Разбили машину на 70 тыс, а страховая выплатила 15 тыс.? У вас два варианта: либо платите сами за ремонт, либо читайте статью и получите ещё 100 000 р.! Это Кулик Илья и сейчас вы узнаете что делать, если мало выплатили по ОСАГО.
Содержание
- 1 Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
- 2 Почему страховая не доплачивает
- 3 Законные причины занижения выплат по ОСАГО
- 4 Оформление ДТП — что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше
- 5 Проведение независимой экспертизы
- 6 Как понять было ли занижение выплаты
- 7 Как получить необходимые документы
- 8 Обязательно ли обращаться к финансовому уполномоченному
- 9 Обращение в суд — есть ли смысл
- 10 Полезные советы
- 11 Заключение
Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.
Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.
Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.
При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.
Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.
Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.
Почему страховая не доплачивает
С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.
Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?
Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.
Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.
На различие результатов экспертизы также могут влиять:
- Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
- Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
- Условия осмотра — сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.
Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.
Законные причины занижения выплат по ОСАГО
Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.
В основном это делается по следующим причинам:
- Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
- Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
- Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
- Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
- Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
Оформление ДТП — что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше
Правила оформления страхового случая нужно соблюдать с момента его наступления: в случае ДТП, если оно не имело тяжелых последствий, вы должны определиться в каком формате его оформлять.
Вы имеете право оформить ДТП:
- По Европротоколу — без привлечения ДПС;
- Классическим способом — с вызовом на место происшествия работников ДПС.
Оформление ДТП по Европротоколу
Эта возможность появилась с лета 2015 г. Суть Европротокола заключается в самостоятельном оформлении документации по ДТП.
Вот список критериев, которые позволяют инициировать Европротокол:
- Пострадавших людей быть не должно.
- Не более 100 тыс. руб. ущерба у пострадавшей стороны.
- Не более 2-х машин, участвовавших в аварии.
- ОСАГО есть у каждого участника аварии.
- Отсутствуют разногласия сторон по вопросам виновности в ДТП.
Основным документом по Европротоколу является Извещение о ДТП — бланки прилагаются к полису. При неточностях в этом документе, СК может отказать в выплатах. Данное извещение оба участника ДТП обязаны предъявить страховщику в 5-дневный срок.
Бланк Европротокола предоставляется при выдаче страхового полиса. Каждый из водителей заполняет свою колонку, а после подписывает извещение о ДТП. Один из водителей также должен указать в “Замечаниях”, что признает себя виновным в результате аварии, иначе потерпевший не получит выплаты. Разъединив подлинник и копию, потерпевший забирает оригинал, а виновник копию Европротокола. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Оформление ДТП с вызовом сотрудников ДПС
По классическому варианту участники вызывают на место происшествия ДПС и всю процедуру оформления берут на себя сотрудники полиции.
Они оформят:
- Справку о ДТП (ф-154);
- Схему ДТП;
- Протокол об административном правонарушении (АП);
- Объяснительные от водителей.
В справке о ДТП должны быть перечислены повреждения автомобилей. Если они значительны, то заполняется специальное приложение.
На практике сотрудники ДПС зачастую заполняют документацию небрежно, что потом может использоваться СК для уменьшения возмещения.
СК особенное внимание уделяют перечню повреждений в справке Ф-154. Поэтому к их выявлению и описи нужно подойти обстоятельно и не забывать фиксировать все на фото и видео.
Внимание! Если ДТП не имело серьезных последствий (ориентировочный ущерб не более 100 тыс. руб.), то на оживленных участках трассы водителям предписывается освободить проезжую часть еще до приезда сотрудников ДПС, если таковые были вызваны. За неисполнение данного требования на участников аварии налагается штраф.
Проведение независимой экспертизы
До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.
У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.
Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.
Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.
В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.
Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).
Как выбрать правильного независимого эксперта
При проведении собственной независимой экспертизы водитель должен выбрать экспертов. Это должно быть сертифицированное юридическое лицо — подобные услуги оказывают специализированные компании, лаборатории, техцентры или СТО, у которых в штате имеются техники-эксперты, имеющие специальную аккредитацию.
