32869

Нужна ли по новым правилам водительская карточка, и что она из себя представляет? + Что такое личная карточка водителя на предприятии и карта для тахографа

Всем привет, Илья Кулик на связи! Услышали про водительскую карточку, что она должна быть у каждого, а сами её в глаза не видели? Не спешите бежать искать её сломя голову, лучше сначала прочитайте о том, зачем нужна водительская карточка что это такое и пригодится ли она вам.

Что это такое?

Водительская карточка – это документ, который является подтверждением получения лицом квалификации водителя и выдачи ему водительского удостоверения. В карточке водителя указываются:

  • личные сведения – Ф. И. О., дата и место рождения, адрес прописки, паспортные данные;
  • фотография;
  • информация о медицинской справке, полученной перед сдачей на права;
  • данные о прохождении обучения вождению – категория транспортных средств, название автошколы, документ, подтверждающий окончание водительских курсов;
  • результаты экзаменов в ГАИ – в карточках до 1997 года;
  • сведения о выданных водительских удостоверениях (В/У) – предусмотрена таблица с пятью строками, в которую заносится информация о каждом В/У при его выдаче.

Заполняется документ кандидатом в водители перед прохождением экзамена по вождению и отдаётся экзаменатору. После прохождения испытаний карточка выдаётся на руки новоиспечённому водителю вместе с правами и в дальнейшем хранится у него.

Статья в тему: Как получить водительские права: пошаговая инструкция от записи на обучение в автошколу до получения прав после сдачи экзамена

Когда нужна карточка водителя?

Как я уже упомянул, выдавалась она при сдаче экзаменов в ГИБДД и в неё заносились сведения о полученных удостоверениях водителя, а в ранних версиях также результаты экзаменов по управлению транспортными средствами. При получении водительских документов вместо потерянных или при обмене на основании этой бумаги выдавали новое В/У.

Вы, наверное, заметили, что, рассказывая о применении карточки водителя, я употребил прошедшее время. Это неслучайно. Да, ранее водительская карточка входила в обязательный список документов, предоставляемых в Автоинспекцию при получении водительского удостоверения. Но сейчас многое поменялось.

Старые порядки

Последний по времени официальный документ, предписывающий получение карточки водителя, датируется декабрём 1997 года и утратил свою силу с 2000 года. Это Инструкция, утверждённая Приказом МВД №860, разработанная в соответствии с постановлением Правительства №831.

Порядок сдачи экзаменов и получения прав, предписываемый этими нормативно-правовыми актами, во многом копировал Положение «О порядке допуска водителей …», принятое в СССР в 1987 году.

Причём даже до 2000 года при замене водительских «корочек» вместо карточки можно было предоставить любой другое подтверждение получения В/У, например, свидетельство об окончании автошколы или временное удостоверение.

Если же и этих бумаг автолюбитель найти не смог, автоинспектор был обязан сделать запрос в отделение ГИБДД, выдавшее удостоверение водителя, и при положительном ответе выдать права даже при отсутствии упомянутых документов.

Автоматизированные базы данных в то время только зарождались, и сведения о выдаче В/У хранились только в подразделении ГАИ по месту прописки гражданина и в МРЭО, непосредственно выдавшем права.

Выдача водительского удостоверения после 2000 года

С 2000 года начали действовать новые Постановление Правительства №1396 и Приказ МВД №782, регулирующие порядок получения прав.

Водительская карточка в них фигурировала только как один из вариантов документа о прохождении обучения, обязательного при обмене В/У. Выдача её не предполагалась, как не было и утверждённой формы. И опять же, в случае отсутствия нужной бумаги ситуация разрешалась запросам в отделение Автоинспекции.

Поэтому, если вы сдавали получали права в третьем тысячелетии, не удивляйтесь что карточки водителя у вас нет. Правда, в некоторых подразделениях ГИБДД по старой памяти продолжали выдавать эту бумагу некоторое время. Кроме того, раньше можно было сдавать экзамен в ГАИ без обучения в автошколе, поэтому даже документ об окончании курсов автошколы есть не у всех.

Таким образом, всегда отсутствие водительской карточки не могло быть основанием для отказа в замене удостоверения водителя, хотя такие прецеденты происходили в некоторых отделениях ГАИ. Но, как вы теперь знаете, требовать этот документ при переоформлении В/У – незаконно.

