Что такое открытый полис ОСАГО, чем он отличается от обычного, какие имеет преимущества, кому подходит и как рассчитать его стоимость

Автор

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Санкт-Петербурга – 78/5563

Нередко количество допущенных к управлению водителей по обычной автогражданке вас категорически не устраивает. Причины могут быть разные, но результат всегда один – неприятности с ДПС и денежные убытки.

Для подобных случаев предусмотрен особый вариант т. н. открытого полиса. Правда, он пока не особенно популярен среди водителей, большинство которых ошибочно считают его коммерческой уловкой. На самом деле данная услуга реально помогает экономить на штрафах, а для некоторых ее стоимость равна обычному полису.

В статье описывается открытая страховка ОСАГО что это такое, кому она выгодна и какие нюансы влияют на расчеты окончательной стоимости. С вами снова я, Илья Кулик. Поехали.

Статья в тему: Наказание за езду без страховки: какие варианты взысканий, можно ли их избежать или уменьшить?

Что такое неограниченное ОСАГО?

Данная разновидность полиса автогражданки имеет несколько названий.

Вот они:

  • ОСАГО с неограниченным кругом водителей – это официальное название;
  • Открытая страховка, мультидрайв – это народные наименования.

Подобный вариант ОСАГО предусмотрен на случай, если для какого-то конкретного транспортного средства (ТС) требуется количество водителей большее, чем это предусмотрено в обычном случае. Обычный случай это 1 основной владелец + 4 допущенных к управлению – итого, 5 водителей.

По различным причинам это количество может быть:

  • Недостаточно – автомобиль точно будет управляться числом водителей более пяти;
  • Неизвестно – основной владелец (вероятностно или точно), сам не знает кто может ездить на авто в течение года, даже если это неизвестное число водителей менее пяти.

Оба приведенных случая широко распространены в водительской практике и для разрешения этого вопроса существует вариант неограниченной страховки на машину.

Итак, открытой автогражданкой называется полис ОСАГО, дающий право передвижения на определенном ТС (по дорогам общего пользования) любому водителю, имеющему права соответствующей категории.

Статья в тему: Как внести изменения в полис ОСАГО: пошаговая инструкция + образец доверенности и разбор конкретных ситуаций

Чем открытый полис принципиально отличается от обычного?

Касательно количества водителей, имеющих доступ к управлению автомобилем, автогражданка бывает только двух вариантов.

Это полис ОСАГО:

  • Ограниченный
  • Неограниченный

Главное отличие между ними в том, что:

  • В ограниченный полис (классический) требуется вписать данные строго определенных водителей, которых должно быть не более установленного правилами количества.
  • В неограниченный полис (открытый) нет нужды вписывать кого-то кроме основного владельца – на машине может ездить кто угодно вне зависимости от числа персон.

В страховых компаниях (СК), таких как Росгосстрах, Ингосстрах и др., водителя обязательно спрашивают о фактическом или предполагаемом количестве водителей и, отталкиваясь от этого, предлагают:

  • «Страховку на водителя» – обычное ОСАГО;
  • «Страховку на автомобиль» – открытое ОСАГО.

Открытое ОСАГО подразумевает гарантию страховых выплат потерпевшим:

  • По железу и по здоровью – основному владельцу;
  • По здоровью – любому водителю, бывшему на момент ДТП за рулем.

Дополнительно открытое ОСАГО отличается от обычного:

  • Схемой заполнения полиса;
  • Условиями страхования.

Но в общих чертах обе разновидности договоров имеют одинаковую суть. Давайте разбираться дальше.

Чем отличается заполнение открытого полиса ОСАГО?

Сразу уточню – форма самого бланка полиса для обычного и неограниченного ОСАГО применяется одинаковая, будь то бумажный или электронный вариант договора.

В нашем случае несколько отличается схема заполнение документа, а именно пункт 3. В нем имеются две таблицы:

  • Малая (вверху) – тут, в соответствии с пояснениями пункта, ставится отметка галочкой к какому именно варианту принадлежит договор (стандартному или неограниченному).
  • Большая (ниже) – здесь, при стандартном варианте, прописываются ФИО и № водительского удостоверения допущенных к управлению лиц. Но в случае открытой страховки в поля таблицы проставляются прочерки (общие Z-образные или индивидуальные линейные) – для каждого сегмента.