Экспертная компания (ЭК) организует инструментальную и юридическую сторону экспертизы, а техник-эксперт отвечает за квалификационный уровень проведенных технических работ — в этом разница между ЭК и ее техниками.
Ваши экспертные подрядчики должны иметь:
- Сертификацию и госрегистрацию (в ЕГРЮЛ) — для экспертной компании;
- Аккредитацию (в Федеральном реестре) — для техника-эксперта.
Обратите внимание на то, чтобы техник-эксперт имел аккредитацию и значиться в Федеральном реестре. Без этого его заключения не будут иметь юридической силы в суде.
В ближайшем будущем аккредитацию техников-экспертов можно будет проверить онлайн на сайте Минюста — сервис пока находится в разработке.
Проверить экспертную организацию на предмет благонадежности можно по следующим сервисам:
- Реестр ФНС ЕГРЮЛ Egrul.Nalog.ru — факт наличия в списках, дата учреждения и т. п.
- Судебный реестр Gcourts.ru — ссылки судов на отчеты экспертиз искомой организации.
Как понять было ли занижение выплаты
Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.
Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается — это допустимая экспертная погрешность.
А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования — эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.
Как получить необходимые документы
Как уже говорилось, СК может инициировать составление двух документов по обследованию вашего авто: акта осмотра и экспертного заключения.
Оба они могут пригодиться в дальнейшей борьбе за справедливость, но СК и эксперты редко когда сами предлагают их копии. И даже при прямой просьбе не факт, что вам пойдут навстречу. Особенно если на этот счет есть специальные указания.
Но вы имеете право ознакомиться с документами на месте осмотра, в процессе чего можно сделать их фотокопии на смартфон. Если же это не удалось, то нужно действовать официально.
На завершающем этапе страхового возмещения, СК должна вам выдать акт о страховом случае, где также должны присутствовать нужные расчеты. Но его нередко «забывают» отдать.
Если у вас нет ни одного документа, описывающего расчеты возмещения, то нужно написать заявление в СК с просьбой выдать следующие копии:
- Акт осмотра ТС.
- Акт о страховом случае.
- Экспертное заключение.
В заявлении сошлитесь на «Правила ОСАГО» (пункты 4.23 и 3.11), дайте свои координаты для отсылки документации и попросите уведомить вас об их отправке по телефону.
Что делать после получения документов
Если полученные документы страховщика свидетельствуют о занижении суммы возмещения, готовьте ему заявление о разногласиях (DOC, 17 KB). Срок рассмотрения такого документа, следующий:
- Электронно — 15 рабочих дней.
- Почтовой связью (заказным/ценным письмом с описью вложения) — 30 календарных дней.
- Лично в офис СК — 30 календарных дней.
Я рекомендую направить заявление по электронной почте — это самый малозатратный и быстрый вариант. Адрес электронки вы можете посмотреть на официальном сайте страховщика.
Не забудьте отправить заявление с отчетом о доставке, так вы сможете подтвердить, что СК его получила. Кроме этого, такое отправление можно направить через личный кабинет/форму на сайте страховой.
Какие возможны варианты ответов от СК на ваше заявление
Это может быть:
- Согласие на выплату.
- Частичный отказ в выплате.
- Полный отказ.
- Отсутствие ответа.
Полная выплата по требованиям претензии бывает редко — СК чаще идет на частичное удовлетворение: погашает недоплату и стоимость независимой экспертизы, надеясь, что по остальным расходам, неустойкам, УТС и т. п. вы в суд обращаться постесняетесь.
Полный отказ или отсутствие ответа означает, что страховщик готов с вами судиться. Если в предусмотренные сроки страховая вам не ответила, можно переходить к следующему этапу.
Обязательно ли обращаться к финансовому уполномоченному
С 2019 г. споры со страховыми рассматриваются финансовыми уполномоченными (далее — ФУ, омбудсмен). Перешагнуть через такой этап и пойти сразу в суд нельзя.