Актуальные правила

В 2014 году вступило в силу Постановление Правительства (ПП) РФ №1097, а с 1 сентября 2016 года и Административный регламент, утверждённый Приказом ГИБДД №995. Это актуальные в 2017 году документы. Предыдущие нормативно-правовые акты утратили свою силу.

И в ПП РФ №1097, как и в приказе МВД №995 нет никакого упоминания про карточку водителя. Более того, подтвердить прохождение обучения в автошколе документом в Автоинспекции требуется только один раз – при первом получении водительских прав, а также при открытии новых категорий.

А при замене В/У никакая бумага, подтверждающая квалификацию, не требуется. Ведь вся информация о выданных удостоверениях хранится в электронной базе ГАИ, доступ к которой имеют все автоинспекторы.

Статья в тему: Как поменять водительские права: узнай все подробности! + простая пошаговая инструкция по замене водительского удостоверения

Как выглядит водительская карточка: скачать образец

Форма утверждена в Приложении №2 Приложения к Приказу МВД №860, изданному 30.12.1998. Как выглядит этот заполненный документ вы можете увидеть ниже.

По данной ссылке вы можете скачать Положение №2, содержащее образец бланка.

До 1997 года аналогичная бумага носила название «экзаменационная карточка водителя». Назначение и порядок использования у него был тот же самый. Отличие заключалось только в том, что на оборотной стороне отмечались результаты теоретического и практического экзаменов.

Вы можете посмотреть и скачать образец экзаменационной карточки, перейдя по ссылкам:

Где взять водительскую карточку?

В настоящее время выдача такой карточки не предусмотрена, да и применения для неё больше нет. При замене прав в Автоинспекции, для чего она и использовалась, её теперь не спрашивают и не выдают. И даже сведения о новых В/У в неё не вписывают. Поэтому получить эту бумагу невозможно, да и бессмысленно. Даже документ, утверждавший её форму давно утратил силу.

Если у вас нет водительской карточки, не переживайте, она вам не потребуется, получать его не нужно. Ведь раньше вы нормально жили и водили машину без неё. Если же экзаменационная карта у вас есть, можете оставить её на память, а можете и выкинуть, никакой роли она сейчас не играет.

Какие ещё бывают карточки водителя

Итак, водительская карточка, как документ об обучении вождению, ушла в историю. Но это словосочетание имеет и другие значения, актуальные по сей день. Эти именем называют:

  • карту для тахографа;
  • личную карточку на предприятии.

Оба этих документа применяются, когда вождения автомобиля – профессиональная деятельность, поэтому обычные автолюбители с ними не сталкиваются.

Карточка водителя на предприятии

Для правильной организации работы шофёров и для обеспечения безопасности при эксплуатации транспортных средств, сведения о водителях организации фиксируются в личной карточке работника, которая оформляется и хранится в отделе кадров компании.

Специальной утверждённой формы для неё не существует, поэтому каждая организация разрабатывает свой бланк, как правило, на основе Унифицированной формы Т-2, утверждённой постановлением Госкомстата №1 05.01.2004.

В стандартный для всех служащих бланк, содержащий общую информацию о работнике, приёме на работу, квалификации, отпусках и другом взаимодействии с работодателем, добавляется информация, характерная только для водителей транспортных средств:

  • Категории и разрешения;
  • Стаж;
  • Режим работы;
  • Результаты медосмотров;
  • Факты нарушения ПДД;
  • Случаи участия в авариях;
  • Учёт прохождения стажировок, инструктажей и т. п.

Образец документа для учёта сведений о работнике-водителе на предприятии доступен для скачивания по ссылке.

Карта для тахографа

С 2013 года автобусы и грузовики должны оборудоваться тахографами. Это специальные устройства, которые контролируют и фиксируют параметры движения автомобиля, такие как скорость, время движения и стоянки и так далее. Водитель, управляющий авто с таким оборудованием должен иметь специальную карту, при помощи которой он идентифицируется прибором.

Эта карта пластиковая, наподобие банковской, и содержит текстовые сведения о её владельце, а также электронный чип, при помощи которого происходит взаимодействие с прибором-тахографом, а также запись и хранение информации.

Как используется карта водителя

Перед началом работы водитель должен установить карточку в прибор. Все необходимые данные о режиме движения будут фиксироваться на ней. Извлекается карта, когда шофёр заканчивает работу.

Вождение без использования в установленном порядке электронными тахографическими устройствами, когда они необходимы, карается штрафами. Причём наказанию подвергается как водитель (1-3 тыс. р.), так и должностное лицо, отвечающее за оборудование (5-10 тыс. руб.).

