Воткнули в фары ксеноновые лампы, не подумав об окружающих, но задумались о наказании инспектора ГИБДД? Тогда читайте, о последствиях за установку ксеноновых ламп, в каких случаях предусмотрен штраф за ксенон, а когда лишение прав.
Еще узнаете, какие предъявляются требования к ксеноновым фарам, каковы правила установки, необходима ли регистрация и как избежать наказания.
Содержание
- 1 Какая ответственность за нештатный ксенон
- 2 Коротко о ксеноновых лампах
- 3 Разрешен ли ксенон
- 4 Каковы требования к ксеноновым фарам
- 5 Каковы правила установки ксенона на авто
- 6 Какие проблемы влечет незаконная установка ксенона
- 7 Каков порядок регистрации ксенона в ГИБДД — пошаговая инструкция
- 8 Как действует инспектор ГИБДД при выявлении нарушения
- 9 Как получить ВУ после лишения прав за ксенон
- 10 Частые вопросы
- 11 Шпаргалка
Какая ответственность за нештатный ксенон
Итак, за нештатные ксеноновые фары водителю грозит одно из следующих наказаний.
За их установку вас ждет штраф — для физлиц он составит 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств (ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ).
Если же вы были замечены за управлением таким ТС, вам грозит лишение прав на срок 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования — ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.
Однако, если при управлении таким автомобилем не соответствовал только цвет или режим работы таких приборов — ответственность наступает в виде одного из наказаний (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, п. 6 ПП ВС РФ № 20):
- Предупреждения.
- Штрафа в размере 500 руб.
Обратите внимание, к водителю не могут быть применены вышеуказанные административные наказания, если ксеноновые фары предусмотрены в конструкции ТС производителем.
В качестве доказательств для подтверждения такого факта может использоваться:
- Инструкция по эксплуатации авто.
- Сертификат завода-производителя.
- Маркировка на блоке фары — DR/DC/DCR.
Коротко о ксеноновых лампах
Лампочки, которые устанавливают в автомобильные фары бывают разной конструкции:
- Галогенные.
- Ксеноновые (газоразрядные).
- Светодиодные.
Ксеноновая лампа наполнена газом. По конструкции она схожа с галогеновой — состоит из цоколя, электродов и кварцевой колбы. Однако в отличие от других ламп у нее нет нити накаливания. Кроме того, в отличие от других видов ламп, газоразрядная оснащена специальным блоком розжига (балластом), который представляет собой высоковольтный трансформатор, превращающий постоянный ток в переменный.
Принцип ее действия — за счет высокого напряжения, проходящего между двумя электродами, появляется свечение газа в лампе. Обратите внимание, такая лампа обладает постоянным излучением и не может менять его направление.
Технические характеристики ксеноновых ламп гораздо выше. К главным преимуществам относят:
- Увеличенный световой поток — по сравнению с галогенкой он выше раза в 2-3 и не образует так называемую «световую стену» перед собой.
- Высокую цветовую температуру (от 4300 до 6000 К).
- Повышенную эффективность — при штатной работе такие лампы потребляют меньше энергии, чем тот же галоген в 1,5-2 раза и практически не нагреваются.
- Большой срок службы и высокую надежность — такой источник света не боится скачков напряжения/вибрации при движении. Срок службы газоразрядной лампы в 4 раза дольше, чем у галогеновой.
Однако, если завод-производитель не предусмотрел использование таких ламп в фарах, они слепят водителей автомобилей встречного направления, что приводит к авариям на дорогах. Следовательно, такое переоборудование в РФ запрещено.
Необходим ли фароомыватель и автокорректор для ксенона
Наличие автокорректора и омывателя для ксенона в большинстве случаев обязательно. Такое требование вызвано не сколько самим ксеноном, а мощностью светового потока излучения, который, как правило, составляет больше 2 тыс. люмен. Это и является критерием отсутствия/наличия автокорректора и омывателя фар.
Причем разницы нет, установлен ксенон в противотуманках или в обычных фарах с таким значением светового потока. Согласно п. 1.3.7. Технического регламента «О безопасности колесных ТС» (далее — Техрегламент) должны быть оснащены автокорректором:
- Адаптивные системы переднего освещения, предназначенные для ближнего света.
- Фары ближнего света с лампами класса LED.
- Фары ТР ТС 018/2011 164 ближнего света и противотуманки с лампами любого класса, со световым потоком более 2 тыс. люмен.
Отдельно в примечании к данному пункту указано — сменные газоразрядные лампы категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S имеют номинальный световой поток более 2 тыс. люмен.
Для сведения. Автокорректор фар — это устройство, состоящее из ЭБУ, датчиков положения кузова, электропривода, а также тяги, при помощи которых автоматически корректируется граница ближнего света фар.
Что говорится в законодательстве о ксеноне
Многие водители при оспаривании штрафа/лишения прав ссылались на отсутствие упоминания в действующем законодательстве о ксеноне. В связи с чем, МВД РФ было дано разъяснение «Об использовании «ксеноновых» фар», которое, конечно, было не в пользу фанатов ксенона.
Согласно такому документу под запрет попадает езда с:
- Осветительными приборами, которые не соответствуют ПТС/Правилам ЕЭК ООН.
- Лампами/светоотражателями красного цвета.
При этом водителю во всех вышеперечисленных случаях вменялась ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, наказание по которой предусматривает лишение права управления ТС. После чего дело отправлялось в суд, где такого правонарушителя по итогу лишали водительского удостоверения сроком от 6 до 12 месяцев.
Что говорит судебная практика
До лета 2019 года суды сплошь и рядом выносили постановления о лишении водителей ВУ по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, пока не произошел перелом судебной практики в данном вопросе. А именно, после выхода ПП ВС РФ № 20, в котором Верховный суд разъяснил, какие должны быть критерии наступления ответственности для водителей за несоответствие источника света типу фар по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.
Для этого нужно, чтобы присутствовали одновременно два условия — абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ:
- Нарушение режима работы установленных на ТС световых приборов.
- Несоответствие цвета огней разрешенным — белому, желтому или оранжевому.
При несоответствии только цвета или режима работы световых приборов — управление таким авто необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
При рассмотрении данной категории административных дел суды чаще всего квалифицируют несоответствие типа лампы цоколю/конструкции фары, как нарушение режима работы. Однако это не совсем корректно.
Определение «режима работы» нет ни в ПДД, ни в КоАП РФ, ни в Техрегламенте. Но оно содержится в п. 2.54 ГОСТа 33997-2016.
Согласно данному документу, под режимом работы внешних световых приборов понимается совокупность их характеристик работы, отражающих порядок и условия:
- Их ручного или автоматического включения/выключения — подразумевается управление фарами (чаще всего с помощью рычага на рулевой колонке).
- Регулирования мощности излучения — что само по себе не свидетельствует, что тип ламп не соответствует фарам.
- Прерывистости или непрерывности излучения — например, поворотники/ближний свет фар, проблесковые маячки ТС оперслужб/габариты.
Достаточно часто инструкция по эксплуатации авто прямо не запрещает использование газоразрядных источников, а цвет ламп/температура при эксплуатации, не превышает норму и соответствует требованиям ГОСТ.
Следовательно, если произвести монтаж ксеноновой лампы, например, в галогеновую фару, такой показатель, как режим работы останется неизменным. А если цвет огней при этом белый (без синевы), ни одно из двух условий для лишения прав по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ не выполняется и такое наказание не может быть назначено.
Разрешен ли ксенон
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, укомплектованных производителем ксеноновыми фарами.
Однако по собственной инициативе менять тип фар, который не предусмотрен заводом-изготовителем запрещено. Такого рода тюнингом, как правило, увлекаются многие собственники отечественных авто. Но поскольку ни одна модель российского автопрома не оснащена штатными ксеноновыми фарами, чаще всего именно их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом осуществляется проверка маркировки на линзах — разрешается монтаж в рассеиватели типа DC, DR или DCR. Также ксеноновая фара должна иметь автоматический корректор угла наклона и фароомыватель.
Для сведения. Рассеиватель — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность. Его назначение, защита лампы от грязи и воды. Изготавливается из стекла/пластика. Если просто — стекло фары.
Таким образом, устанавливать ксенон нельзя в:
- Фары с маркировкой HC, HR, HC/R.
- Противотуманки.
Обратите внимание, несертифицированная установка ксенона может стать помимо лишения прав причиной утраты рефлектора и повреждения проводки авто.
Допускает ли закон установку в линзу для галогена ксеноновой лампы
Установка ксеноновой лампы в фары с линзами возможна только при условии, что заводская конструкция автомобиля допускает монтаж оптики такого типа.
Установить ксеноновую лампу можно и в штатные линзованные фары, прибегнув к соответствующей переделке. Однако после этого необходимо пройти технический осмотр и получить диагностическую карту. Далее в ПТС авто вносится соответствующая отметка ГИБДД (об этом я расскажу далее более подробно).