Следовательно, если направленное вами ранее заявление о разногласиях оставлено страховой без ответа/отказано в удовлетворении требований/они удовлетворены не полностью, переходите к подготовке обращения к ФУ, используя для этого стандартную форму (DOC, 14 KB).
Направить такое обращение омбудсмену вы можете:
- Почтой — оформив отправление заказным/ценным письмом.
- Через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного, используя для этого размещенную там форму.
- Через МФЦ.
Наиболее бюджетный и простой вариант отправки — через личный кабинет на сайте ФУ. Для этого потребуется заполнить предложенную форму и прикрепить документы по списку в виде сканов и фото.
В рамках рассмотрения дела ФУ вправе назначить проведение независимой экспертизы вашего авто. В связи с чем, рекомендую приобщить также ваши фотографии пострадавшего авто и полученных им в аварии повреждений. Это необходимо для того, чтобы исследование было объективным.
Каков срок и порядок рассмотрения обращения ФУ
Срок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным включает в себя:
- Прием обращения/отказ в приеме и уведомление об этом заявителя — 3 рабочих дня с момента поступления документов в службу.
- Рассмотрение обращения и вынесение решения — 15 рабочих дней с момента передачи документации. Данный срок может быть приостановлен, если потребуется проведение независимой экспертизы, но не более, чем на 10 рабочих дней.
Если ФУ не уложился в установленный законом срок, и вы не получили его решение, обращайтесь в суд с аналогичными требованиями.
При вынесении решения ФУ не в вашу пользу, обжалуйте его в суд в течение 30 дней с момента его вступления в силу. Для сравнения, у страховщика такой срок составляет 10 дней.
Дополнительная жалоба в РСА
Такая жалоба необходима для проверки СК контролирующим органом. Вашу проблему это не решит, но подобное обращение повлияет на работу СК в общем.
Для РСА бланк жалобы скачайте на сайте autoins.ru.
Обращение в суд — есть ли смысл
Без сомнения, есть!
Судебный иск дает шанс получить со страховщика значительно большие деньги, чем просто справедливое возмещение.
Как показывает практика многие судебные решения по данной категории споров выносятся в пользу потерпевших. При этом помимо недоплаченного возмещения они дополнительно получают:
- Неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от недоплаты.
- Штраф в размере 50% от такой суммы.
- Понесенные ими затраты — например, на проведение экспертизы, на оплату юридических услуг, возмещение почтовых расходов и др.
При частичном удовлетворении иска, такие затраты взыскиваются судом с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Также в иске можно заявить требования не только к страховщику, но и к виновному лицу, если выплаты по ОСАГО недостаточно.
Допустим, по проведенной вами независимой экспертизе сумма ущерба ТС составила 50 тыс. руб. К ней вы можете добавить:
- 50 тыс. судебного штрафа за факт недоплаты.
- 60 тыс. пени за 2 месяца неуплаты (берем по минимуму) — 1% от 100 тыс. за каждый день.
- 5 тыс. компенсации морального ущерба (берем по минимуму).
Итого: 215 тыс.! А ведь мы не посчитали еще утерю товарной стоимости, которую можно включить в иск, если параметры авто это позволяют.
Разумеется, что сумма всех судебных и внесудебных издержек, относящихся к вашему иску, также будет учтена и оплачена.
Как видите на подобных судах можно не просто взять свое, но и подзаработать.
Внимание! Максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО за материальный убыток составляет 400 тыс. руб.
Каковы нюансы оспаривания решения ФУ
При оспаривании акта финансового уполномоченного имеются следующие особенности:
- В иске в качестве ответчика указывается страховая компания, а не омбудсмен. Последнего можно привлечь к рассмотрению в деле в качестве третьего лица.
- Обращаться следует в районный суд или к мировому судье, в зависимости от подсудности, которая зависит от суммы исковых требований. При цене иска до 100 тыс. руб., это мировой суд, свыше — районный/городской.
- Перед направлением иска в суд требуется направление копии иска с приложением ответчику и ФУ.