Сохранённая информация служит для контроля за действиями шофёров в части соблюдения режима движения/отдыха, соответствия скорости разрешённой, а также могут пригодиться при разборе нештатных ситуаций, ДТП, и прочего.

Работодатель обязан считывать раз в 28 суток все данные. Именно на этот срок рассчитана ёмкость памяти чипа, установленного в карте. Сведения, фиксируемые тахографическими устройствами, а также правильность обращения с ними проверяют и контролирующие органы.

Разные виды карт

В настоящее время существует три типа тахографов, для каждого из которого должна применяться своя карта, с «чужой» он просто не будет работать:

  • Со средством криптографической защиты информации (СКЗИ) российского стандарта;
  • Европейского стандарта (ЕСТР);
  • По техрегламенту без СКЗИ российского стандарта (могут быть использованы только при дооборудовании модулем СКЗИ)

А вот в автомобиле всегда устанавливается только один тахограф. Поэтому если водитель работает на нескольких машинах с разными типами устройств, ему необходимо иметь две или три карточки. В то же время недопустимо, чтобы у одного лица было две и более карт одного типа.

Карта водителя для приборов со СКЗИ.

В случае замены, например, в связи со сменой места жительства старый электронный документ в обязательном порядке сдаётся в организацию, выдавшей его, где деактивируется.

При работе с тахографом также используются другие карты, аналогичные водительской, но предназначенные для пользования руководством предприятия, сервисными работниками и т. п.

Как оформить карточку водителя

Выдают карты специальные организации, имеющие советующую лицензию. Список лицензированных компаний можно найти на сайте Росавтотранса. Действует электронный документ три года.

Срок изготовления – от 10 до 14 рабочих дней. Ведь только две недели можно ездить без карты в случае её утраты или поломки, то есть с неработающим тахографом. Стоимость – около 2000 р. для СКЗИ-карт и 3000 р. для ЕСТР. Цена не фиксированная, зависит от конкретной фирмы-изготовителя. Как правило, при заказе сразу нескольких карт (что удобно для компании) предоставляется скидка.

Карта ЕСТР или отечественного образца без СКЗИ. Внешнее оформление у них одинаково.

Для оформления карты потребуются:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности – копия;
  • Водительские права – копия;
  • СНИЛС — копия;
  • Фотография 3,5×4,5 см;
  • Образец подписи;
  • ИНН – копия (только для СКЗИ);
  • Ходатайство-справка с места работы.

Копии документов должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя и иметь надпись «копия верна».

Подведём итоги

  • Экзаменационная водительская карточка в настоящее время не выдаётся и не используется при взаимодействии с ГИБДД;
  • Личная карточка работника-водителя ведётся в отделе кадров организации;
  • Пластиковая карта нужна для тахографа, обязательного при грузо- и пассажироперевозках.

Заключение

Вот и разобрались, что же такое водительская карточка и зачем она нужна. Документ-подтверждение выдачи водительского удостоверения, вопрос о котором волновал большинство автолюбителей, утратил свою актуальность. А вот работникам автотранспортных предприятий приходится иметь дело личной картой водителя, и картами для тахографа.

А у вас есть экзаменационная карточка? Выдавали вам её или нет? Хранится она у вас или давно потеряли? Пригодилась она, когда крайний раз меняли права? Расскажите в комментариях! Там же можете задавать вопросы по теме.

На этом всё. Подписывайтесь на рассылку статей, делитесь ссылкой в соцсетях. До скорого!

П.С.: На фотографиях в статье Audi A5 Sportback. Изображения взял здесь: drive2.ru/r/audi/461055738047889508.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ольга

Сегодня сталкнулись с проблемой,муж менят водит. права,стаж водителя с 1993г.,замена прав через 10 лет,прошлые права получал в этом же гаи,запросли карточку водителя или документ об обучении,предоставить мы не смогли,не нашли,представитель гаи урезала водител.стаж на 16 лет и дату поставила с предыдущих прав 2009год ,а еще сказала ,что база данных в гаи каждые 5 лет меняется и данные не сохраняются,хотим подать жалобу на сотрудника гаи,ведь в предыдущих правах была дата выдачи первональных прав.

Игорь Писчий

Здравствуйте, Ольга.

Если в предыдущих правах стояла дата выдачи первональных прав, то сотрудники ГИБДД обязаны ее учитывать при перерасчете водительского стажа в новых правах.

Касательно стирания информации баз данных ГИБДД раз в 5 лет – это, скорее всего, оправдательный бред оператора. Если такое и происходит, то по халатности, а не по какому-либо закону, нормативу или распоряжению. То есть проблема несохранения данных в базах ГИБДД, которые там были, не ваша, а ГИБДД.

Касательно урезания водительского стажа по правам, выданным до рубежа 2000-х гг., то тут да – проблема эта массовая, связанная с внедрением электронного учета. Как правило помогает предоставление свидетельства об обучении или карточки водителя. Конечно, многие их утратили. Но вы можете восстановить данные и получить дубликат свидетельства обучения в той автошколе, где это обучение проводилось.

Если же автошкола уже закрылась, то проблема тоже решаема: по правилам, при закрытии деятельности автошкол, все документы на учеников (свидетельства) и личные дела они обязаны были сдавать в Министерство образования. Нужно обратиться в отделение Минобразования вашего района с паспортом, попросить поднять данные из архива и выдать вам копию свидетельства об окончании автошколы. Но это действует только для легальных автошкол. Если автошкола оказалась нелегальна, то водителю лучше вообще не заводить разговор о водительском стаже в ГИБДД т. к. под угрозой может оказаться действительность водительских прав.

При этом срока действия свидетельства об окончании автошколы как такового нет. А при оформлении ОСАГО, если водительский стаж подтвердить нечем, его записывают со слов страхователя (однако при спорах о величине страхового возмещения проблема подтверждения ВС может снова всплыть).

Всего вам доброго, Ольга.

Dmitry

У меня проблема такая: В Сочи, в Краснодарском крае изъяли права, так как в базе они фиксируются как «В розыске», получал в Вологодской области. Мне выдавали первые права в 2009 году, я их потерял и восстановил в 2011, на сайте в базе написано что через 7 дней после получения на них наложили «Розыск». Видимо перепутали полоротые сотрудники, которые вносили в базу, в итоге это стало известно в 2018...Сотрудники пожали плечами и изъяли, объяснив что им всё ровно, они ссылаются на базу. Как мне теперь восстановить права за счет ошибки органов? Прежние права уже утилизированы.

Игорь Писчий

Здравствуйте, Dmitry.

Вам нужно было сразу письменно обжаловать действия работников ГИБДД, изложив в жалобе на имя начальника подразделения всем перечисленные доводы и обстоятельства. Но положенные на обжалование 10 дней истекли (согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП) и теперь нужно действоватьиначе: если пропуск срока обжалования небольшой, то можно подать ходатайство (с суд или вышестоящему должностному лицу) о его восстановлении, согласно ч. 2 ст. 30.1 КоАП; но если срок нарушений со стороны ГИБДД большой, как в вашем случае, то дело решается в суде. Тут есть срок исковой давности в 3 года, но в вашем случае он начал истекать с 2018 года – с момента, когда вы узнали о том, что ваши права нарушены. Нарушение ваших прав работниками ГИБДД может быть обжаловано в районном суде по месту нахождения подразделения ГИБДД, в котором допустили ошибку (территориальная подсудность при подаче жалобы определена в Постановлении Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г.). Шансы на решение суда в вашу пользу высокие – на основании решения суда вам должны выдать новое действенное удостоверение без сдачи экзамена и медкомиссии. Касательно того, что сотрудники ГИБДД «пожали плечами и им все равно» – подобное отношение к работе неправомерно с их стороны т. к. неверные данные баз ГИБДД, если их оспаривает водитель (даже устно) операторы обязаны перепроверить на предмет выявления ошибки. Если ошибка выявлена, то далее ее исправление ложится на работников ГИБДД (с возможными служебными взысканиями для виновных). Вот почему вас отшили, сославшись на базу и сказав «нам все равно».

Кстати: компенсацию за понесенные расходы вы вправе требовать с ведомства МВД. С точки зрения ВС РФ, если вина водителя не была установлена. Согласно ст. 45 Конституции РФ водитель имеет право защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. Также, согласно ГК РФ, водитель вправе требовать возмещение убытков, связанных с тратами по устранению нарушения его законных прав – вред, который был причинен гражданину государственными органами, должностными лицами или органами самоуправления, подлежит возмещению. Согласно действующему законодательству, возмещение ущерба происходит за счет казначейства РФ или местной казны. Также имеется законопроект, которым предусматривается прямая компенсация водителям, которые незаконно лишились прав (закон пока не принят).

Всего вам доброго, Dmitry.

 
4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x