Следовательно, ставить газоразрядные лампы в корпус линзы, предназначенный для галогена, не лучшая затея. Это может привести к потускнению отражателя и проблемам с ГИБДД в случае остановки вашего ТС.
Этот известный факт, к сожалению, почувствовал я на себе. Когда купил автомобиль, то у него был ужасный ближний свет. Разобрав фару увидел, что отражатель покрыт белёсым налётом — последствия сгорания клея. Предыдущий хозяин был уро наплевательски относился к окружающим, ставя себя выше них.
Для сведения. Отражатель представляет собой зеркальную вогнутую поверхность, служащую для формирования светового пучка нужной формы и направления его на дорогу.
Разрешен ли биксенон к установке
Биксеноновая фара — разновидность ксеноновой фары, в которой ксеноновый свет имеется не только в ближнем режиме, но и в дальнем. Поэтому и требования такие же, как и для ксенонового источника света.
Допустимо ли устанавливать ксенон в противотуманки
Бытует мнение, что на противотуманные фары (далее — ПТФ) запрет на ксенон не действует. Однако это не так. Такое заблуждение вызвано тем, что противотуманки реже используются и, следовательно, такое нарушение фиксируется нечасто.
КоАП РФ не разделяет понятия «фары»/ «противотуманные фары». В кодексе идет речь о световых приборах, установленных на передней части автомобиля — ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. И те и другие расположены там. Кроме того, производители авто не предусматривают в конструкции ТС штатный ксенон в ПТФ.
Пройти процедуру легализации ксенона в ПТФ не получится, поскольку ни испытательная лаборатория, ни ГИБДД не даст добро на такое изменение ТС. Причина в том, что такой свет ослепляет встречный транспорт и не справляется с выполнением функции противотуманок.
Такое нарушение могут обнаружить во время прохождения технического осмотра транспортного средства (ТС). Ответственность в этом случае наступает в виде штрафа за установку ПТФ с их конфискацией размере — ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ:
- 3 тыс. руб. — для физлиц.
- От 15 тыс. до 20 тыс. руб. — на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию ТС.
- От 400 тыс. до 500 тыс. руб. — для юрлиц.
Как минимум с 2021 года в Волгограде пошла мода массово пихать ксенон или лед в ПТФ и постоянно использовать его с наступлением сумерков. Некоторые посчитали модным использовать только его без включения ближнего света. Мечтаю, когда сотрудники ГИБДД начнут массовую облаву на таких водителей назная им штраф по 5 тысяч за каждую лампочку минимум. Так как ПТФ обычно не линзованная, а рефлекторная, то слепит такой колхоз особенно сильно.
Каковы требования к ксеноновым фарам
Штатные ксеноновые фары имеют определенную маркировку — букву «D» в коде. Ее наличие на отражателе указывает на допустимость использования ксеноновых ламп в совокупности со спецрефлекторами/линзами.
Виды маркировки таких фар могут быть следующие:
- DC/DR — оборудована двумя отдельными лампами (ближний/дальний свет) и установка ксенона допускается в обе из них.
- DCR — используется одна двухрежимная лампочка, которая может использоваться как для дальнего, так и ближнего света. Монтаж ксенона в такую фару разрешен.
- DC/HR — допускается только ксеноновый ближний свет, для дальнего использование недопустимо.
- HC/HR — если этот код указан на фаре авто, произведенного в Японии, использование газоразрядных ламп допускается. Для европейских автомобилей такая маркировка означает запрет на ксенон, разрешено использовать галогеновые лампы ближнего/дальнего света.
Ксеноновые лампы допускаются к эксплуатации, если оборудование на авто установлено легально, а возможно это в следующих случаях:
- Ксенон в фары изначально был установлен изготовителем.
- Ксеноновые фары были встроены при апгрейде авто — для подтверждения легальности и безопасности произведенных изменений потребуется согласование в Госавтоинспекции. Однако до этого момента потребуется пройти повторную сертификацию/процедуру декларирования соответствия авто (п. 4 ст. 15 № 196-ФЗ).
Каковы правила установки ксенона на авто
Для того, чтобы монтаж ксенона в фары вашего авто был признан легальным, следуйте правилам:
- Фары должны иметь определенную маркировку и совместимость с газоразрядными лампами.
- Наличие омывателя фар.
- Помимо ламп ТС необходимо оснастить рассеивателем и автокорректором регулировки угла наклона фар.
Обратите внимание, чтобы законно адаптировать авто под ксенон, ТС должно соответствовать:
- Основным положениям к допуску ТС к эксплуатации, уст. Постановлением № 1090.
- Приложению № 9 к Техрегламенту.