Посмотрите на фото с образцом заполнения третьего пункта.

Иногда в полях второй таблицы ничего не ставится и они остаются пустыми (обычно при электронном договоре).

Обратите внимание, что сведения о страхователе и собственнике авто (пункты 1 и 2) вносятся как обычно и в полном объеме.

Более никаких отличий в структуре заполнения договора открытого ОСАГО не имеется.

Какими условиями договора отличается открытое ОСАГО?

Кардинальное отличие условий открытого ОСАГО заключается только в том, что стоимость этого варианта в большинстве случаев существенно превышает стандартные расценки.

Имеется и ряд менее существенных отличительных деталей, о которых я расскажу ниже, но сперва кратко остановлюсь на связанном с данной темой законодательством.

Какими нормативами регулируется неограниченное ОСАГО?

В основном документе по ОСАГО, ФЗ № 40, отсутствует специальная статья, касающаяся открытого полиса. Может она появится в будущем, но на сегодня ее нет.

Нормативы, так или иначе связанные с мультидрайвовой страховкой следующие:

  1. «Правила ОСАГО» – Приложение № 1 (к Положению Центробанка РФ № 431-П), глава 1, пункт 1.1. Здесь прямо говорится что, смотря по условиям договора, страхователь вправе получить полис на неограниченное число водителей.
  2. «Указание Центробанка РФ» (№ 3384) – Примечание 5 (к п. 2) объясняет нюансы сохранения и передачи СК страховой истории в случае открытого полиса;
  3. «Закон об ОСАГО» (ФЗ № 40) – статья 16 посвящена ограниченному варианту ОСАГО. Прямо к нашему вопросу это не относится, но многие положения этой статьи подходят и к мультидрайву.

Вот, собственно, и все по части закона. Теперь нужно осветить плюсы и минусы подобного варианта страхования.

Какие открытое ОСАГО имеет преимущества?

Преимущества подобного варианта страхования для немалого количества автомобилистов довольно привлекательны.

Вот их перечень:

  • Любой водитель имеет полное право на управление застрахованной подобным образом машиной – то есть вопрос о том, кто может ездить на таком авто снят;
  • Выплаты по страховым случаям гарантированы и производятся по обычной схеме, вне зависимости от того, кто на момент ДТП находился за рулем;
  • Требуется существенно меньший объем сведений (исключается информация о вписанных водителях) и документов, что уменьшает хлопоты и повышает достоверность данных;
  • Не требуется обращение в СК при смене водительского удостоверения у какого-либо водителя, или при необходимости его добавить;
  • Такая страховка может быть выгодна молодым водителям-новичкам, у которых еще нет водительского стажа – стоимость обычного и открытого полиса для них будет почти одинакова;
  • Имеется возможность менять водителя в любое время дня и ночи – пользоваться услугой «трезвый водитель», помощью трезвого друга и т. д.

Какие открытое ОСАГО имеет недостатки?

У неограниченной автогражданки есть и ряд недостатков, которых, правда, не очень много.

Вот их перечень:

  • Цена полиса – может быть выше стоимости аналогичного стандартного варианта на 80%, что при остальных высоких коэффициентах дает немалую сумму;
  • КБМ учитывается только для собственника ТС – для всех остальных стаж безаварийного вождения не засчитывают;
  • КБМ теряется в некоторых случаях, при переходе собственника с открытого ОСАГО на обычный полис.

Особенности расчета стоимости для неограниченного ОСАГО

Как я уже упоминал, стоимость открытой автогражданки существенно выше базовой при прочих равных условиях. Но сколько стоит какой-то конкретный полис рассчитывается также индивидуально. Это может быть, к примеру, и 13 тыс., и 23 тыс., и даже 43 тыс. руб.

Вы должны знать, что расчет стоимости по мультидрайву отличается от классического только для двух коэффициентов:

  • Водители, допущенные к управлению (КО);
  • Коэффициент бонус-малус (КБМ).