- В суде помимо обжалования действий страховщика, оспаривается также законность решения ФУ. Следовательно, экспертиза, проведенная по его поручению, приравнивается к судебной, поэтому в иске целесообразно указать на явные противоречия и ошибки.
Согласно ст. 28 ГПК РФ иск подается в суд по месту регистрации ответчика. Однако, согласно п. 2 ст. 29 ГПК РФ, при наличии в населенном пункте истца филиалов юрлица-ответчика, иск можно направить по месту нахождения этого филиала, т. е. по месту жительства истца.
При вынесении решения суда в вашу пользу, взыскание недоплаты производится по исполнительному документу. Получите его в суде и предъявите его к исполнению:
- Судебным приставам.
- Банку, в котором у страховой имеются счета.
Какие документы потребуются для суда
Для суда вам потребуются все те документы, которые я перечислил в разделе о досудебной претензии, но к ним могут быть добавлены:
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии (копия);
- Протокол об административном правонарушении (АП) (копия);
- Постановление по АП — если есть (копия);
- Доверенность на ведение дела — если требуется (оригинал);
- Иные документы, могущие оказаться полезными — например, показания свидетелей и т. п.
Кроме этого вам нужны все бумаги, подтверждающие факт затрат, связанных со страховым случаем.
Сюда может входить:
- Договор о независимой экспертизе;
- Квитанции платежей по возмещению от СК;
- Все остальные квитанции и договоры по материальным затратам.
Кому доверить вести дело
Дело о доплате по ОСАГО желательно отдать в надежные руки, т. к. от этого зависит размер дополнительных возмещений. Лучше не соглашаться сразу на предложение услуг физлицом или юридической фирмой, а разузнать об их репутации и профессиональном уровне.
По части формата ведения дела для вас есть 4 возможных варианта:
- Бороться самостоятельно — это совершенно ненужная экономия. Почему? Потому, что если ваше дело стоящее, то за его ведение профессионалом вам не придется платить ничего.
- Представитель — лучше всего нанять судебного представителя. Потому, что обычно по делам ОСАГО они не берут предоплаты, а часто и вовсе согласны на вознаграждение по положительному результату или на определенный процент от него. Представитель все сделает за вас – останется получить на руки деньги. Сколько берут эти специалисты? На сегодня в среднем 10-30 тыс. руб., в зависимости от квалификации.
- Юрист — нанимать юриста, имеющего более высокий процессуальный и профессиональный статус, стоит только в сложных случаях, а по сути особой разницы между представителем и юристом нет.
- Скупщики дел — этот вариант может заинтересовать тех, кто готов уступить свою тяжбу независимым профессионалам, зарабатывающим на раздувании всяческих возмещений. В деле вы участвовать не будете вообще. Обычно это юридические компании и деньги они вам предложат сразу из своего кармана, взамен на доверенность по ведению иска и получению всего возмещения. Вы им фактически продаете свою головную боль. Отзывы о подобных схемах вполне положительны.
Как составить исковое заявление
Исковое заявление — главный документ вашего дела, и он должен быть составлен максимально грамотно. Лучше доверьте его написание специалисту.
Но все же вам будет полезно знать в каком порядке оно составляется.
Итак, сперва идет шапка документа, в которой вы указываете:
- Кому адресовано заявление — в суд такой-то (в зависимости от цены иска и территориальной подсудности).
- От кого поступил иск — ваше ФИО и адрес.
- Наименование и адреса ответчика — обычно у юрлица несколько адресов.
- Сумма иска — госпошлина указывается отдельно от суммы иска.
Далее идет название (Исковое заявление), подзаголовок (О взыскании части страхового возмещения) и тело заявления. Тело иска должно включать:
- Обстоятельства произошедшего ДТП.
- Статус ДТП — имели ли место административные нарушения.
- Виновник ДТП и основания его виновности.
- Последствия ДТП.
- Данные о страхователе виновника ДТП.
- Данные о выплаченном возмещении.
- Основания по недоплате — данные независимой экспертизы.