- Разъяснениям ДОБДД МВД РФ «Об использовании «ксеноновых» фар».
- Письму Минпромторга РФ № 132/С.
Какие проблемы влечет незаконная установка ксенона
Самое безобидное, что может произойти — причинение водителю дискомфорта ослепительным потоком света, а худшее — авария со смертельным исходом.
Сами по себе газоразрядные лампы не являются источником опасности, однако их неправильное применение и установка не по нормативам влечет серьезные последствия.
А именно:
- Ослепление встречного потока.
- Направление светового потока вверх/вбок, а не на дорожное полотно.
- Наличие теней, препятствующих восприятию водителем реальной ситуации.
- Плохая видимость на дальней дистанции — принято считать, что такие лампы лучше освещают, однако это миф. Это работает только на ближней дистанции.
Как избежать неприятностей, связанных с установкой ксенона
Есть простой вариант, как избавиться при этом от проблем с ГИБДД — не устанавливайте ксеноновые лампы в фары, где они не предусмотрены.
Если такой вариант вам не по душе, держите сложные:
- Произвести модернизацию фар — вам потребуется не только замена в них ламп, но и отражателей, установка корректоров угла наклона и фароомывателей с последующей регистрацией таких изменений в Госавтоинспекции.
- Установить ксенон незаконно и рассчитывать на присуждение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — при его оплате в течение 20 дней с момента вручения постановления он обойдется вам в 250 руб. Если же сотрудник Госавтоинспекции вынесет постановление по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, вам придется его обжаловать в суде и не факт, что судья присудит вам штраф, а не лишение прав.
См. также: Как избежать лишения прав в 2024 году, в т.ч. за пьянку — самая подробная статья
Каков порядок регистрации ксенона в ГИБДД — пошаговая инструкция
Если вы решились на переделку фар под ксенон, вам потребуется соблюсти ряд процедур для его легализации. Сразу предупреждаю — вас ждет затяжной процесс регистрации (более месяца), который требует, в том числе и материальных затрат. Однако по итогу вы станете обладателем законного ксенона в авто.
Для регистрации внесенных изменений в конструкцию фар придерживайтесь следующего алгоритма:
- Посетите аккредитованную специализированную экспертную организацию (испытательную лабораторию, входящую в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, который опубликован на официальном сайте ЕЭК) и получите заключение по вопросу допустимости внесения изменений в ТС.
- Обратитесь в технадзор и получите разрешение на внесение изменений — потребуется написать заявление и приложить к нему полученное вами предварительное экспертное заключение. После чего сотрудники Госавтоинспекции проводят осмотр авто и либо дают добро на переделку, либо нет.
- Приобретите лицензированные детали при получении положительного заключения технадзора.
- Установите их в лицензированном СТО — наличие лицензии можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ на сайте налоговой по наименованию юрлица/ИП либо при личном обращении в СТО. Если лицензия есть, по вашему запросу ее вам продемонстрируют. Можно установить детали и самостоятельно, однако это потребует от вас заполнения заявления-декларации о произведенных работах (форма утв. Приказом Федерального агентства по техрегулированию и методологии № 843-ст), в которой следует подробно изложить объем/характер внесенных изменений.
- Сохраняйте все сертификаты на детали. Посетите нотариуса для заверения их копий.
- Пройдите повторно экспертизу в испытательной лаборатории.
- Пройдите повторно техосмотр и получите новую диагностическую карту.
- Посетите Госавтоинспекцию и получите свидетельство о соответствии автомобиля стандартам безопасности/измененное свидетельство о регистрации ТС и ПТС.
Интересный эксперимент провела редакция журнала «За рулем» по переоборудованию штатных фар Лады Гранты под ксенон и оформлению такой переделки в соответствии с требованиями закона. Все сложности процедуры изложены в статье “Легализуем «колхозный» ксенон. Проверено ЗР и Грантой”, которая размещена на официальном сайте:
Мы сделали практически невозможное — переоборудовали редакционный автомобиль и оформили переделку, как того требует закон. Это несколько месяцев труда, измотанные нервы — и деньги. Итак, наше путешествие по семи кругам ада.
Почти месяц у нас ушел на переоформление переделки. Неделю отняли блуждания по кабинетам, остальное время — ожидания очередного визита к чиновникам и непосредственно работы по переоборудованию. Финансовые затраты исчисляются пятизначными числами — более 10 000 рублей мы отдали за экспертизы в НАМИ ПТИА-Фонде и за услуги ГИБДД да сожгли пару баков бензина. Всё это время Лада Гранта простаивала во дворе, пользоваться ею было нельзя. И что в результате?