Согласно Указаниям ЦБ РФ № 3384-У, к неограниченному полису применяется коэффициент КО = 1.8 (в обычном полисе КО = 1). Это означает, что произведение базового тарифа (Тб) и региональной ставки (Кт) умножается на 1.8, что без учета других факторов дает увеличение суммы сразу на 80%.

Полученная сумма умножается на коэффициент возраста и стажа (Квс). Тут в некоторых источниках вы можете встретить утверждение, что возраст и стаж для мультидрайва не учитывается. Это не совсем так. На самом деле учитываться он перестает после достижения водителем 22 лет и стажа в 3 года (Квс = 1). А в других случаях ситуация будет иной:

  • Менее 22 лет при стаже более 3-х лет – Квс = 1.6;
  • Более 22 лет при стаже в 3 и менее года – Квс = 1.7;
  • Менее 22 лет при стаже в 3 и менее года – Квс = 1.8.

Далее полученное значение умножается на коэффициент мощности двигателя (Км) и бонус-малус (КБМ).

Вот формула расчетов для приведенных выкладок:

ТБ * КТ * КО * КВС * КМ * КБМ

На окончательную сумму может еще влиять:

  • Особенности эксплуатации;
  • Наличие прицепа;
  • Период использования;
  • Пол водителя.

Особенности КБМ для открытой страховки

При неограниченном полисе коэффициент бонус-малус рассчитывается иначе, чем для классического договора.

  • Обычное ОСАГО предполагает ежегодную коррекцию КБМ для основного владельца и всех вписанных в полис водителей – в соответствии с фактами страховых выплат (безаварийной ездой);
  • Открытое ОСАГО дает возможность ежегодной коррекции КБМ только для собственника автомобиля.

То есть все просто: по мультидрайву КБМ считается для одного лица – собственника авто, что иногда называют «КБМ по машине».

Теперь более сложный вариант.

Допустим вы имели обычный полис и захотели перейти на неограниченный. Причем в обычной страховке у вас кто-то вписан, как допущенный к управлению водитель, и у него имеются наработанные баллы безаварийной езды. Баллы эти сгорят при переходе. Поэтому данного водителя нужно заранее перевписать в какой-нибудь другой обычный полис с сохранением КБМ.

Теперь обратная ситуация – вы хотите перейти с открытой страховки на обычную и сохранить свое КБМ. РСА (Российский союз страховщиков) поясняет, что для этого нужно соблюсти условия:

  1. Быть собственником авто;
  2. Не иметь страховых выплат за предыдущий период.

Усложняем ситуацию: вы переходите на обычный полис к другому страховщику. Вот тут большинство СК вам в переносе КБМ откажут – обычно на основании неприспособленности компьютерной программы для подобного переноса. Причем это не выдумка и такая проблема действительно имеется. Решается все через горячую линию РСА и IT-отдел СК.

Внимание! IT-отдел есть и у РСА, но его специалисты не имеют доступа к коррекции данных в базах. Они могут оказать ценную консультативную помощь IT-отделам небольшим СК, у которых есть все права на внесение изменений в свои базы.

Как сменить открытый полис на обычный и обратно в пределах одного страхового периода?

Бывают ситуации, когда неограниченная или ограниченная страховка нужна срочно, а дожидаться окончания действия обычного полиса нет возможности. В этом случае можно сменить форму страхования в пределах действия одного страхового периода.

Для этого нужно:

  • Обратиться непосредственно к страховщику или его официальному представителю;
  • Написать заявление по замене одной страховой услуги на другую;
  • Подождать перерасчета стоимости страховки и внести дополнительные деньги (если требуется);
  • Получить новый заполненный бланк страхового договора с требуемой услугой.

Обратите внимание на то, что ранее при подобной замене страховщики иногда прибегали к заверенному исправлению данных полиса без замены бланка. Сейчас так делать нельзя:

  • Старый договор нужно сдать на архивацию в СК;
  • В новом договоре (пункт 8, «Особые отметки») должен быть указан № прошлого договора и причина состоявшейся замены.