- Законодательные обоснования требуемых доплат — статья закона, пункты, раздел.
- Расчет по основному возмещению недоплаченной страховки.
- Расчет по дополнительным выплатам.
- Расчет по требуемым неустойкам.
- Расчет по понесенным издержкам.
В заключительной части ставится подзаголовок (Прошу) и под ним выражается требование о взыскании рассчитанной суммы.
Ниже помещается список прилагаемой документации, и завершает иск дата с подписью истца.
В соответствии с требованиями закона исковое заявление к страховой компании, с приложением документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, подается по количеству лиц, участвующих в рассмотрении иска (ответчик, 3-и лица). Исковое заявление можно подать лично, либо через представителя в суд,рассматривающий дело, либо отправить почтой. Желательно, чтобы на экземпляре иска, оставляемом у себя, была сделана отметка судом о принятии искового заявления. По почте лучше отправлять исковое заявление заказным письмом с описью вложения и с уведомление о вручении адресату.
На основе каких законов принимаются судебные решения о недоплате по ОСАГО
В заключение я перечислю основные законодательные акты, согласно которым осуществляется судебное производство о недоплате по ОСАГО.
Прежде всего это:
- Федеральный Закон об ОСАГО (ФЗ № 40).
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1).
- Гражданский Процессуальный кодекс (ФЗ № 138).
Как рассчитать сумму для подачи иска в суд
Заниматься самостоятельными расчетами сумм для судебного иска не стоит, т. к. можно не совладать с цифрами или не учесть каких-то параметров по незнанию.
Рекомендую предоставить это специалисту. Если он работает в прямой заинтересованности от результата и суммы иска, то будьте уверены — подсчитано будет все до последней мелочи.
Что может входить в сумму судебного иска я уже перечислял выше. А тут уточню, что по взысканию со страховщика неустоек могут возникнуть проблемы, зависящие уже от состава суда.
Нанятый специалист, при подготовке искового заявления, должен составить к нему дополнение с расчетами и обоснованиями сумм пени в отдельном документе. Если пеня вообще подлежит взысканию, конечно.
Из-за разночтений судебными инстанциями положений ст. 7 Закона об ОСАГО есть несколько формул расчета пени, которые я не буду тут приводить, чтобы не усложнять ненужными подробностями чтение. Просто знайте, что сумма пени, несмотря на с виду легкое ее вычисление (1% в день просрочки), может существенно отличаться от предполагаемой.
Пределы, установленные по закону
В завершение статьи я озвучу актуальные лимиты по страховым выплатам ОСАГО.
На сегодня максимальные суммы выплат составляют:
- За материальный убыток каждому пострадавшему в ДТП — до 400 тыс. руб.
- За материальный убыток по Европротоколу одному пострадавшему — до 100 тыс. руб.
- За ущерб здоровью и жизни каждому пострадавшему — до 500 тыс. руб.
- Возмещение близким родственникам погибшего — до 475 тыс. руб.
Полезные советы
- Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
- Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
- Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
- Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Заключение
Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.
Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.
Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.
Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!
Делитесь моей статьёй во Вконтакте или где вы там сидите. Буду признателен. Также оформляйте подписку на новые статьи. Пока!
День добрый у меня такая ситуация после дтп сумма ущерба составила 500 т.р. страховая насчитала 287т.р. ето не учитывая то что весь перед был обклеен защитной пленкой как лучше поступить в да ной ситуации? Подавать в суд ?кого ? Виновника или СК? Спасибо
Здравствуйте, Юрий.
Если вы не согласны с суммой страхового возмещения, которое вам выплатила СК, то сперва нужно определить реальную сумму ущерба (официальной экспертизой по всем правилам – с приглашением сторон), затем подать досудебные претензии, затем судебный иск, если претензии не были удовлетворены.
В вашем случае сумма претензии к СК должна ориентироваться на величину страхового лимита по железу – сейчас его предел 400 тыс. руб. А ущерб сверх лимита покрывается виновником ДТП – на его имя претензия желательна, но не обязательна – можно сразу подавать иск. Итого, если страховой лимит превышен, то – у вас будет два отдельных судопроизводства (со СК и виновником).