С октября мы ездим на Гранте с ксеноном. За это время нас не остановил ни один инспектор. Судя по всему, рейды закончились, и сотрудники ГИБДД переключились на борьбу с другими напастями. Отметка в документах о легальности переделки нашего редакционного автомобиля — как память о тех проверках.
Как действует инспектор ГИБДД при выявлении нарушения
ТС может быть остановлено инспектором Госавтоинспекции в любом месте при наличии визуальных признаков нарушения, в том числе в случае возникновения у него сомнений о соответствии установленных световых приборов требованиям законодательства — ст. 84.1 Приказа МВД № 664.
После остановки авто инспектор, как правило, действует в следующем порядке:
- Просит водителя открыть капот — такое действие является досмотром, который проводится в присутствии водителя, с привлечением двух понятых, а при их отсутствии с использованием видеозаписи.
- Разъясняет владельцу ТС его права и обязанности.
- Составляет протокол, где указывает дату/место составления/данные должностного лица, водителя, понятых (при наличии), ТС/используемые виды фиксации нарушения (фото/видеосъемка).
- Подписывает протокол о досмотре авто и предлагает подписать его водителю/понятым (при наличии). При отказе водителя от его подписания, отражает данную информацию в документе.
- Вручает копию протокола водителю.
Возможен также демонтаж незаконно установленных ксеноновых фар в месте остановки и отправка ТС на штрафстоянку.
Важно! Запрет эксплуатации авто и изъятие световых приборов должны также оформляться протоколами — ч. 1, 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Как себя вести водителю при выявлении нарушения установки ксенона
Если вам вменяется нелегальный монтаж ксенона на авто, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- После остановки ТС сотрудником ГИБДД попросите его предъявить удостоверение и зафиксируйте его данные — ФИО, должность и номер нагрудного жетона.
- Проконтролируйте правильность проведения процедуры досмотра ТС — обязательно присутствие понятых либо использование видеозаписи.
- При несогласии с вменяемым вам правонарушением, отразите это в протоколе о досмотре ТС, с указанием своей позиции по делу — рекомендую сделать в нем запись “Не согласен с решением сотрудника ГИБДД. Ксенон предусмотрен в конструкции автомобиля заводом-изготовителем”.
- Получите копию протокола.
В течение 3 дней протокол с материалами будет направлен в суд, где уже выносится постановление о назначении наказания — штраф/лишение водительских прав.
Важно! В судебном разбирательстве, при квалификации правонарушения по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ (лишение права управления авто) — срок лишения может быть уменьшен судом в рамках, установленных законом. Это возможно, если имеются смягчающие вину обстоятельства.
Как получить ВУ после лишения прав за ксенон
Если вас все-таки лишили прав, их возврат возможен в двух случаях:
- Постановление суда первой инстанции отменено в процессе обжалования в вышестоящие инстанции.
- Окончание срока лишения права управления ТС.
В отличие от первого варианта, в последнем случае ВУ возвращается водителю после:
- Оплаты административных штрафов.
- Сдачи теоретического экзамена по ПДД — такая процедура ничем не отличается от проверки при первичном получении прав. Сдавать экзамен можно после того, как пройдет половина срока лишения.
Получение медицинской справки не требуется — исключение, если к ксенону добавилось управление ТС в алкогольном опьянении.
Важно! Если за период лишения прав срок действия ВУ истек, обратитесь в ГИБДД с заявлением о выдаче вам нового удостоверения. Более подробно об этом рассказано в статье Замена водительского удостоверения.
См. также:
Какое наказание за вождение в нетрезвом виде в 2024 году: в каких случаях лишение, а в каких штраф
Возврат прав после лишения в 2024 году — самая полная инструкция
Частые вопросы
В: Лишают ли прав за ксенон?
О: Такое наказание применяется при наличии одновременно двух условий: нарушение режима работы световых приборов и цвет ламп отличается от разрешенного (белого/желтого/оранжевого). При отсутствии хотя бы одного критерия водителя ждет штраф 500 руб.
В: На какой срок могут лишить прав?
О: При несоответствии режима работы фар и цвета, не отвечающего законным требованиям, водителю грозит лишение за ксенон на срок 6-12 месяцев.
В: Можно ли ставить ксенон в обычные фары?
О: В фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания (в т.ч. галогенными), применение ксеноновых ламп не допускается.
В: Какой штраф за биксенон?
О: Наказание за установку внештатного биксенона на авто такое же, как и за ксенон — штраф либо лишение прав.
Шпаргалка
- Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
- Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
- При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
- За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
- За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
- Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
- Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
- Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?