При невозможности лично внести изменения в страховку вы можете использовать для этого доверенное лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность.

Статья в тему: Как расторгнуть договор ОСАГО: пошаговая инструкция + как вернуть деньги и расторгнуть договор цессии

Внимание! Сейчас во многих СК для подобных случаев имеются специальный формуляр заявления, в котором просто отмечаются пункты требующие замены.

Нужна ли доверенность на управление ТС при открытой страховке?

На сегодняшний день рукописные доверенности для управления ТС отменены. Это было сделано в 2012 г., согласно Постановлению Правительства № 1156.

Данным законодательным актом было упразднено действие 4-го абзаца пункта 2.1.1 «Правил дорожного движения». Этот абзац предписывал водителю иметь рукописную доверенность на управляемый транспорт и предъявлять ее работникам ДПС в составе дорожного пакета автодокументации.

Теперь этого делать не нужно, но не во всех случаях. Если авто выезжает за пределы границ ЕАЭС, то доверенность требуется, но не простая, а заверенная нотариально.

Статья в тему: Как правильно и безопасно оформить доверенность на продажу автомобиля

Кому больше всего подходит неограниченный полис?

Страховка мультидрайва может пригодиться большинству автомобилистов. Но некоторым гражданам это будет особенно выгодно, а для производственной деятельности подобная схема незаменима.

Вот перечень тех, кто должен использовать неограниченный полис в первую очередь:

  • Субъекты хозяйствования – юридические и физические лица, имеющие на балансе своих предприятий ТС для различных нужд. Более всего мультидрайв подходит для автобусных и легковых таксопарков, курьерских и почтовых служб, автолизинговых или автоарендных структур и т. п.;
  • В семьях где одну машину используют несколько человек с разными страховыми баллами – в этом случае мультидрайв иногда даже выгодней классического полиса по совокупности расходов;
  • Для водителей без стажа, возраст которых менее 22 лет мультидрайв выгоден как полис с расширенными возможностями по цене обыкновенного;
  • Людям, живущим в отдаленной местности – для возможности доставки продуктов, неотложных больных и т. п. любым жителем малых сел и деревень.

Полезные советы

  • Иногда патрульные ДПС придираются к пустым полям водительского допуска в открытом ОСАГО и даже выписывают штрафы. В сети советуют не спорить. Я же советую в подобных случаях спорить всегда. Культурно, но твердо и аргументировано акцентируйте внимание полицейского на его нерадивость и профнепригодность, а также на существование вышестоящего начальства, которому можно письменно отправить жалобу.
  • Если вам придется звонить в службу поддержки РСА, то имейте в виду, что там работает не один специалист и у всех у них может быть разный уровень познаний в области вашего вопроса, а может и желания помогать. Поэтому, если вас просто «отфутболили», убедив, что «все пропало» и ничего нельзя сделать, перезвоните еще раз – другой специалист может решить вашу проблему.
  • Если на ваше требование перевода баллов КБМ при смене СК менеждер делает «круглые глаза», зовите начальника филиала и предъявляйте ему положения РСА по данному вопросу. Цель тут не в том, чтобы просветить страховщиков (они все прекрасно знают), а в том, чтобы убедить их в вашей информированности.

Заключение

Итак, вы поняли, что открытый полис ОСАГО дает право на вождение авто любому водителю. И хотя стоит эта услуга дороже обычной, но в некоторых ситуациях она незаменима и даже выгодна.

Использовали ли вы когда-либо мультидрайвовую страховку? Если да, то по какой причине и оправдались ли ваши ожидания? Насколько дороже пришлось заплатить, и были ли проблемы с КБМ? Поделитесь вашим опытом со мной и всеми читателями блога в комментариях.

Видео-бонус: 5 найденных видеоплёнок, которые ужаснули всех. Парижские катакомбы, заброшенная псих больница…

На этом статья окончена, и вы можете поделиться ею с друзьями в своих социальных сетях. Не забывайте также про возможность подписки на блог и про повышенную опасность на зимних дорогах.

П.С. Какая я то клёвая Феррари на фото. Взял тут: drive2.ru/b/1855942/

Комментарии к статье:
O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *