26308

Права на мини-трактор – нужны ли они в России

Всем привет!

Если у вас есть загородный дом, дача или фермерское хозяйство, то мини-трактор станет вам верным помощником как в строительном, так и в садово-огородном деле. Однако не все знают, нужны ли права на мини-трактор в России. Из-за этого у автовладельцев зачастую возникают проблемы с законом.

Есть ли отличия в разрешающей документации на мини-трактор и мотоблок? Можно ли водить мини-трактор по дорогам общего пользования? Какое наказание за его вождение без категории? Как определить нужную категорию, чтобы не оказаться нарушителем закона? Об этом и многом другом я расскажу вам сегодня.

С вами Илья Кулик, поехали!

Содержание

Мини-трактор и мотоблок – общая информация

Мини-трактор (далее МТ) – это многофункциональная машина, предназначенная для выполнения различных садово-огородных, коммунальных, грузо-транспортных и иных работ с мощностью двигателя 10-50 л. с.

Мотоблок (далее МБ) – это разновидность малогабаритного трактора. Его еще называют пешеходным трактором, поскольку им можно управлять, удерживая за ручки и не передвигаясь на нем. Главное отличие мотоблока – монтаж конструкции на базе одноосного шасси, а у мини-трактора 2 оси.

Требования законодательства к документам, разрешающим управление МБ и МТ, различны. Об этом пойдет речь далее.

Нужны ли права на мини-трактор в России

Требования к документам, разрешающим вождение мини-трактора отличаются от требований к вождению МБ. Это связано с тем, что МТ вне зависимости от того, сцеплен ли он с прицепом, относится к категории транспортных средств. Езда на нем по дорогам общего пользования (ДОП) разрешена только при наличии специальной водительской категории в тракторных правах.

Важно! Тракторные и автомобильные права – это разные документы! Они выдаются различными органами: автомобильные – ГИБДД, тракторные – службой Гостехнадзора.

Помимо тракторных прав с нужной категорией, необходим специальный допуск на эксплуатацию транспортного средства.

Речь идет о следующих документах:

  1. Регистрационном свидетельстве от Гостехнадзора (аналог автомобильного СТС).
  2. Паспорте самоходной машины – ПСМ (аналог автомобильного ПТС).

При этом наличие ПСМ является обязательным условием для допуска к эксплуатации самоходной машины (п. 1 Постановления РФ № 460 от 15 мая 1995 г.).

ПСМ выдаются на тракторы (кроме МБ) и иные самоходные машины с объемом двигателя более 50 см3 или мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы и полуприцепы к ним:

  • Заводом-изготовителем, если самоходная машина выпущена после 1 сентября 1995 года.
  • Таможенным органом РФ при ввозе самоходной техники на территорию РФ после 1 сентября 2001 года, а на технику с электродвигателем – после 7 августа 2008 года.
  • Инспекцией Гостехнадзора во всех остальных случаях, включая получение ПСМ на самодельную технику.

Внимание! Экспертиза на соответствие стандартам требуется не только на б/у ТС, но и на импортируемую технику.

Какие права нужны для управления мини-трактором

Категория в водительском удостоверении, которая дает право на управление МТ, зависит от мощности двигателя:

Категория в ВУ Описание транспортного средства Мощность двигателя, кВт
А ТС, не предназначенные для дорог общего пользования, с максимальной скоростью 50 км/ч До 4
А1 (подкатегория) Внедорожный мототранспорт (например, снегоход)
А2 (подкатегория) Внедорожное ТС с максимальной массой 3500 кг с числом сидячих мест не более 8 (например, вездеходы).
А3 (подкатегория) Внедорожное ТС с максимальной массой более 3500 кг (например, карьерные самосвалы).
А4 (подкатегория) Внедорожное ТС, предназначенное для перевозки пассажиров с числом сидячих мест более 8 (например, вахтовые автобусы).
В Гусеничные или колесные ТС (до 34 л.с.) До 25,7
С Колесный МТ или трактор (34-150 л.с.) 25,7 – 110,3
Д Колесный трактор (от 150 л.с.) 110,3
Е Гусеничный трактор (34 л.с.) Более 25,7
F Самоходные сельскохозяйственные машины

Таким образом, для управления мини-трактором подходят права категорий: В, С и Е.

