Всем привет!
Сегодня расскажу вам о том, как должна проводиться покупка авто в Белоруссии.
Сейчас, несмотря на изменившуюся ситуацию на авторынке, автомобили из Беларуси продолжают пользоваться спросом у россиян.
Однако тут есть несколько особенностей, определяющих наличие смысла в приобретении того или иного варианта, которые могут быть как привлекательными, так и невыгодными. Также есть важные нюансы, касающиеся автомобильной документации.
Обо всем этом я расскажу вам в данной статье, т. к. без этой информации покупателю могут сбыть, то что потом доставит много проблем в РФ.
Содержание
Как раньше в Беларуси покупали автомобили
Ситуация ценового баланса между белорусским и российским авторынком менялась не единожды. Этому способствовали как экономические, так и политические процессы.
В Белоруссии (РБ), на рубеже 2005 – 2010 годов, правительственный курс какое-то время был ориентирован на баланс между европейскими и традиционными стандартами. В связи с этим в стране приняли немало законов, основанных на европейских принципах. В результате, в РБ появилось множество нерастаможенных иномарок, на которых по республике дозволялось ездить даже на номерах ЕС.
Потом был взят курс на полную, в том числе законодательную, интеграцию в Таможенный Союз (ТС). А в июле 2010 г., в связи с некоторыми изменениями нормативных актов о перемещении товаров внутри ТС, сложились очень прибыльные условия для покупки автомашин в РБ и вывоза их в Россию.
На тот момент в республике было много неплохих проходных авто, которые по окончательной стоимости оказывались значительно дешевле российских вариантов. Тут сказывались особенности белорусского налогообложения ввозимых иномарок (НДС) и возможность их беспошлинного ввоза в РФ. На пике этого ажиотажа из страны вывозилось более 300 авто в день.
Ситуация после 2010 года
В последующие года этот поток резко поубавился, т. к. из Беларуси массовая продажа в Россию просто вымыла выгодные варианты проходных авто, ведь сама республика имеет небольшой автопарк со своими скромными 9-ю млн населения.
А в июле 2011 г. таможенный контроль был вынесен на внешние границы ТС и льготные белорусские таможенные законы были заменены на общие, что подорвало канал поступления иномарок из ЕС по выгодной цене, т. к. ранее НДС на авто в Беларуси бралось не с общей суммы, а лишь с прибыли от сделки.
А с 1 января 2014 г. все экспортируемые в Таможенный союз машины обязали соответствовать экостандарту «Евро-5», что еще более сузило поток бюджетных БУ иномарок.
Потом был обвал валютного рынка и на какое-то время ситуация поменялась в обратную сторону – уже белорусы скупали в России автомобили, которые из-за девальвации рубля стало выгодно покупать.
В настоящий момент ситуация со всем этим стабилизировалась, никакого ажиотажа на авторынке не наблюдается, продажа идет уже в обе стороны в примерно равных пропорциях.
Преимущества покупки автомобиля в РБ сегодня
Несмотря на то, что при покупке авто в Беларуси уже нет прямой финансовой выгоды, их все же там покупают. Это касается машин как с пробегом, так и новых, продающихся в автосалоне. Чем же привлекают россиян подобные сделки?
Оказывается, все довольно просто:
- Состояние автомобилей в РБ в среднем лучше, чем в РФ;
- В Минске можно найти недоступную для РФ комплектацию;
- В РБ иномарки на рынке представлены преимущественно оригинальной сборки, а в РФ рынок насыщен транспортом, сборка которого происходит на ее территории дочерними или франшизными предприятиями.
Еще в Беларуси отмечена много меньшая склонность продавцов к смотке пробега, что в РФ считается чуть ли не обязательной процедурой предпродажной подготовки. Дело порой доходит до курьезов, когда покупатель из России отказывается брать белорусский вариант в пользу машины с меньшим пробегом у себя дома.
В результате некоторые белорусские продавцы, специально сматывают пробег под российского покупателя, и если покупает белорус, то ему говорят, что пробег смотан в психологических целях.
Как покупать машину в Беларуси
В одной из прошлых статей я рассказывал про особенности продажи автомобиля в Беларуси – там расписаны особенности проведения сделки ее гражданином внутри страны, что дает представление об отличиях местной купли-продажи от российской.
Поэтому тут я не буду сильно повторяться, а акцентирую внимание на том, чего нет в той публикации. Но все же давайте на скорую руку освежим в памяти правила и особенности купли-продажи в РБ.
Статья в тему: Продажа авто в Беларуси: где и как это делать + необходимые бланки и список популярных моделей
Особенности купли-продажи ТС в РБ
Транспортное средство перед продажей обязательно снимается хозяином с регистрационного учета в отделениях РЭП (регистрационно-эксплуатационное подразделение) ГАИ и продается на «транзитах», на которых можно ездить течение 3-х месяцев, но сам срок продажи (без права передвижения) не ограничен. То есть, если ваша машина вывозится из РБ автовозом, то не принципиально работают «транзиты» или уже нет.
В Беларуси сделку можно провести двумя путями:
- По-обычному ДКП процедура составления, которого ничем не отличается от российского.
- Через справку-счет, которую имеют право выдавать юридические лица.
Эти документы в обязательном порядке нужно заверять в РЭП по соответствующему заявлению. Причем, по схеме ДКП требуется присутствие обоих сдельщиков, а по схеме справки-счет достаточно одного покупателя.
При каких-либо затруднениях в РЭП могут оказать бесплатную и платную помощь в оформлении, за плату можно также оформить документацию (включая справку-счет) в конторках, расположенных близ ГАИ и на авторынках.
Вот ссылки на бланки документации для сделки:
Где искать предложения по продаже авто в РБ
В Беларуси действуют два крупных авторынка: «Ждановичи» и «Малиновка», на которых можно за день-два подобрать требуемый вариант. Однако россиянам лучше всего найти один или несколько подходящих предложений дистанционно, при помощи белорусских автомобильных интернет-порталов.
Два крупнейших из них это:
- Abw.by
- Av.by
Для полноценного мониторинга поступающих предложений их будет вполне достаточно. Однако для тех, кто любит более основательный подход я даю дополнительный список автосайтов Байнета:
- Irr.by
- Ao.by
- Myauto.by
- Autolux.by
- Abz.by
- Belarusauto.com
- Zarulem.by
- Autoban.by
Если вы интересуетесь региональными авторынками, то соответствующие запросы по областям можно задать в белорусском Яндексе, что даст вам более расширенный поиск. Еще можете иметь в виду специализированный еженедельник «АВТОбизнес», где печатается много объявлений из областей.
Статья в тему: Топ 7 популярных сайтов для купли-продажи авто в Беларуси
Кстати, на ведущих российских автопорталах, наподобие Auto.ru, также нередко можно встретить объявления от белорусских продавцов. Да и на национальных ресурсах многие объявления ориентированы на россиян (с указанием проходимости для РФ).
Без сертификата Евро-5 авто в Россию не ввезти
Для ввоза в Россию машин зарубежного автопрома они должны соответствовать европейскому экологическому стандарту актуальной версии. На сегодняшний день (с января 2014 г.) действует экостандарт Евро-5, и его сертификат фигурирует в списке обязательной документации для пересечения российско-белорусской границы.
Однако тут я сделаю уточнение, на случай если по каким-либо причинам данный сертификат получить не удастся. Дело в том, что согласно положениям ЕАЭС, требование экологической сертификации предъявляется к ввозимым транспортным средствам (ТС) из-за рубежа. А через границы стран-участниц ЕАЭС (РФ, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения), можно свободно перемещать любой транспорт, хоть дедушкину «Победу».
Но здесь до сих пор еще наблюдается косность исполнительной таможенной власти: на некоторых таможнях при отсутствии сертификата Евро-5 могут возникнуть проблемы. Сейчас они постепенно сходят на нет, но ранее по этому поводу постоянно возникали разрешаемые в ту или иную пользу судебные тяжбы. Поэтому лучше, чтобы данный сертификат был.
Что делать если нет сертификата Евро-5
Сертификат экологического стандарта выдается таможенной службой или специализированными центрами сертификации ТС. На сегодня такие сертификаты выдаются и в Беларуси, но следует учесть, что там эти документы могут быть недействительны, т. к. в 2013 г. многие учреждения-сертификаторы потеряли свои аттестаты из-за вскрывшихся нарушений, но продолжали выдавать документы, на что уже не имели права.
Такие сертификаты потом будут аннулированы в РФ, что в 2014 г. происходило в массовом порядке. Но вам подобное мошенничество принесет мало вреда, если сам автомобиль будет соответствовать классу Евро-5. Большинство таможен сейчас пропускают такие машины даже без наличия сертификата.
Какие авто точно соответствуют ЕВРО 5
- Те, что сошли с конвейера США и ЕС после 2010 г.
- Автомобили японского, корейского и китайского автопрома, сошедшие с конвейера в 2013—2014 гг.
Кстати, по новым правилам, в РБ запрещен ввоз физлицами китайских автомашин.
Поэтому, если на машину нет экологического сертификата, но она соответствует экоклассу Евро-5, то вам беспокоиться не о чем – документ вы получите без труда позже.
Но если экокласс машины не соответствует требуемому, тогда нужно провести соответствующую доработку двигательного агрегата, которая производится аккредитованными СТО, и получить соответствующий документ это подтверждающий. По закону для доводки двигателей до нужных экостандартов подходят машины не старше 2004 г. выпуска.
Но, как я уже вам говорил, во всей строгости это касается только пересечения внешних границ, а внутри Союза вы имеете полное право завезти непроходное авто куда вам нужно, хотя, повторюсь, не факт, что власти посмотрят на это благосклонно – возможно придется столкнуться с бюрократизмом.
У авто из РБ нет ПТС, но он нужен для РФ. Как быть?
К сожалению, соответствие экологическому классу белорусских машин имеет особенную критичность, т. к. прямо влияет на возможность регистрации ТС на территории РФ.
Дело в том, что в Беларуси не существует паспорта транспортного средства (ПТС) в его российском варианте. Техпаспортом там называют «пластик» – то, что в России именуется СТС (свидетельство о регистрации) и он выполняет функции обоих документов.
При покупке автомобиля в РБ, ПТС выдается на российской таможне, но для этого машина должна иметь приемлемый экологический класс. То есть, получается, что купить и завезти (например, автовозом) непроходное авто из Беларуси можно, но ездить на нем без реконструкции по дорогам общего пользования будет нельзя.
Пошаговая инструкция по приобретению авто в РБ – 9 простых шагов
Приведу приблизительную схему действий при покупке автомобиля в РБ, но замечу, что многое из этого я детально описал в статье о правильной покупке авто.
- Определяетесь с тем, что вам нужно, выбираете время для покупки и проводите на автопорталах анализ цен с поиском одного или нескольких подходящих вам вариантов.
- Если в объявлении указаны исходные данные для проверки (VIN-код или № кузова), то пробиваете с помощью них машину по сервисам на юридическую чистоту и комплектацию.
- Созваниваетесь с продавцом, уточняете описание машины на сайте, особенно по части соответствия экостандартам и году выпуска, проводите предварительный торг, если в объявлении нет кодов (VIN-номер или № кузова), то берете их для проверки, если нужно, то просите прислать дополнительные фото или видео автомобиля.
- После предварительного разговора и проверок, принимаете решение о возможности покупки этого авто и вторым звонком договариваетесь о встрече (дата, место, контакты и т. п.).
- В назначенное время приезжаете в Беларусь к месту встречи и проверяете у продавца личный паспорт и автомобильные документы, осматриваете авто на предмет битостей, работоспособности АКПП и других узлов/устройств, делаете тест-драйв, торгуетесь и приходите с продавцом к соглашению по окончательной стоимости.
- Выбираете вариант заключения сделки (ДКП или справка-счет), заполняете все необходимые документы (или пользуетесь услугами по их оформлению), подписываете их и визируете в ГАИ. После подписания документов передаете продавцу деньги за машину.
- После, с помощью перегона или автовоза доставляете свою новую машину на таможенный пункт, где предоставляете: гражданский паспорт, ДКП (или справку-счет), белорусский техпаспорт прошлого хозяина (он будет в разрезанном виде), экосертификат или свидетельство о доводке агрегата до нужных экостандартов.
- На основе этой документации таможенные органы выдадут вам ПТС. Срок выдачи может быть разный: от дня, до месяца и более, если нужно будет делать запросы. До этого времени на авто лучше не ездить.
- После получения ПТС автомобиль страхуется и регистрируется в ГИБДД РФ в установленном законом порядке.
В Беларуси вы можете легко купить как подержанную, так и новую машину, даже в рассрочку (отделения Сбербанка широко представлены в этой стране).
Главное для вас найти подходящий вариант, у которого нет описанных выше несоответствий и тогда сделка пройдет быстро и без особой нервотрепки.
В завершение хочу уточнить, что имеющаяся в РБ возможность продажи авто «на номерах» по упрощенной схеме подходит только для некоторых вариантов внутренней купли-продажи и не касается приобретений с вывозом в РФ.
Полезные советы
- Имейте в виду, что в воскресенье РЭП ГАИ не работают, а по субботам у них сокращенный рабочий график.
- Если сделка хорошо подготовлена, то машину можно купить, оформить и привезти за 1-2 дня.
- Для заключения сделки подойдет обычный гражданский паспорт, а не заграничный.
- В РБ продавцы автомобилей принимают любую ходовую валюту (доллары, евро, белорусские или российские рубли), поэтому проблем с оплатой в этом плане у вас не будет.
- Белорусские «транзиты» условно «бессрочные» – в РБ это означает 3-4 месяца, зато в РФ на этих просроченных номерах можно ездить до регистрации.
Заключение
Теперь вы знаете схему и особенности покупки автомобилей в Беларуси: как это происходило ранее, как происходит сейчас, какие в этом есть преимущества на сегодня, где проводить поиск вариантов, нюансы по экосертификату и ПТС. С этими знаниями у вас будет минимальный риск возникновения каких-либо неожиданностей и сложностей при заключении сделки.
Может быть среди вас, читатели, найдется кто-то, кто не против поделиться с другими своим или чужим опытом покупки машин в Беларуси, тогда опишите все в комментариях сайта.
Под конец расслабьтесь и посмотрите видео, где гонщик профи под видом таксиста уголовника разыграл парня начав убегать от полиции.
На этом все. Оформляйте подписку на блог, и вы не пропустите ни одно свежее обновление. Не забывайте также про кнопки социальных сетей – всего лишь кликнув по ним, вы делаете Всемирную сеть лучше, распространяя полезную информацию среди своих и чужих друзей.
День добрый. Возможно вы знаете ответ на мой вопрос. Прошу помощи. Я гражданин ЛНР. Свободно передвигаюсь по РФ. Могу ли я купить авто на белорусских или немецких номерах в РФ просто по ДКП и пересечь на нём границу с ЛНР? Как я понимаю нужно снять с беларусского учета её, сделать ДКП нотариально заверенный, сесть в него и ехать на границу ЛНР-РФ. На РФ сделать вывоз авто, а на нашей ввоз и уплатить пошлину. Правильно?
Здравствуйте, Евгений.
В России, несмотря на правила ЕАЭС, пока не существует свободного передвижения граждан России на автомобилях, зарегистрированных в сопредельных государствах, включая Беларусь.
Вообще у российских инспекторов ДПС белорусские номера все еще находятся на плохом счету и их «тормозят» чаще, чем те же немецкие. Связано это с широко практиковавшимися ранее схемами, позволявшими уходить от штрафов за нарушение ПДД машинам с белорусскими номерами («письма счастья» шли на «деревню дедушке», вместо конкретного адресата). Но сейчас эту схему прикрыли с запасом: не только для Беларуси, но и для Армении, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. На очереди Прибалтика, Финляндия и Молдова.
С немецкими же номерами (или любыми другими номерами из стран, не являющихся членами ЕАЭС), все еще строже – ездить вы можете на таких номерах временно, но не имеете право не только продавать это авто, но и пускать кого-то за руль, даже по нотариальной доверенности.