Всего вам доброго, Юрий.
Добрый день. Попал в ДТП, являюсь пострадавшим. Машина Kia ceed 2007 года. Повреждён задний бампер. Эксперт СК дал заключение «под замену». Сегодня пришла компенсация от СК в размере 5000. Хотя в магазинах цена нового бампера почти в 3 раза выше. Стоит ли требовать доплаты со СК? Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте, Алексей.
Если средняя региональная рыночная стоимость заменяемой детали существенно превышает сумму возмещения, но не менее чем на 10% (допуск погрешности), то вы вправе требовать от СК справедливого покрытия ущерба в досудебном и судебном порядке (с соблюдением очередности). А стоит ли требовать – это определяется субъективно (для кого-то время дороже недоплаченных 10-и тыс., для кого-то иначе). Если решите требовать, то проводите свою независимую экспертизу (с приглашением сторон), на ее основе составляйте досудебную претензию (лучше с помощью юриста) и направляйте ее в СК; ожидайте ответа в течение месяца; если ответа не последует, или он вас не устроит, то на основе ДП направляйте иск о недоплате в суд.
Всего вам доброго, Алексей.
Попал в ДТП машина хонда инспаер 96 г. Пострадало левая передняя и задняя дверь, левое крыло, правая задняя дверь, правое крыло, лобовое стекло, имеются скрытые повреждения... Страховая приехала зафиксировала только внешние повреждения, по звонку приехал в страховую они насчитали 92т.р...я не согласился, документы на руки никакие не хотят выдавать, спустя три дня на счёт кинули 115т.р...скрытые даже не смотрели! Написал заявление на выдачу документов-тишина, ссылаются что заплатили с учётом износа авто, что делать? Это нормальная сумма для авто 96года?
Здравствуйте, Сергей.
Вы писали: «Это нормальная сумма для авто 96года?» Чтобы определить какая сумма для возмещения по имеющимся повреждениям нормальная, нужно провести полноценную экспертизу ТС. Вы же прекрасно понимаете, что такую экспертизу невозможно провести в формате вопрос-ответ комментариев. Тут минимум нужен осмотр специалистом СТО вашего региона (чтобы привязать среднерыночную региональную стоимость материалов и работ).
Касательно ваших действий: вы писали, что «Страховая приехала зафиксировала только внешние повреждения, по звонку приехал в страховую они насчитали 92т.р.я не согласился…».
Ваше авто осматривал штатный техник СК. Просто не согласиться с его осмотром и расчетами СК по ним мало – нужно потребовать проведение независимой экспертизы. СК по вашему требованию таковую организовывает; и уже сумма возмещения по расчетам независимых экспертов может вами оспариваться (на основании проведения еще одной независимой экспертизы, которую организовываете уже вы) в досудебной претензии и далее в суде (если по претензии решить проблему не удалось). Занижения выплат от СК дело обычное и борьба страхователя за справедливое возмещение как правило оправдана.
Всего вам доброго, Сергей.
Здравствуйте! ДТП произошло 3 апреля 2019 г, виновник не я. Из внешних повреждений бампер, пол багажника. Ск Осаго оценила в 63000 руб. Мы попросили сделать экспертизу на внутренние повреждения, которая состоялась 17 мая и только 21 июня нам позвонили и сказали что готовы выплатить 63000 или направить в сервис на ремонт. Что делать в этой ситуации? Получается что сумма не изменилась после дополнительной экспертизы ( хотя внутренние повреждения выявили). Заранее спасибо!
Здравствуйте, Инна.
Вы писали: «Получается что сумма не изменилась после дополнительной экспертизы (хотя внутренние повреждения выявили).» Расчеты штатных техников-экспертов СК практически всегда существенно занижены; расчеты «независимых» экспертов-подрядчиков также часто согласованы с интересами СК и обычно лишь ненамного увеличивают сумму. В вашем случае они вообще ничего не увеличили даже ради приличия.
После окончания процедур экспертиз от СК и оглашения страховщиком суммы возмещения, страхователь вправе бороться за справедливое покрытие ущерба, если он не согласен: проводите свою независимую экспертизу с приглашением сторон (обязательно), на основе заключения вашей экспертизы составляете досудебную претензию (с помощью юриста) и направляете ее на официальный адрес страховщика (заказным письмом с уведомлением и описью вложения); ожидаете ответа 30 дней; если ответа нет или он вас не устроил, то на основе ДП подаете иск по недоплате в суд.
Всего вам доброго, Инна.
Здравствуйте, буквально неделю назад на встречку вылетела машина я в нее вьехал. У тс повреждения по калькуляции ОД 415 т.р с учетом работ. А оценщики пославили 180 — 30 износ итог 150. А повреждены детали капот, крыло, бампер+решетки, стойка амортизатора, радиатор? фара, ножки капота и сработали 2 подушки безопасности. Авто Рио 2014 г. После того как сказали что насчитали 150 без уведомления направили на ремонт изьясняя что вы не успели подписать. Стоит ли обращаться в суд?
Здравствуйте, Владимир.
Вы писали: «После того как сказали что насчитали 150 без уведомления направили на ремонт изьясняя что вы не успели подписать». Как я понимаю, направили на ремонт – это выдали вам направление на восстановительный ремонт в одном из сервисов-подрядчиков. По правилам сразу авто осматривает и оценяет повреждения штатный техник СК; если вы согласны с озвученной суммой, то получаете направление на ремонт и при этом имеете право выбрать сервис из списка подрядчиков СК; если не согласны, то проводится независимая экспертиза и на определенную ею сумму выдается направление в сервис, который вы также выбираете из списка СК. Я не знаю по какой схеме вас провели, может что-то исключили и что вы там должны успеть подписать не понятно – все, что надо должно быть подписано при подаче заявления на возмещение. Всякие дополнительные лукавые бумаги от СК (типа соглашений и т. п.) подписывать категорически не рекомендуется.
Но как бы там ни было, выдача вам направления на ремонт есть конечная стадия процедуры для СК и в этот момент у вас появляется право оспорить сумму возмещения: проводите свою независимую экспертизу (с приглашением сторон); составляете (с юристом) досудебную претензию и направляете ее заказным письмом с описью и уведомлением о вручении на официальный почтовый адрес СК; ждете результата 30 дней; если результата нет или он вас не устроил (заплатили не все, что указано в претензии), то на основе той же претензии составляете (с юристом) иск в суд.
А стоит ли обращаться в суд: судя по вашей информации недоплата огромная – конечно, стоит.
Всего вам доброго, Владимир.
Добрый день! У меня ситуация схожая с описанием выше случая по не достаточному возмещению СК по ДТП ОСАГО но есть некоторые ньюансы и сомнения , прошу Вас посоветовать как быть в такой ситуации! Дело в том что 10.05.2019 г. мне на светофоре въехали в зад (Ваз приора универсал 2010 г.в), въехал пьяный на КИА РИО, вызвали ГИБДД, оформили ДТП, протокол на виновника за вождение в пьяном виде,13.05.2019 пошел в страховую написал заявление представил необходимые документы, вместе с экспертом СК в назначенное время провели осмотр в т.ч. и на скрытые повреждения путем демонтажа заднего бампера, он оформил документы и направил в головной офис для принятия решения, после этого прошло некоторое время и он мне позвонил и сообщил о том что по ущербу мне насчитали 41 тыс руб.( это на восстановление геометрии кузова, замена днища под запаску, задней двери и т.д.) такая сумма меня не устроила, со страховой пришло официальное письмо о том что меня направляют в автосервис с сомнительной репутацией (судя по отзывам в интернете) находящемуся за 150 км, и машину забирают на 2 месяца. После этого я написал претензию и не согласие с направлением в данный сервис но из периодических консультаций по телефону с представителями отдела по урегулированию убытков у меня не было альтернативы (хотя список представленных мне автосервисов состоял и 6 шт, и весьма не плохих но там условие что машина не старше 3-х лет), ну а в моем случае только в этот, я написал претензию сформулировал свои доводы и направил в СК, пришел ответ что можно заключить мировое соглашение или в автосервис (обещали компенсировать бензин если своим ходом или оплатить эвакуатор я только не понял каким способом),. после этого я обратился к независимому эксперту, вызвали на намеченный день представителя СК (он не приехал на осмотр), провели экспертизу (по которой сумма была 71 тыс.руб.), я подготовил претензию и вместе с оригиналом экспертизы направил в СК на что мне был подготовлен ответ и представлена скан копия первого ответа который по сути говорил или мировое или автосервис и всё. Могу ли я , и целесообразно ли обратиться в суд с исковым заявление к СК, соответчиком признать ту контору от страховой которая подготовила не качественную экспертизу и виновника ДТП по компенсации расходов на детали с учетом износа? Заранее Вам благодарен за консультацию по моему делу! (авто еще не делал езжу на разбитом).