Когда права на мини-трактор не нужны

Ответ на вопрос, нужны ли права на мини-трактор, зависит от условий его использования:

  • Права нужны при передвижении на МТ по дорогам общего пользования, то есть при использовании в качестве транспортного средства в общем дорожном движении.
  • Права не обязательны при использовании за пределами города в сельскохозяйственных работах на полях, возле лесополос, то есть вне дорожного движения.

По поводу госрегистрации. При использовании МТ без выезда на ДОП многие автовладельцы считают, что регистрировать транспортное средство не нужно. Отчасти это так, но при условии, что транспорт будет эксплуатироваться вне ДОП без каких-либо исключений.

Если же исключения возможны, то мини-трактор нужно обязательно зарегистрировать в течение 10 дней после его приобретения (если срок пропущен, то придется уплатить штраф). А вот мотоблок оформлять нет необходимости.

Как зарегистрировать мини-трактор в Гостехнадзоре

Для использования МТ на законных основаниях, помимо тракторных прав необходим документ о постановке ТС на учет в Гостехнадзоре – свидетельство о регистрации. Для этого необходимо предоставить в региональное отделение Гостехнадзора следующие документы:

    • Заявление для регистрации ТС. Ссылка на бланк заявления.
    • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
    • Нотариально заверенная доверенность, если постановку на учет осуществляет доверенное лицо.
    • Документы о праве собственности на МТ (например, договор купли-продажи).
    • Полис ОСАГО для ТС со скоростью движения более 20 км/ч.
  • Паспорт самоходной машины с указанием собственника. ПСМ – это то же, что и ПТС для автомобиля, а именно, документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках ТС.
  • Транзитный номер, в случае его наличия.
  • Подтверждение оплаты транспортного налога за последний отчетный период (если на учет ставится не новый МТ).
  • Сертификат соответствия самоходной техники, указанный в ПСМ.
  • Регистрационное свидетельство (если МТ не был снят с учета прежним владельцем).
  • Акт технического осмотра, выданный Гостехнадзором (если регистрируется техника, бывшая в эксплуатации).
  • Квитанцию об уплате госпошлины.

Сумма госпошлины зависит от того, есть ли у вашего ТС регистрационный номер. Размер госпошлины составляет:

  • 1500 рублей – за выдачу госномера (абз. 2 п. 36 ст. 333.33 НК РФ).
  • 500 рублей – за выдачу свидетельства о регистрации (абз. 4 п. 36).
  • 350 рублей – за внесение записи в ПСМ (п. 38).

Итого, при наличии номеров сумма госпошлины составит 850 рублей, без номеров – 2350 рублей. Источники, в которых указаны суммы госпошлин, даны для того, чтобы вы могли уточнить размеры пошлин в случае их изменения.

На изображении ниже представлен пакет документов, необходимых для управления мини-трактором при передвижении по ДОП:

  1. Полис страхования по ОСАГО.
  2. Госномер ТС (устанавливается сзади с левой стороны).
  3. Паспорт самоходной машины (ПСМ).
  4. Удостоверение тракториста-машиниста.
  5. Свидетельство о регистрации (от Гостехнадзора).

Важно! Регистрации в Гостехнадзоре подлежит сельхозтехника мощностью более 20 л. с.

Важно! Мини-трактор ставится на учет строго по месту постоянной регистрации, указанному в паспорте заявителя.

Что делать, если мини-трактор самодельный

Алгоритм действий для получения прав на управление в случае с заводским мини-трактором понятен. Что же делать, если он самодельный? Полноприводный самодельный МТ нужно обязательно регистрировать в Гостехнадзоре.

Владелец самодельного мини-трактора должен предоставить в Гостехнадзор следующие документы:

  • Заявление на регистрацию самодельного (или переделанного) МТ.
  • Паспорт или иное удостоверение личности (с отметкой о регистрации по месту жительства).
  • Товарные чеки (оригиналы или копии) на купленные детали, которые использовались при сборке МТ.

Также необходимо обеспечить сотрудникам Гостехнадзора возможность осмотра МТ. На основании проведенного ТО, Гостехнадзор составляет экспертное заключение о соответствии самодельной техники установленным госстандартам:

  • Технические нормативы.
  • Экологические стандарты.
  • Оснащение сигнальными и светотехническими приборами.
  • Прочие параметры безопасности дорожного движения.

На основании акта о техническом состоянии мини-трактора владельцу выдается техпаспорт и номерной знак с регистрационным свидетельством.

Важно! Регистрации в Гостехнадзоре подлежит не только самодельная, но и переделанная техника.

Почему могут отказать в регистрации мини-трактора

Перед регистрацией спецтехники проверьте, соответствует ли она необходимым правилам. Отказ в постановке на учет может быть вызван следующими причинами:

  • Ошибки в оформлении документов (заполнение карандашом, помарки, исправления и т.п.).
  • Отсутствие оригиналов документов (даже при наличии копий) в случаях, когда они необходимы.
  • Техническое несоответствие транспорта нормам безопасности (физической и экологической).

Важно! При встрече с инспекторами ГИБДД, отсутствие госрегистрации на МТ влечет за собой наложение штрафа в размере 1500—2000 рублей на основании ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ.

Важно! Если ТС предназначено для продажи, его можно не регистрировать в Гостехнадзоре (например, если вы приобрели его для перепродажи).

Нужны ли права на мотоблок в России

Однозначный ответ на этот вопрос дать затруднительно. Это связано с разницей в трактовке понятия «транспортное средство» в отношении мотоблока де-юро и де-факто. В соответствии с российским законодательством МБ не является транспортным средством.

Причем это относится и к мотоблоку, соединенному с прицепом. Из чего можно сделать логичный вывод – для управления МБ водительские права не нужны. Но с условием – смотря где и как ездить.

Если же в процессе вождения мотоблока вас остановит инспектор ГИБДД, в большинстве случаев с вас спросят права на управление МБ, а также осмотрят сам МБ на предмет оснащения светосигнальной системой, без которой нельзя передвигаться по трассе. Правда, какая категория прав нужна для МБ, не всегда знают даже сотрудники Госавтоинспекции.

Подробнее о проблемах с законом, вызванных управлением мотоблоком без водительского удостоверения специальной категории, смотрите в видео:

Проблема с ДПС часто возникает по вине самих владельцев техники: например, они разъезжают на мотоблоке по шоссе, а потом считают претензии со стороны инспектора ГИБДД необоснованными, ведь (как мы уже говорили), МБ транспортным средством не является.

Однако несмотря на это по дорогам общего пользования на МБ передвигаться запрещено. Раньше, еще в советское время, подобная норма даже прописывалось в инструкции к мотоблокам.

Многочисленные судебные прецеденты, закончившиеся поражением для владельцев МБ, свидетельствуют, что, несмотря на некоторые не до конца ясные положения законодательства, водителям техники выгоднее не вступать в пререкания с представителями закона, доказывая свою правоту на основе того, что мотоблок не транспортное средство.

Чтобы подстраховать себя лучше получить необходимую категорию водительских прав, либо же не выезжать на МБ за пределы своего участка.

Пример судебного решения в отношении управления мотоблоком с прицепом без специальной категории в ВУ смотрите в видео:

Кроме того, обратите особое внимание на то, что перевозка груза в прицепе, сцепленном с МБ, превращает последний в транспортное средство. Во всяком случае такой вывод делают российские судьи (пример прецедента смотрите в Постановлении к делу № 5-54/2015 от 30 октября 2015 года).