Осуществлять вывоз ТС должно то лицо, которое его ввезло (в указанные законом сроки). Постороннее лицо может осуществить вывоз только при особых обстоятельствах (смерть, болезнь владельца и т. п.). Ни о какой продаже подобных машин не может идти речи, т. к. последнее десятилетие налоговая и таможенная Фемида РФ усердно трудилась именно в данном секторе, затыкая «дыры» и ликвидируя возможности всяческих схем ввоза заграничных авто без уплаты кесарева кесарю.
Что касается описанной вами схемы, то мне о подобной возможности ничего неизвестно. Я не знаю правил таможни ЛНР, но по правилам таможни России такая машина будет задержана при вывозе российской таможней (если ее удастся ввезти и умудриться на ней доехать через посты ДПС до точки вывоза) и поставлена на спецстоянку до выяснения.
Я даже сомневаюсь, что нотариус, в случае с машиной на немецких номерах, возьмется заверить куплю-продажу, т. к. она противозаконна. Если же заверит из-за слабого знания законодательства (или за взятку), то сам документ этот будет юридически ничтожен.
А вообще жителям ЛНР сейчас в России официально разрешено использовать свои документы и действовать с ними в правовом поле РФ – можно покупать автомобили и т. д. Однако это не означает свободу для использования таможенных схем, которые давно запретили для жителей России.
Всего вам доброго, Евгений.
Здравствуйте, Илья. Спасибо за ответ. Ждал его) При ввозе в ЛНР юридически чистого авто проблем нет. Плати пошлину и езжай, ставь на учёт. Был на таможне РФ, сказали выпустят с документом права собственности (т.е или нотариус или ....... ( что или, пока не могу понять)). В свою очередь возникает вопрос. В ГАИ РБ при оформлении продажи авто мне выдадут что нибудь на авто, что оно моё? Спасибо за ответ
Здравствуйте, Евгений.
Если вы собираетесь покупать и провозить через территорию РФ авто из Беларуси, не используя сомнительных схем, то это совершенно другое дело. То, что вы упоминали о немецких номерах – это да, такие машины, с номерами европейских стран в республике еще встречаются. Это остаточное явление прошлых либеральных законов, позволявших ввозить и использовать авто с заграничной регистрацией обычным гражданам РБ.
Естественно, что на таких номерах проехать своим ходом в Россию вам не удастся. Номера у вас будут транзитные, т. к. машина обязана сниматься с учета – это общее правило покупки авто в РБ для его вывоза в РФ. Транзиты действенны в течение 3-х мес.
Покупать автомобиль вы можете по двум схемам – по ДКП и по справке-счет. ДКП для иногородних и граждан других стран обязательно заверяется в МРО ГАИ (аналог российского МРЭО). Справку-счет заверять нет надобности (по ней продают машины салоны и перекупы со статусом «ООО»). И справка-счет и ДКП имеют полный юридический вес и являются правоустанавливающими собственность документами, действующими и в РФ. В Беларуси (как и когда-то в России) еще сильна традиция закрепления купли-продажи ТС у нотариуса, но это не обязательно даже для иностранцев. Что касается России – по ней вы без нотариального заверения документов на авто проедете свободно. А вот для транзита в ЛНР я уже затрудняюсь ответить – может такой документ и требуется, но мне о подобных распоряжениях и нормативах ничего неизвестно.
То есть в белорусском МРО ГАИ вам просто заверят ДКП, а выдавать они должны транзиты, но авто и так должно уже их иметь к моменту продажи. Хозяин должен отдать вам разрезанный «пластик» (СТС), с отметкой о снятии ТС с учета. Будьте осторожны – в РБ немало машин, имеющих проблемы с растаможкой после ввоза из ЕС и продающихся там по привлекательным для российских покупателей ценам.
Был бы признателен, если бы вы рассказали после всего как прошел ваш транзит авто в ЛНР (особенно по таможне РФ – ЛНР), т. к. информации о подобных перегонах пока мало.
Всего вам доброго, Евгений.
Спасибо, Илья. Обязательно отпишусь
Добрый день, у меня вопрос такой. Я хоть и прочитал вашу хорошую статью, все же остались вопросы. А именно, хочу пригнать (купить) авто 2000—2003 года выпуска из РБ. Машины таких годов в РБ завозились до 2009—2010 годов. Будут ли проблемы с ввозом данного автомобиля. Я имею ввиду ЕВРО-5 или еще что-то?
Заранее спасибо за ответ, с уважением Алексей.
Здравствуйте, Алексей.
Вопрос ваш до сего времени относится к категории сложных. Однозначно можно сказать, что:
1) С 2014 г. все ввозимые в зону ЕАЭС автомобили должны иметь сертификат экологического соответствия ЕВРО-5 (в ЕС это уже ЕВРО-6);
2) Возможность переоборудования не соответствующих современному экостандарту двигателей допускается для моделей не старше 2004 г. выпуска.
То есть авто 2003 и 2000 г. являются непроходными для ввоза по экоклассу.
Однако это касается внешних границ ЕАЭС. С внутренними границами все не до конца ясно. С одной стороны, таможенные пункты требуют соответствия общим экостандартам, а с другой они, выходит, отменены для перемещаемых физлицами и мелкими юрлицами единичных автомобилей внутри зоны ЕАЭС.
Дело в том, что с 2015 г. действовавший до этого в РФ норматив («Требования к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории российской федерации, вредных/загрязняющих веществ») был заменен на другой – «Технический Регламент ТС».
По положениям данного регламента обязательное соответствие экостандартам во внутренней зоне ТС требуется лишь для колесного транспорта, производимого или ввозимого оптовыми партиями.
Для отдельных машин, ввозимых для личного пользования физлицами или для использования мелкими юрлицами (для нужд предприятия), требования к экостандартам отменены.
Однако настаивают, что нужен другой документ – СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства), хотя именно для физлиц это требование весьма спорно. Сейчас на таможне могут потребовать сертификат ЕВРО-5 или СБКТС. Были судебные тяжбы по искам физлиц к Таможенной службе, перемещавших единичные авто для личного пользования в пределах ТС. Иски выигрывались. Но окончательной ясности в этом вопросе нет до сих пор – «бодания» по экоклассам с чиновниками таможни встречаются по сей день.
Причем главный специалист России в области сертифицирования транспортных средств, Кисуленко Борис Викторович (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»), еще в конце 2014 г. анонсировал отмену экостандартов для физлиц, ввозящих через внутренние границы ЕАЭС единичные авто.
Пока что мониторинг инфопространства по данному вопросу ясности не дал. То есть ваши авто могут пропустить, а могут потребовать СБКТС или вообще сертификат соответствия, но данные требования можно попытаться оспорить.
Всего вам доброго, Алексей.
Алексей, здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, а вы не могли бы указать где конкретно прописано:
«По положениям данного регламента обязательное соответствие экостандартам во внутренней зоне ТС требуется лишь для колесного транспорта, производимого или ввозимого оптовыми партиями»
Как правильно называется регламент, где можно найти эти строчки?
Я смотрел «Технический регламент Таможенного Союза о безопасности колесных транспортных средств», но не нашел там ничего про оптовые партии.
Здравствуйте, Дмитрий.
Если вы имеете в виду Регламент, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 720 (от 10 сентября 2009 г.), то на данный момент он находится в статусе отмененного. Вам, как бизнесмену-оптовику, по подобным теоретическим изысканиям коммерческого характера лучше обращаться в специализированную платную юридическую консультацию для правового сопровождения бизнеса. Там очень грамотные высокооплачиваемые юристы – они найдут и разъяснят все нюансы ведения оптового трансграничного автобизнеса в РФ и ЕАЭС. На данный момент тут даже для физлиц и то наблюдаются проблемные противоречия, а для серьезного оптового автобизнеса лучше нанять свой юридический штат т. к. сложные проблемы будут обязательно.
Всего вам доброго, Дмитрий.
Добрый день, Илья!
Действительно, в РБ есть автомобили такой комплектации, которую в РФ не встретишь. Вот и я нашел в Минске автомобиль моей мечты. Год выпуска 2007, в РБ катается с 2012 года. Хочу его приобрести, но есть вопрос, которым меня обескуражили. Действительно ли для завоза автомобиля из РБ в РФ сейчас требуется наличие пресловутой кнопки ЭРА/ГЛОНАСС?
Если нет, могу ли я после покупки автомобиля перегнать его самостоятельно на транзитных белорусских номерах в Москву, получить там сертификат Евро 5 и после этого поставить на учет в ГИБДД.
Благодарю за ответ.
Здравствуйте, Сергей.
Необходимость оборудования автомобиля, допущенного к передвижению по дорогам общего пользования в РФ, тревожной кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС» оказывается была прописана в Техрегламенте ЕАЭС («О безопасности колесных транспортных средств» — ТР ТС 018/2011) еще с января 2013 г.
Однако введение норм обязательного обеспечения ввозимых машин системой вызова экстренных оперативных служб было поделено на три этапа: 2015, 2016 и 2017 г. В этом году (с апреля) вступил в силу третей этап программы, согласно которому все автомашины в РФ должны быть оснащены тревожной кнопкой.
В то, что это коснется и б/у машин всем как-то не очень верилось – но коснулось. На вопрос почему не было сделано особых уточнений по подержанному транспорту, властями было отвечено, что формулировка «все машины» это и так подразумевает. Сейчас для б/у авто применяют более дешевую и простую схему установки «ЭРА-ГЛОНАСС».
Что касается вашего случая – если указанное авто в свое время прошло процедуру растаможки в РБ, то все в порядке. Вы можете его перегонять на транзитах в Москву, переоборудовать агрегат на стандарт «Евро 5» и зарегистрировать в ГИБДД. Установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» касается всех авто, которые ввозятся через внешнюю границу ЕАЭС. Ваше же авто находится на внутренней территории экономического пространства и при покупке ТС в РБ тревожная кнопка пока что не обязательна.
Всего вам доброго, Сергей.
Добрый день, Илья!
В Вашей статье речь идет об автомобилях, а как же о мотоциклах?
Должен ли двигатель мотоцикла так же соответствовать экологическим нормам?
Здравствуйте, Вадим.
Нет, пока что двигатели двухколесной, трехколесной и даже четырехколесной мототехники освобождены от необходимости получения экосертификатов – она не перечислена в соответствующем нормативе по экологическому соответствию. Это касается всей мототехники на всем пространстве ЕАЭС – мопеды, мокики, скутеры, роллеры, мотоциклы, трициклы, квадри- и квадро- циклы, мотовездеходы и т. д.
Но дело в данном направлении движется, т. к. парламент ЕС еще в ноябре 2012 г. принял законопроект, устанавливающий новые правила для мототехники, касающиеся и экологических стандартов. С 2020 г. все новые мотоциклы, выпускаемые в ЕС, должны будут комплектоваться двигателями, соответствующими ЕВРО-5. На сегодняшний день в ЕС для мототехники уже действуют стандарты ЕВРО-3 (с 2011 г.) и ЕВРО-4 (с 2016 г.).
В будущем уровня среднесрочной перспективы экостандарты для мототехники будут применяться и в ЕАЭС. Причем это серьезно повлияет на технические характеристики такой техники – мотоциклетные двигатели станут похожи на автомобильные. Для новых мотоциклов наступит эпоха турбин и уменьшения рабочего объема. Сегодняшние литровые моторы превратятся в 600-ки с турбонаддувом – только так можно вдвое снизить выбросы при сохранении мощности. Мотоциклетные масла будут поступать не только в двигатель, и коробку передач с дисками сцепления, но и в турбину. В результате мототехника поднимется в себестоимости, а ее ресурс, вероятно, уменьшится.
Всего вам доброго, Вадим.
Добрый день, Илья!
Почему Вы утверждаете, что нельзя свободно передвигаться гражданам России на автомобилях, зарегистрированных в Армении, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана, включая Беларусь. Ведь у нас Единое таможенное и экономическое пространство и граждане могут свободно передвигатся, не только пешком или общественном транспорте, но на частном транспорте по доверенности например. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. Это ПОЛИТИЧЕСКОЕ решение! ЗА ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТИХ СВОБОД я думаю можно и судиться! А то что это позволяет уходить от штрафов за нарушение ПДД машинам с белорусскими номерами («письма счастья» шли на «деревню дедушке», вместо конкретного адресата). Это проблема ГИБДД пусть взаимодействуют и ИНТЕГРИРУЮТСЯ.
Здравствуйте, Слава.
Почему же нельзя? Перемещаться можно – почти свободно. А через границу Беларуси и РФ просто свободно, т. к. там отсутствует даже соответствующая инфраструктура, необходимая для полноценного таможенного контроля. До недавнего времени этим пользовались даже европейцы – из Беларуси они могли без визы свободно проехать на территорию РФ, особенно если использовался транспорт с белорусскими номерами. Сейчас со стороны России идет процесс «закручивания гаек» в данном отношении – работают мобильные наряды пограничников, проверяющих паспорта на въезде.
Я совершенно с вами согласен по поводу необходимости внедрения демократических свобод и всего прочего, но данные свободы большей частью являются идеологией, а реальность и насущные потребности с ней далеко не всегда совпадают. Поэтому имеются некоторые ограничения – для кого больше (Киргизия, например), для кого меньше (Беларусь).
Что касается Таджикистана, который вы упомянули в общем перечне стран, то он даже не приглашен к вступлению в ЕАЭС и не имеет отношения к общему свободному таможенному пространству – с 2015 г. таджики (как и грузины, азербайджанцы и туркмены, кроме украинцев) обязаны въезжать в РФ по загранпаспорту (но без визы).
Ограничения имеются прежде всего для экологических норм ввозимого транспорта – того, который останется в РФ навсегда. И это правильно – так давно поступают и в развитых странах Запада. Ведь каждая страна обязана в меру своих сил и возможностей заботиться о сохранности экологии на своей территории.
Это тоже полностью в интересах граждан (всех граждан, а не только автомобилистов) стран, входящих в ЕАЭС, хоть и доставляет автомобилистам, ввозящим зарубежные машины, некоторые финансовые и бюрократические неудобства.
То есть идеология (демократические свободы и т. п.) занимает второе место по приоритету важности, после угроз здоровью граждан (экологии). Поэтому лично я с решениями по ограничению ввоза экологически опасного транспорта в пределы ЕАЭС полностью согласен.
Ну а пешком (или на велосипеде, катере, мотоцикле, автобусе, поезде, самолете) вы можете свободно передвигаться внутри границ ЕАЭС.
Всего вам доброго, Слава.
Здравствуйте. У меня есть вид на жительство в Беларуси. Вопрос: Могу ли я купить авто в Беларуси, зарегистрировать его на себя и потом свободно ездить на нем не только по РБ, но и по России?
Для авто из Беларуси у вас должна быть Зеленая карта (страховка). И российские ДПСники хотят ее увидеть в первую очередь. Не говоря уже о возможных страховых случаях.
Здравствуйте, Владимир.
По факту, да – пока что вы еще можете довольно свободно ездить на автомобиле по территории РФ с белорусскими номерами. Но обратите внимание на нюанс – эта свобода условна и касается не вас и вашего статуса ВНЖ в РБ (для России этот ВНЖ не имеет юридического значения), а именно белорусских госномеров.
В связи с тем, что полноценная таможенная инфраструктура на внутренней границе РБ и РФ так и не была реализована на физическом плане (хотя имеется в законодательном – еще с 1995 г., о чем мало кто знает), то въезд из Беларуси в Россию до недавнего времени был фактически свободен для всех желающих (включая граждан стран ЕС и других континентов). Особенно для тех, кто передвигался на общественном транспорте или на машинах с белорусскими или российскими номерами.
Даже служба ДАИ (Дзяржауная авто iспекцыя) или российские ДПС нередко сквозь пальцы смотрели на граждан СНГ, въезжавших из Беларуси в РФ, если с документами у них было все в порядке (ОСАГО – «зеленое» или российское, например, или то же ВНЖ).
Сейчас же (с начала 2017 года) на въездах в РФ автомобиль может остановить мобильная пограничная служба. Пограничники проверяют в основном личный паспорт и, если человек не является гражданином страны-члена ЕАЭС, то ему запрещают въезд. Причем это касается не только авто – ссаживают и с автобусов, и с электричек. Исключение могут сделать для украинцев (им не нужен загранпаспорт для въезда в РФ) и то – смотря по индивидуальным обстоятельствам (кого-то могут задержать).
