «Ford Focus» | 129.3 тыс. ед. |
4 | «Lada 2110» | 124.6 тыс. ед. |
5 | «Lada 2170» | 99.5 тыс. ед. |
6 | «Lada 4×4» | 98.3 тыс. ед. |
7 | «Toyota Corolla» | 103.8 тыс. ед. |
8 | «Lada 2112» | 90.5 тыс. ед. |
9 | «Lada 2115» | 87.9 тыс. ед. |
10 | «Toyota Camry» | 71.1 тыс. ед. |
11 | «Chevrolet Niva» | 67.9 тыс. ед. |
12 | «Lada 2109» | 81.1 тыс. ед. |
13 | «Renault Logan» | 68.0 тыс. ед. |
14 | «Hyundai Solaris» | 62.4 тыс. ед. |
15 | «Daewoo Nexia» | 66.6 тыс. ед. |
16 | «Lada 21099» | 65.3 тыс. ед. |
17 | «Lada 2190» | 52.6 тыс. ед. |
18 | «Volkswagen Passat» | 57.8 тыс. ед. |
19 | «Opel Astra» | 60.3 тыс. ед. |
20 | «Kia Rio» | 53.4 тыс. ед. |
21 | «Lada 2172» | 53.0 тыс. ед. |
22 | «Mitsubishi Lancer» | 55.8 тыс. ед. |
23 | «Lada 2106» | 63.8 тыс. ед. |
24 | «Skoda Octavia» | 42.1 тыс. ед. |
25 | «Volkswagen Polo» | 37.8 тыс. ед. |
В заключение приведу диаграмму сравнительной динамики продаж новых автомобилей для России на 2015\2016 год:
Полезные советы
- Не пренебрегайте автокредитованием при покупке машины – статистика показывает, что это выгодная стратегия, т. к. на данное время почти половина сделок заключается с привлечением кредитных программ.
- Доверительный уровень статистических данных – те выводы, которые можно считать высоко достоверными для науки, обычно составляет 95%. Однако при бытовом применении можно принимать и менее строгие результаты в 80 — 85%. Это означает, что для адекватных выводов о состоянии спроса на то или иное авто достаточно изучения сведений по годам ближайшего периода, а не за полное десятилетие или более длительный срок.
- Статистические данные по маркам сохраняют свою актуальность существенно дольше, чем по отдельным моделям. Поэтому для последних сведения старше 5-7 лет лучше использовать в ознакомительных, а не практических целях.
Заключение
Вы ознакомились с историческими, старыми и новыми статистическими данными по продажам автомобилей в России. В будущем я буду регулярно обновлять информацию по отечественному авторынку актуальными сведениями – они помогут вам в удачном приобретении транспорта.
Применяли ли вы автостатистику ранее для корректировки планов покупки машин? Было ли это полезно для сделки и удалось или вам сэкономить в цене? Какую статистику вы использовали? Поделитесь вашим опытом в комментариях – мне и читателям блога это будет интересно.
На этом статья завершена, и вы можете предложить прочитать ее друзьям через социальные сети (кнопки ниже). Не забывайте о возможности подписки на блог для экономии вашего времени.
Удачи вам в выборе автомобиля и безопасности при движении на дорогах.
Источники: статистические данные для этой статьи преимущественно взяты из ежемесячных сводок Ассоциации европейского бизнеса («АЕВ»). Также дополнительная информация заимствована от «Автостат Инфо» и «Аналитической компании Автостат».
Очень интересная статья. Очень люблю авто и поэтому решил связать с ними жизнь. Думаю приобрести готовый бизнес sovcominvest.ru/biznes/004674-avtoservis-s-podtverzhdaemoy-pribylyu-v-vyborgskom-rayone. Может у кого был опыт в покупке готового бизнеса? Пишите по делу, пожалуйста
Здравствуйте, Семен.
Если вы не имеете опыта в автобизнесе, то это значительно повышает риск. Чтобы его минимизировать, можно для начала остановиться на небольшом предприятии (автомастерская в гаражах и т. п.). Набрав опыта, можно приобретать СТО, автозаправки, а далее – компании с юридическим автопрофилем (менеджмент дистанционного автошопинга, сопровождение ввоза ТС, экспертный бизнес и т. п.). Особое внимание советую обратить на привлекательные франшизы, с которых более удобно начинать новичку.
Всего вам доброго, Семен.