Пример из судебной практики

Опишу подробнее случай управления МБ, повлекший судебные разбирательства в Удмуртской республике в 2015 году. Мужчина перевозил на мотоблоке с прицепом строительные материалы, предварительно выпив 1,5 рюмки водки. Ему вменялись следующие нарушения:

  • Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – п. 2.7 ПДД, п. 1 ст. 12.8 КоАП.
  • Управление не зарегистрированным ТС, которое не прошло государственного техосмотра – ст. 12.1 КоАП.

Сам подсудимый свою вину не признал, апеллируя к тому, что мотоблок – это не ТС, а, следовательно, состав административного правонарушения отсутствует.

Тем не менее, суд признал его вину и назначил следующее наказание:

  • Административный штраф в размере 30 тыс. рублей. В случае неуплаты штрафа в течение 60 дней со дня вступления в силу постановления, удвоить сумму штрафа.
  • Лишение водительского удостоверения на срок полтора года.

При вынесении решения суд руководствовался тем, что обвиняемый, управляя мотоблоком, перевозил в сцепленном с ним прицепе груз, а значит, являлся водителем в полном понимании этого смысла.

Внимание! В связи с тем, что ПДД РФ распространяются на все ТС, лишение прав за нарушения при управлении транспортом одного вида, означает одновременное лишение права управления всеми другими видами ТС. Поэтому в приведенном примере обвиняемого лишили водительского удостоверения с открытыми категориями В и С.

Какие права нужны для управления мотоблоком

Ввиду того, что МБ транспортным средством не является, то при работе вне дорог общего пользования специальная категория в водительских правах для его управления не нужна. Однако, передвижение на мотоблоке по ДОП в случае встречи с инспектором ГИБДД приводит к штрафу в размере от 5 до 15 тыс. рублей в соответствии с п. 1 ст. 12.7 КоАП: управление ТС водителем, не имеющим на это права.

И хотя МБ – это не ТС, штраф все равно наложат, поскольку передвижение по ДОП на самоходной технике делает его участником дорожного движения.

Поэтому, если вы периодически передвигаетесь по общественной автостраде на мотоблоке с прицепом, обзаведитесь тракторными или мотоциклетными правами:

  • Категории А или А1 от Гостехнадзора, дающей право на вождение внедорожного автомототранспорта.
  • Категории А, А1 или М от ГИБДД, дающей право на управление мототехникой.

Наличие водительских прав покажет инспектору ГИБДД, что вы знакомы с ПДД.

Статья в тему: Как получить права на мотоцикл: пошаговая инструкция от записи на обучение до получения прав после сдачи экзамена

Внимание! Несмотря на необходимость прав для МБ, свидетельство о регистрации к нему не требуется т. к. мотоблок не подлежит регистрации в Гостехнадзоре как ТС, на которое ПСМ не выдается.

Движение по дорогам общего пользования на мини-тракторах и мотоблоках

Дороги общего пользования – это автодороги, предназначенные для передвижения по ним любых лиц и транспорта, в соответствии с установленным законодательством. Самоходная техника приобретается чаще всего для использования в сельхозработах на полях и личных участках.

Но иногда (кому-то чаще, кому-то изредка) приходится выезжать на ДОП. Рассмотрим, какие условия необходимо соблюсти для допуска к управлению МБ и МТ на общественных автострадах.

Движение по ДОП в общих случаях

Для передвижения по общественным дорогам необходимо выполнить ряд требований по оснащению ТС световыми и светоотражающими элементами, а также иметь в наличии разрешающие документы:

  1. Обязательное оснащение передними ходовыми огнями – требуется для передвижения по трассе на любом виде транспорта (даже на мотоблоке с прицепом).
  2. Светоотражающие элементы красного цвета – их необходимо установить на борту прицепа.
  3. При управлении мотоблоком нужно иметь при себе ВУ категории А или А1.
  4. При управлении мини-трактором необходимо, чтобы с собой были тракторные права необходимой категории, а также регистрационное свидетельство от Гостехнадзора.