Но пограничники почти не останавливают машины с белорусскими номерами, пока что. Поэтому условно вы все еще можете относительно свободно передвигаться между РФ и РБ, но законодательно у вас такой возможности нет. То есть юридически вы будете иметь статус нарушителя границы РФ.
Всего вам доброго, Владимир.
Забил на страховки и на всё. Привёз с одним укр паспортом из Беларуси в ЛНР без проблем. Правда оставлял машину и пешком раз 10 границы пересекал, чтоб спрашивать
www.youtube.com/watch?v=NlGLuamUjFw
Видеоотчёт по покупке)
Большое спасибо за видео, Евгений.
В нем вы упомянули, что видели представительство российской таможни на украино-белорусской границе. Важная подробность. Таким образом таможня РФ пытается частично решить проблему отсутствия таможенной инфраструктуры между Россией и Беларусью. Тех, кто намеревается заезжать в Россию через Беларусь они регистрируют заранее, т. к. позже это будет некому делать.
Надеюсь, что позже всех таможенников отправят на вольные хлеба)
Здравствуйте, Евгений.
Я рад, что у вас, в вашем случае, все обошлось хорошо. Но не следует частный факт везения или особого отношения ДПС (а немало инспекторов РФ его имеют по отношению к водителям с донецкой или луганской регистрацией) обобщать в качестве рекомендации для всех автомобилистов.
Это может нехорошо закончиться. Страховка («Зеленая карта» или российское временное ОСАГО) обязательны для транзитеров – без автогражданки вы не имеете права передвижения по дорогам общего пользования ни в Европе, ни в СНГ. Это известно каждому автомобилисту.
Что касается украинского паспорта, то повторюсь – между РФ и РБ фактически нет границы даже в том формате, в котором она существует между другими странами СНГ. Свободно проезжали и до сих пор проезжают даже иностранцы из дальнего зарубежья.
Но сейчас уже 6 месяцев как данную ситуацию пытаются исправить силами мобильных нарядов пограничной службы. Они проверяют паспорта въезжающих. И далеко не всем украинцам (несмотря на их особое паспортное положение) удастся проехать через такой наряд. Некоторых граждан (например, из западных областей Украины) могут даже задержать до выяснения.
Что касается свободного проезда в ЛНР, то тут верю вам на слово, т. к. мне достоверно неизвестны правила пропуска туда транспорта. Но я точно знаю, что между ЛНР и ДНР долгое время существовала внутренняя таможня. Исходя из этого факта, маловероятно, чтобы на границе с РФ пропускали любые машины без документов. Но все может быть.
Кстати, вы можете поделиться с читателями достоверной информацией на этом счет – на каком основании вас впустили без всяких условий? Действуют ли там какие-то законодательные нормативы в отношении ввоза автомобилей, наличия автогражданки и др.?
И еще – убедительная просьба не использовать на данном ресурсе нецензурную лексику, даже в сократительном виде (я заменил ваше вводное слово на похожее по смыслу сленговое). Это касается всех посетителей – ведь общение производится в письменной форме и имеет статус СМИ, хотя и условно. А читатели здесь разные – много женщин и просто культурных людей, и им неприятна нецензурщина, уродующая русский язык.
Всего вам доброго, Евгений.
Вечер добрый. Поясню некоторые моменты.
На КПП трассы Гомель — Брянск А-240 не выпускают граждан Украины. Их всех отправляют на КПП, где граничат 3 государства (тоесть южнее). Гражданам ЛНР и ДНР вьезд в РБ вообще запрещён. Относятся к нам органы всех государств действительно лучше, чем к кому либо (за что им огромный респект и уважуха))) Насчёт, того, как пропустили, подробно не могу рассказать. Могу только сослаться на человеческое понимание, везение и Божью помощь) Но можете мне поверить)
Внутренняя таможня между ЛНР и ДНР существует и сейчас. Мало того там существует простейшая форма таможенного декларирования авто и перевозимых грузов, а для коммерческой деятельности и уплата пошлин.
Вообще без документов пересекти границу не реально. Не понял, что вы имели ввиду. Нужен документ права собственности. Страховку таможенники вообще не требуют. И хоть передвежение по РФ требует сего факта, 3 года я её в глаза не видел)
Спасибо вам, Евгений, за ценную информацию.
Здравствуйте, заранее прошу прощения что не по теме Белорусии,
я гражданин Р.Ф. ,сейчас нахожусь в рабочей командировке в Киргизии, хочу приобрести автомобиль для передвижений по республике, и по окончанию командировки перегнать этот автомобиль в Россию с последующим переоформлением на себя, какой пакет документов мне необходим при покупке, при передвижении по республике, ввозе в Россию , растаможке и переоформлении на себя, (сколько будет стоить процедура растаможки) ,(каким требованиям должен соответствовать автомобиль).
Здравствуйте, Сергей.
Процедура покупки автомобиля в Киргизии похожа на российскую с небольшими отличиями. Список документов зависит от того, у кого вы покупаете автомобиль.
Если покупаете ТС у частного лица, то вам нужны:
Копия техаспорта, копия паспорта продавца, оригинал-копия ДКП, госномера, приказ о принятии ТС на баланс получателя (если вы представитель юрлица).
Если покупаете ТС в автосалоне (или ввозите авто из-за границы), то вам нужны:
Сертификат и счёта-справка (оригинал), выданного организацией-изготовителем, торговой организацией, предпринимателем или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, таможенное удостоверение и грузовую таможенную декларацию (ГТД).
