27979

Расскажу всё об административном расследовании ДТП: когда проводится, зачем нужно и какие сроки установлены

Приветствую всех, это Кулик Илья. Как вы понимаете, не всегда при дорожной аварии ясно, кто и в чём виноват. А выяснить это необходимо, ведь виновник должен понести наказание, и нельзя, чтобы был наказан невиновный.

Поэтому для выяснения обстоятельств происшествия назначается административное расследование ДТП, в процессе которого будет определяться факт правонарушения. В каких случаях его проводят, как проходит расследование и какое значение имеют его итоги для участников аварии, я расскажу вам в сегодняшней статье. Поехали!

Варианты оформления правонарушения при ДТП

Инспектор имеет право при обнаружении противоправных поступков:

  • вынести постановление об административном правонарушении. Это возможно, только когда положенное наказание –  штраф или предупреждение. Другие меры может применить только суд. А также этот документ не оформляется, если лицо, подлежащее ответственности, не согласно с обвинением или применяемой к нему мерой, или его возраст менее 16 лет, или оно является военнослужащим/призванным на военные сборы гражданином либо имеет специальное звание (ст. 2.5 КоАП РФ);
  • оформить протокол об АП. То есть зафиксировать факт совершения АП. Наказание определяется позже;
  • вынести определение о возбуждении административного дела и проведении расследования;
  • вынести определение о прекращении дела. Бывает, когда состава правонарушения не обнаружено.

В каких случаях проходит административное расследование ДТП

Основной причиной возбуждения дела по КоАП, следовательно, для назначения расследования, является выявление противоправного деяния, для выявления всех обстоятельств которого необходимо длительное время или проведение экспертиз.

Чаще всего расследование назначается, когда из-за нарушения ПДД в дорожной аварии причинён лёгкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места столкновения, а также при спорных случаях, когда водители расходятся во взглядах на причины случившегося.

Когда же подозревается причинение тяжкого телесного ущерба или есть погибшие, возбуждается уголовное дело и начинается следствие.

Примечание. Определение о расследовании выносится и в отношении высших государственных чинов, а также иностранцев, пользующихся иммунитетом.

Что определяется в итоге

Проведение расследования входит в полномочия сотрудников автоинспекции. В его ходе выясняются все обстоятельства, от которых зависит виновность участников ДТП и которые необходимы для определения меры наказания, если вина будет доказана.

Административное расследование – это только выяснение обстоятельств случившегося, по сути, то же самое, что делает в обычном случае автоинспектор на месте происшествия, только более длительное по времени, а не рассмотрение самого дела. Оно нужно только для выяснения: было ли правонарушение или нет, а если было, то в чём состояло.

Определение наказания, которое фиксируется постановлением об АП – это отдельный процесс. И существует вероятность, что протокол об АП будет оспорен, и лицо, по действиям которого проводилось расследование, будет признано невиновным.

Как оформляется

Выносится соответствующее определение сразу как становится известным, что совершено правонарушение, требующее такой процедуры, как расследование. То есть сразу на месте аварии при оформлении документов.

При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об АП (ЛВОК – на сленге юристов), а также остальным участникам процесса, объясняются их обязанности и права, что фиксируется в тексте определения.

Копия определения выдаётся потерпевшему и виновнику, о чём они свидетельствуют своей росписью. Когда это невозможно, копии высылаются на их адрес. Выдача или отправка копий должна быть осуществлена не позже суток после составления определения.

Бланк определения о расследовании

Образец формы определения о возбуждении дела об административном правонарушении утверждён Приказом МВД РФ №664. Им же регламентируются все процедуры, касающиеся безопасности движения. Скачать бланк можно по этой ссылке.

В определении на лицевой стороне пишется:

  • дата и место написания бумаги;
  • должность, звание и ФИО сотрудника;
  • причина возбуждения дела;
  • информация, доказывающая наличие правонарушения;
  • статья, предусматривающая наказание.

На обратной стороне копий, вручаемых виновнику и ЛВОК, приводится содержание статей КОАП, содержащих положения об их правах и обязанностях.

Как проходит расследование

Когда выясняется, что для принятия решения нужно длительное расследование, дело направляется в отдел дознания того подразделения ГИБДД, сотрудники которого оформляли происшествие. Назначается группа разбора, на которую должны явиться участники инцидента.

Предварительно опрашиваются очевидцы, изучаются материалы, собранные на месте происшествия, составленные бумаги. Так как документы, зафиксировавшие аварию, один из основных объектов для проведения расследования, очень важно их правильное составление и полнота информации. По статистике в 75-90% случаев на предварительное расследование и изучение материалов уходит от трёх дней до одного месяца.

Группа разбора

Во время проведения группы разбора будут выясняться подробности происшедшего на основании составленных документов, а также беседы с каждым из участников инспектора, ведущего дело. Иногда требуются экспертизы, которые помогают восстановить механизм происшествия, например, трасологической.

Участникам надо тщательно подготовиться к разбору, продумать, как они будут отстаивать свою точку зрения на произошедшее. В сложных ситуациях полезна консультация и помощь юриста. На основании результатов разбора принимается решение о том, совершены ли лицами, попавшими в ДТП, правонарушения, и какие именно.

Когда причинён телесный вред

Для определения тяжести ущерба, нанесённого здоровью сотрудник ГИБДД вправе запросить информацию в медучреждении, где оказывалась медицинская помощь потерпевшему. Возможно при необходимости и проведение судебно-медицинской экспертизы.

Но заключение о степени вреда является предварительным и необходимо только для определения положения КоАП, по которому подлежит ответственности ЛВОК. Степень тяжести травм может установить только судна основании данных судебно-медицинской экспертизы.

Примечание. Если во время расследования обнаружится причинение тяжкого вреда, то административное дело прекращается, возбуждается уголовное дело, материалы передаются в органы следствия.

Сроки

В общем случае срок расследования не должен быть больше 1 месяца с даты вынесения определения. Продлевать его можно только в особых ситуациях, например, если возникли проблемы, из-за которых нельзя завершить расследование в обычный срок. Для продления необходима подача от лица, ведущего дела, письменного ходатайства к руководству.

Примечание. Привлечь по административной статье к ответственности можно не позже:

  • 2 месяцев – когда наказание назначает уполномоченное лицо;
  • 3 месяцев – когда дело должен рассматривать суд;
  • 1 года – когда расследуются нарушения, связанные с нетрезвым вождением и причинением вреда для здоровья.

Мнение эксперта
Герман Иванович Амвросов
Более 25 лет юридической практики в правоохранительных органах и коммерческих структурах.
Срок расследования может быть продлен на срок до 6 месяцев решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Продление времени расследования

В документе о продлении времени расследования обязательно пишется:

  • время и место оформления;
  • должность и фамилия с инициалами лица, составившего его;
  • обоснование продления срока расследования;
  • дата, до которой продлевается разбирательство по делу;
  • подпись руководителя, вынесшего определение или его заместителя.

Оформленная бумага в течение суток вручается или отправляется, например, по почте ЛВОК и потерпевшему.

Когда случилась авария без пострадавших

Когда инцидент обошёлся без человеческих травм, руководитель подразделения, в котором разбирается дело, может продлить расследование на время, не большее 1 месяца. Таким образом, наибольшее по времени расследование может продолжаться два месяца. В большинстве случаев это более чем достаточно для полноценного разбора происшествия.

Сколько длится расследование ДТП с пострадавшими

Когда разбирается дело о причинении в ДТП лёгкого и средней степени вреда здоровью, период разбирательств может быть увеличен на срок максимум до полугода. В первую очередь такое время необходимо для определения тяжести травм.

Итог расследования

В конце проведённой работы должен быть вынесен протокол об АП, если будет определён факт правонарушения в поступках ЛВОК, или постановление о прекращении дела, когда нет оснований для наказания этого лица.

При составлении протокола, если определение наказания находится в полномочии должностного лица, разбирающему дело, он сам в течение 3 дней выносит постановление об АП. А если КоАП предусматривается мера, отличная от штрафа дело передаётся в такой же срок в суд (или немедленно, если статья, по которой ведётся дело подразумевает арест), что закрепляется соответствующим определением.

Напомню, что постановление об АП, в любом случае может быть обжаловано в течение 10 суток в вышестоящем подразделении полиции или в суде.

Подведём итоги

  • административного расследования необходимо для определения факт совершения правонарушения;
  • наказание виновному не определяется в ходе этого расследования;
  • обычный срок – 1 месяц, возможно продление;
  • итогом расследования становится протокол об АП или прекращение дела.

Заключение

Административное расследование – это выяснение обстоятельств ДТП, проводимое в случае невозможности определить их сразу. В завершение выносится протокол об АП или дело прекращается.

Если остались неясности по теме прочитанного – пишите в комментарии, я постараюсь ответить.

Видео-бонус: 5 случаев когда ты не зассал и спас жизнь! Второй выпуск.

У меня на сегодня всё. Чтобы поделиться с друзьями в социальных сетях прочитанной статьёй достаточно нажать соответствующую кнопку ниже. А подписка на рассылку статей – удобный способ всегда быть в курсе новых материалов. Всего доброго!

П. С.: Изображения взял здесь: drive2.ru/r/bmw/1302075. На фото – BMW Z4.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!
Подписаться
Уведомить о
guest

80 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наталья

Наталья ... 27 .о7 на трассе был ремонт дороги знаков на столбах нет только на земле с одной стороны ... в некоторых местах стоят сами рабочие и пропкскают по флажку ... я проехала на тот участок где знак на земле стоит ... его не заметила ... так как машина грузовая с песком стояла и загораживала обзор ... получае6тся вьехала и под знак кирпич и на встречную полосу ... когда поняла развернуться не было возможности стояла сбоку ... и тут машина ДПС ... сразу решили дело передать в суд ... что мне делать ? с уважением ...

Игорь Писчий

Здравствуйте, Наталья.

Если ваше нарушение касается только самого знака (а не сплошной), то в суде вы имеете шансы оправдаться т. к. знаки должны устанавливаться согласно правилам ГОСТа, а при ремонте устанавливаются временные переносные знаки (а не просто поставить жестянку под столб) и используются сигнальщики-рабочие. В суде вы должны настаивать на том, что в момент нарушения не имели возможности узнать о неправильности вашей езды. Если дело еще не направлено в суд, то можно пожаловаться в само ГИБДД, пояснив ситуацию. При этом виновности ДПС тут нет, а виновата организация, проводившая дорожные работы или ведомство, которое отвечает за подрядчика (Росавтодор, к примеру).

Всего вам доброго, Наталья.

Павел

Добрый день! Подскажите пожалуйста какого исхода можно ожидать. Трасса М-11 (автомагистраль) время 23:30. На скорости около 40 км/ч при подъезде к пункту оплаты (примерно за 300 м. до них) я въехал в припаркованную в крайней левой полосе (прямо в полосе т.к. на магистралях отсутствуют обочины и остановка и стоянка на них запрещена) в фуре спал водитель, у фуры были выключены габаритные огни, отсутствовала аварийна сигнализация, не было знака аварийной остановки) фура стояла сразу за «пучком» света от фонаря (столбы освещения на трассе) в тени, грязная. Дорога была пустая, ни одной машины вокруг вообще, фуру я заметил метров за 5-10 максимум, резко ударил по тормозам, а дальше очнулся в больнице на след. день(перелом основания черепа, открытый, перелом руки, порезы и много всего еще) так как въехал не в лоб, а под него больше левой частью, срезало крышу и т.д. Всё это зафиксировано на регистраторе, включая скорость, видимость вообще все что я описал. Каких решений можно ожидать? Вероятно что именно при таких обстоятельствах вина будет только на водителе фуры?

Андрей Андреев

Водитель грузового автомобиля, с которым столкнулось Ваша машина, нарушил правила остановки и стоянки транспортного средства, т.е совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.12.19 КоАП РФ. Следствием данного нарушения являются причинение ущерба Вашему имуществу и вреда Вашему здоровью. Согласно ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Исход дела по Вашей проблеме — однозначен: водитель фуры обязан возместить Вам все- и стоимость восстановительного ремонта автомобиля, в части непокрытой страховой выплатой, и Ваши, документально подтвержденные, расходы на лечение и реабилитацию.

Сергей

Ехал по трассе . Время 22-00. Догнал седан. Собирался обгонять,как вдруг он тормозит и прижимается вправо. Я решил что или пропускает или останавливается , и прижавшись к разделительной ехал дальше. Вдруг то авто включает левый поворот и поворачивает влево. Моя скорость под 100 и увернуться не успел- долбанулись бортами на встречке. То авто тут же отъехало на правую обочину. Мне вменили выезд на встречку, хотя я уходил от удара, а ей вообще ничего. Даже запись регистратора ничего не дала — я виноват. Сказали -надо было долбать на своей полосе.

Значит , если человек уходит на обочину а потом резко поворачивает с обочины перед другим авто это по закону???? на трассе??? скорость разрешенная 90.

И скорость я не увеличивал а тормозил с уходом на встречку, чтоб увернуться. Я знаю чем кончается удар под углом в зад- видел, и трупы видел.

По вашему трупы и машины в хлам это лучше и по закону?????

Ну надеюсь вам больше повезет

Андрей Андреев

Уважаемый Сергей!

Согласно ст.26.1. КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта.

Очевидно, Вы не смогли предоставить правоохранительным органам необходимое и достаточное количество допустимых доказательств, подтверждающих отсутствие в Ваших действиях состава административного правонарушения. Увы…

Андрей Андреев

Здравствуйте, Сергей!

Пункт 10.1 Правил дорожного движения гласит: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Из Вашего пояснения следует, что Вы поступили с точностью «до наоборот».

ТАКИМ ОБРАЗОМ: в критической (экстремальной) ситуации Вами выбран неверный путь предотвращения ДТП – выезд на встречную полосу с увеличением скоростного режима движения.

Полагаю, что административное взыскание наложено на Вас обоснованно и оспорить его не удастся.

Максим

Добрый вечер,при обгоне Поло Газели,Газель не убедившись в безопасности маневра пошла так же на обгон.В результате таких маневров Поло прилетел в идущий впереди Газели Хендэ.Итог : Газель с места дтп скрылась.Поло и Хёндэ разбиты.Как быть водителю Хёндэ? С кого взыскивать материальный ущерб .P/S .Обошлось без пострадавших.

Игорь Писчий

Здравствуйте, Максим.

Взыскивать материальный ущерб пострадавшему нужно с виновного – это общее правило. А виновность в ДТП должны определять инспекторы группы разбора на основе сведений и процессуальной документации с места ДТП от сотрудников ДПС. При этом, если в ДТП имело место административное нарушение, рассматриваемое судьей, виновность определяет суд на основе процессуальной документации с места ДТП и от группы разбора с участием причастных к ДТП лиц.

В вашем случае могут определить виновность как Поло, так и Газели (как полную, так и частичную). В любом случае водитель Поло заработал лишение прав за сокрытие с места ДТП.

Всего вам доброго, Максим.

Эльвир

Здравствуйте. 14.10.19 ппрооизошло дтп. Я ехал по крайней левой полосе, поворачивал налево. Он обогнал меня по двоййной сплошной и врезался в переднее крыло. Разбор был 21.18.19. Вынесли 4 постановления. На меня о проезде на красный свет. Ему: проезд наа красный свет, несоблюдение бокового интервала и прекращение по делу об АП. Так и не понял кто виноват. И почему его не лишили.

Андрей Андреев

Уважаемый Эльвир !

Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате обоюдного нарушения участниками происшествия правил дорожного движения.

Учитывая перечисленные Вами нарушения, которые вменялись второму участнику ДТП, то наказание за них, в виде лишения права управления ТС, не предусмотрено.

Наталья

Добрый день.

В начале мая 2019 года произошло ДПТ с 5-ю участниками. В справке о ДТП никаких указаний на виновника (нарушителя ПДД) нет, было возбуждено дело об АП. В процессе адм. расследования обнаружился пострадавший (пассажир 1-го из участников) я тяжким вредом здоровью (есть закл. суд. -мед. эксперта). Адм. расследование продолжалось с 07.05.2019 по 29.08.2019, о продлении участники не уведомлялись. 29.08.2019 дело об АП прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5, ст 28.9 КоАП, вынесено постановление, материалы направлены по подследственности для возбуждения уг. дела. В постановлении о прекращении дела об АП виновник не указан. Каких-либо сведений по уг. делу получить не могу, в качестве потерпевшего или хотя бы свидетеля не привлечена.

Подскажите, правомерны ли действия ГИБДД о полном прекращении дела об АП? Что делать другим участникам ДТП, не проходящим по уг. делу? Какие действия при обращении в СК для получения страховки? Нужно ли ждать окончания расследования уг. дела для обращения в СК, если меня в нем нет?

Игорь Писчий

Здравствуйте, Наталья.

Вы писали: «…о продлении участники не уведомлялись.» - уведомлять участников о продлении расследования у должностных лиц обязанности нет.

— Если в процессе АД выясняется, что дело требует переквалификации в уголовное производство (а при тяжких телесных это требуется), то АД прекращается и открывается УД.

— Другим участникам ДТП нужно ожидать выяснения ситуации по виновности – СК не сможет выплатить возмещение, не имея виновника.

— Ваши действия – прежде всего дождаться выявления виновника, после этого вам нужно обратиться с заявлением о возмещении к его страховщику, с приложением медицинской документации и документов по ДТП.

— Вы писали: «В постановлении о прекращении дела об АП виновник не указан. Каких-либо сведений по уг. делу получить не могу, в качестве потерпевшего или хотя бы свидетеля не привлечена.». Главное, чтобы вы просто фигурировали в материалах дела как потерпевшая сторона. Если это не так, то нужно ходатайствовать о дополнении дела соответствующими сведениями. Но, я думаю, вы в деле есть т. к. АД переквалифицировано в УД из-за вас же (или нет?), вы писали: «В процессе адм. расследования обнаружился пострадавший…», раз пострадавший лицами, расследовавшими ДТП, обнаружился, то в деле он есть. Также вы, как пассажир, в любом случае получаете возмещение (после определения виновника) т. к. вашей вины в ДТП нет априори.

Всего вам доброго, Наталья.

Николай

Приветствую!

У меня произошло ДТП из трех автомобилей с одним пострадавшим (ушиб колена, прошло за две недели). Пострадавший претензий не имеет. Ситуация — один из водителей резко затормозил и начал уходить на разворот с полосы, не предназначенной для этого по знакам. Два впереди едущих авто смогли экстренно оттормозиться (на фрикционке), а я на шипованных колесах их догнал при экстренном торможении.

Есть записи с камер, есть записи с видеорегистраторов — там отчетливо видна вся ситуация. Это же и отражено в показаниях водителей.

Дело направлено в группу разбора, туда явились все, включая пострадавшего.

С момента явки прошло 1,5 месяца и не известно — что сейчас происходит.

Вопросы —

1) как узнать ход дела?

2) кто тут виноват, исходя из вашего опыта — водитель, который резко затормозил и ушел на разворот или я, в «растяжимом» понятии, не соблюдавший дистанцию (тормозной путь составил более 6 метров).

При оформлении гайцы стращали меня лишением прав и эвакуацией на штраф-стоянку, но в итоге — ничего этого не произошло...

Игорь Писчий

Здравствуйте, Николай.

Срок рассмотрения дела о ДТП Группой административной практики ГИБДД (группа разбора) обычно составляет от 3-х до 30 суток в зависимости от сложности дела и требуемых мероприятий. В особых случаях срок может дополнительно продлеваться на один месяц на основании ст. 28.5 и 28.7 КоАП. В указанный период группой производится изучение поступивших материалов, дополнительный опрос участников и всех свидетелей происшествия, просмотр записей видео и фотосъёмки.

Каждый участник ДТП в группе разбора имеет право:

— Быть ознакомленным со всеми материалами дела;

— Давать ходатайства, объяснения и представлять свои доказательства по делу;

— Требовать проведения технической и трасологической экспертизы, вызова очевидцев происшествия, приобщения доказательных документов к делу, истребования справок от муниципальных и дорожных служб о состоянии дорог и освещения на данном участке;

— Производить запись процедуры разбора ДТП в ГИБДД;

— Пользоваться услугами юриста;

— Обжаловать решение постановления группы разбора.

Для ознакомления с материалами дела просто обратитесь в группу разбора ГИБДД. Если нужны письменные копии документов, то подайте соответствующее заявление-ходатайство.

Касательно сроков – в вашем случае он был продлен.

Ну а кто именно виноват – это виднее в группе разбора, располагающей всеми необходимыми материалами. Если вы будете не согласны с вердиктов ГР по виновности, то можете организовать свою независимую трасологическую экспертизу по материалам дела.

Всего вам доброго, Николай.

Жанна

4.12.2019 было ДТП.виновник скрылся.нашли машину,нашли собственника.известно кто был за рулём,но он якобы не на территории России и вообще гражданин Азербайджана.протокол с места ДТП отдали только через две недели,когда мы сказали что наши права нарушаются такой задержкой,и вот уже 6.02.2020 и справку о завершении административного дела нам до сих пор не выдали.4 числа было два месяца со дня ДТП.должны были вызвать нас 4 числа.теперь говорят что вызовут сегодня.но не звонят.скольео это может длиться? Нам для страховой нужна эта справка.и откажет ли нам страховая,если тот кто сидел за рулём скрылся,но есть собственник и у него тоже есть страховка.

Игорь Писчий

Здравствуйте, Жанна.

Если в ДТП не было пострадавших, то срок административного расследования составляет 1 месяц с возможностью продления на еще месяц, согласно ч. 5 (п. 1) ст. 28.7 КоАП:

«5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;»

Если пострадавшие были, то срок АР может быть продлен до 6-и месяцев, согласно ч. 5 (п. 3) ст. 28.7 КоАП:

«3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;»

Но это все положения закона, а в реальности сроки АР нередко нарушаются по причинам загруженности, халатности и т. п. Чтобы АР не закрылось по истечению срока расследования, заинтересованным лицам нужно контролировать его ход и требовать соответствия срокам, согласно законодательству.

Если у основного хозяина ТС-виновника имеется ОСАГО, то в СК вам не откажут, если виновник-водитель был вписан в полис или если у ТС было открытое ОСАГО. Если у владельца ТС обычный полис, а виновник к нему отношения не имеет, то возмещение нужно требовать с виновника через суд. Если виновник иностранец, то это усложняет дело, но не аннулирует шансы на получение возмещения – Фемида может находить виновников и/или ответчиков в т. ч. за границей.

Всего вам доброго, Жанна.

 
80
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x