Важно! Если права при себе, но ТС не оснащено передними ходовыми огнями и светоотражателями, выезд на ДОП не допускается.

Движение по ДОП в случае целевого использования МБ и МТ

Если самоходная техника используется в дорожных, коммунальных или иных работах целевого назначения, требования для ее допуска к движению по ДОП отличаются. Если работнику необходимо проехать на МБ или МТ по автотрассе, чтобы добраться к месту проведения работ, то необходимо выполнение следующих условий:

  1. Оснащение световыми и светоотражающими элементами – это требование должно выполняться всегда при выезде на ДОП.
  2. Наличие пропуска к месту работ, выдаваемого соответствующей службой (например, автодорожной службой при работах по асфальтированию дорог).
  3. Удостоверение тракториста-машиниста.

Важно! Даже при наличии законного основания передвигаться на сельхозтехнике по общественной дороге необходимо так, чтобы не создавать помех основному потоку транспорта (по возможности держаться правой полосы).

Важно! Перевозить людей на МТ и МБ запрещено в соответствии с пп. 1 п. 22.8 ПДД РФ.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании сельхозтехники

Рассмотрим некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться водители спецтехники по своей вине или иной причине.

Если мини-трактор не поставлен на регистрационный учет

Автовладельцы полагают, что если использовать мини-трактор только на своем участке, без выездов на ДОП, то проводить государственную регистрацию не обязательно. Это так. Однако, если вы приобрели (или сделали) самоходную технику с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 или электродвигателем мощностью более 4 кВт, и планируете передвижение по ДОП, то вы обязаны осуществить регистрацию в Гостехнадзоре (в 10-дневный срок).

Как это сделать описано выше. А вот какие проблемы могут возникнуть при отказе от госрегистрации:

  1. Сложности при продаже техники. Покупая мини-трактор, вы наверняка не задумываетесь о вероятности его продажи. Но в жизни всякое бывает – возможно, вы решите переехать или же приобрести технику мощнее.
  2. Штраф за нарушение правил госрегистрации в размере 1500—2000 рублей в случае, если вы все-таки столкнетесь с ГИБДД (п. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).
  3. Штраф за управление незарегистрированным ТС (п. 1 ст. 12.1 КоАП): 500-800 рублей при первичном наложении и 5000 рублей и лишение прав на срок 1-3 месяца при повторном задержании инспекторами ГИБДД.
  4. Штраф за нарушение норм эксплуатации самоходных машин в размере 100-300 рублей или лишение прав на срок 3-6 месяцев (ст. 9.3 КоАП).
  5. Задержание ТС и помещение на специализированную стоянку при помощи эвакуатора. Владелец ТС должен будет оплатить стоимость перемещения и хранения (п.11 ст. 27.13 КоАП).

Проблемы с регистрацией б/у техники

Приобретая МТ, бывший в употреблении, тщательно проверяйте сам трактор и документацию на предмет соответствия. Если предыдущий владелец не ставил ТС на учет, то при каких-либо конструктивных, маркировочных или иных несоответствиях у вас могут возникнуть серьезные проблемы в его регистрации. Такую технику, скорее всего, вы сможете эксплуатировать только на своем участке.

В случае, если в Гостехнадзоре вам отказали в регистрационных действиях, обязательно потребуйте там письменный отказ от приема заявления о регистрации спецтехники. С этим документом вы сможете оспорить решение Гостехнадзора в судебном порядке.

Управление мотоблоком в состоянии алкогольного опьянения

Обед с небольшой дозой какого-либо алкоголя – широко распространенная практика сельхозтружеников. Вот тут я хочу вас предостеречь: после принятия спиртного, управление не только трактором, но и мотоблоком грозит привлечением к ответственности по п. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Наказание, предусмотренное этой статьей – штраф в размере 30 тыс. рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Статья в тему: Как лишают прав за пьянку – порядок действий водителя при его остановке сотрудниками ГИБДД + нюансы проведения освидетельствования на алкогольное опьянение

Подведем итоги

  1. Мотоблок не является транспортным средством.
  2. Выезд на мотоблоке на дорогу общего пользования влечет за собой необходимость наличия водительских прав с категорией А или А1.
  3. Мини-трактор является транспортным средством, для его эксплуатации необходима постановка ТС на учет и получение тракторных прав.
  4. Категория тракторных прав зависит от мощности двигателя ТС.
  5. ОСАГО требуется для мини-тракторов, скорость движения которых превышает 20 км/ч.
  6. Отсутствие госрегистрации на ТС карается штрафом в размере 1500—2000 рублей.
  7. Для движения по дорогам общего пользования обязательно необходимо оснащение ТС передними ходовыми огнями и светоотражателями.
  8. Даже при наличии прав и соблюдении прочих условий эксплуатации МБ и МТ, движение по ДОП не должно создавать помех другим автомобилистам.
  9. Управление мотоблоком после принятия алкогольных напитков грозит штрафом 30000 рублей и лишением прав сроком до 2 лет.
  10. Перевозка людей на мини-тракторе и мотоблоке запрещена.

Заключение

Мини-трактор является отличным подспорьем в ведении фермерского и дачного хозяйства. Но если вы эксплуатируете его за пределами своего участка, необходимо иметь на это разрешительные документы: свидетельство о государственной регистрации ТС и соответствующую категорию в тракторных правах.

Пишите в комментариях, приходилось ли вам использовать мини-трактор и сталкивались ли вы с какими-нибудь сложностями, особенно, в лице ГИБДД. :smile: Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на обновления. С вами был Илья Кулик, до новых встреч!

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анонимно

:o :mrgreen:трасса,шоссе — это магистрали? Есть ещё дорога для тихоходных тс. мотоблок ИПО?

Игорь Писчий

Здравствуйте, Аноним.

Вы писали: «трасса,шоссе — это магистрали?» - Если вы имеете в виду возможность правомерного проезда на не оборудованном мотоблоке по дорогам, не являющимся ДОП, то уверенности на 100% в отсутствии возможности наказания нет даже при езде по глухим полевым/лесным дорогам. Например, водителей вполне успешно штрафуют за езду без прав по… льду озера/реки, моря и т. п. В общем понимании инспекторов ГИБДД и Гостехнадзора ДОП – это местность, где может проехать ТС. Это звучит довольно абсурдно, но судебная практика в том свидетель – суды поддерживают составленные протоколы за неправомерную езду на ТС в местах, весьма далеких от понятия «дорога» и тем более ДОП. Соответственно, трасса, шоссе, автомагистраль, дорога для тихоходов и др. – разницы нет и наказание, в случае поимки, будет наложено. Другой вопрос, что в большинстве случаев ездоков на мотоблоках ловить некому, если они не выезжают на более-менее оживленные магистрали. Но если вы даже в глухом месте совершите ДТП на мотоблоке (например, поцарапаете припаркованный транспорт), то инспекция Гостехнадзора может прибыть на место происшествия по вызову пострадавшего. И тогда придется отвечать в т. ч. и за незаконную езду на ТС.

Чтобы езда на мотоблоке была законной это ТС должно оснащаться:

— Передними ходовыми огнями.

— Задними светоотражающими элементами красного цвета на борту прицепа.

Также при управлении мотоблоком нужно иметь при себе ВУ тракториста-машиниста категории А или А1. Регистрировать мотоблок в Гостехнадзоре не нужно, но это снимает права контроля у инспекторов Гостехнадзора и возможной ответственности водителя МБ.

Всего вам доброго, Аноним.

 
2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x