Если покупаете ТС у какой-либо организации, то вам нужны:
Копия техаспорта, оригинал-копия ДКП, акт приёма-передачи ТС, госномера, квитанция к приходному ордеру, приказ о принятии ТС на баланс получателя (если вы представитель юрлица).
Оформление права собственности и выдача техпаспорта на приобретенную автомашину производится в Департаменте регистрации ТС по месту постоянной или временной регистрации. Перед продажей машина снимается продавцом с учета в РЭО по месту его регистрации.
Когда вы приедете в РЭО на приобретенном автомобиле, то вам нужно:
Предоставить ТС на визуальный осмотр инспектору-технику (сверка маркировки агрегатов, кузова, шасси), на смотровую площадку. Техник заполнит карточку осмотра.
Эту карточку и все остальные документы вы должны предъявить в окошко приема в зале РЭО. Там проведут первичную сверку на соответствие и если все в порядке, то документы передаются оператору СЦИУ, который распечатает для вас заявление.
После распечатки заявления оператор РЭО производивший приемку документов сделает в заявлении записи о необходимых платежах, в том числе и сумму оплаты 1% (при перерегистрации АМТС) или 5% (при первичной регистрации АМТС) сбора.
Затем вы с распечатанным и подписанным специалистом РЭО заявлением направляется в кассу банка для оплаты всех установленных налогов и сборов и получения соответствующих квитанций.
При этом вы можете оплатить:
Выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства – 10 евро.
Выдачу технического талона ТС – 10 евро сом.
Выдачу автомобильных номеров – 800 сом и услуги СЦИУ – 150 сом.
Налог на движимое имущество (4-я группа)
Сбор от стоимости транспортного средства – 5% (при первичной регистрации) или 1 % (при перерегистрации).
Услуги операторов СЦИУ по регистрации/перерегистрации.
Оплата услуг банковской кассы
После оплаты вы сдаете все документы с квитанциями оператору РЭО, проводившему их приемку и ожидаете выдачи регистрационной документации на машину и госномеров.
С лета 2015 г. Киргизия начала фактический процесс вступления в единое экономическое пространство ЕАЭС, но процесс этот не завершен и условия ввоза авто из Киргизии в РФ несколько хлопотнее и дольше, чем из Казахстана.
Ваш автомобиль должен соответствовать статусу товара ЕАЭС – страна его происхождения должна быть членом Союза, или машина должна быть ввезена на ее территорию законно и растаможена по всем правилам в период до 2014 г.
Необходимо соответствие авто экостандарту Евро-5 – с 1 января 2014 г. это требование основное условие.
ТС должно быть снято с регистрационного учета в Киргизии.
У вас на руках должны иметься ДКП или справка-счет и иные необходимые документы.
Если с документами и соответствием ЕВРО-5 все будет в порядке, то вы получите российский ПТС, который выдадут таможенные органы. Но по времени выдача паспорта может затянуться (вплоть до 4-х мес.) – это обусловлено необходимостью проведения экспертизы представленных документов (в Киргизии велик уровень мошенничества с ними) и отсутствием единой базы данных для оперативной проверки. Сейчас подобная процедура называется «Упрощенная растаможка» (для Киргизии и Армении), которая действует временно. Но главное то, что таможенные пошлины вы платить не будете.
Всего вам доброго, Сергей.
Из всего прочитанного пришел к выводу, что если я хочу ввезти из РБ автомоблиь 1990-го г.в., то надо делать его переоборудование под Евро-4 и получать соответствующий сертификат у уполномоченых контор. Другого варианта нет? Комментарий про необязательность для физиков в единичном кол-ве — это только через суд?
Тут столкнулось два существенных интереса – забота об экологической ситуации в РФ и буквальное соответствие положениям ЕАЭС о свободном экономическом пространстве. Факт статуса автомобиля, как товара ЕАЭС позволяет его свободно перемещать внутри границ ЕАЭС. Но пока только условно.
Препятствием может быть экологический класс (для Беларуси и Казахстана) и некоторые другие причины (для Армении и Киргизии). Пока что эти факторы находятся в некотором юридическом противоречии друг с другом, но в будущем, думаю, все так или иначе устаканится.
В Беларуси нет ПТС как такового, а в РФ он обязательно требуется для постановки на учет в ГИБДД. Выдает же ПТС в данном случае таможенная служба. Для решения вопроса имеется два пути:
1) Обжалование действий таможни в суде;
2) Обжалование действий таможни в вышестоящей инстанции.
Все это регулируется и соответствует статьям 37 – 48 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в РФ».
Пожаловаться в вышестоящие инстанции (согласно ст. 10 ФЗ № 311) вы можете по следующему списку в порядке иерархии:
1) Федеральная таможенная служба России.
2) Региональные таможенные управления РТУ – подчиняются ФТС РФ (например, Южное таможенное управление).
3) Таможни – подчиняются РТУ (например, Новороссийская таможня).
4) Таможенные посты – подчиняются таможням (например, Западный таможенный пост Новороссийской таможни).
По первой инстанции жалобу можно направить онлайн через сайт ведомства: www.customs.ru
Если вы решите делать переоборудование двигателя, то прежде чем обратиться за этим в выбранную в организацию, обязательно поинтересуйтесь на основании чего будут внесены изменения и будут ли предоставлены соответствующие документы. В их числе обязательно должно быть:
Заключение организации.
Заявление-декларация об объеме и качестве внесенных изменений.
Акт технических характеристик.
Перед обращением за переоборудованием организацию нужно проверить на действительность ее сертификата (он может быть аннулирован в любое время).
Всего вам доброго, Тарас.
Спасибо большое за ответ!