Здравствуйте, Алексей.
Вы писали: «…вместе с экспертом СК в назначенное время провели осмотр…». Тут не совсем понятно – это штатный техник СК осматривал или это была независимая экспертиза от СК. Если просто штатный техник, то вы имеете право потребовать независимой экспертизы, которая проводится экспертом-подрядчиком СК (по типу подрядчиков-СТО т. е. выбрать эксперта вы не можете). Но эта экспертиза обычно насчитывает больше. Потом можно писать претензию и далее в суд подавать.
В вашем случае СК решила судиться, дав в ответ на претензию копию прежнего ответа. То есть обязательная досудебная процедура соблюдена, ваша независимая экспертиза проведена, и вы можете подавать иск в суд.
Касательно соответчиков, то вы вправе подавать иски на кого угодно, но это будет неправильно. Ответчик СК, а виновник тут вообще ни причем – он же купил ОСАГО и переложил свою автогражданскую ответственность на свою СК в т. ч. и по износу. Можете вместо этого подать на виновника отдельный иск о возмещении морального вреда – что-то присудить должны. Касательно иска к экспертам-подрядчикам, то это малоперспективно, но если хотите пробовать – право у вас такое есть. Кстати, виновник будет наказан: по КоАП за пьянку (штраф + лишение) и потом регресс ему еще придет в сумме возмещения.
Вы писали: «авто еще не делал езжу на разбитом». Это хорошо т. к. при необходимости суд может удостовериться собственной экспертизой в наличии указанного по вашему иску ущерба.
Всего вам доброго, Алексей.
Добрый день!
Подскажите как дальше действовать? Было ДТП ,я пострадавший...Выплатили денежную сумму мало (50000),рассчитывали получить больше!
Автомобиль Ваз 2108,2002 года,инжектор,модель люкс-шла на экспорт,авто ремонту не подлежит,на утиль.вот...
Какие мои действия?
Спасибо большое!
Здравствуйте, Вячеслав.
Вы писали: «ремонту не подлежит, на утиль…» - Если это действительно так, то СК пошла на грубый обман, занизив возмещение во много раз. Такое нельзя оставлять безнаказанно – напишите жалобы в Центробанк, РСА и отзывы на ведущие отзовики Рунета.
Касательно самой проблемы: авто в СК сразу осматривает штатный техник. Если вы не согласны с расчетами на основе его осмотра, то требуете от СК проведения независимой экспертизы. По ее результатам СК рассчитает величину возмещения. Если и с ее результатом не согласны, тогда организовывайте свою независимую экспертизу (в сертифицированной организации и с приглашением сторон), на основе ее заключения составляете досудебную претензию (с юристом) и направляете ее на адрес СК (заказным письмом с уведомлением и описью вложения). Ждете 30 дней. Если ответа нет или он вас не устроил, то на основе претензии составляете судебный иск о недоплате и подаете его в суд.
На всякий вот вам некоторая информация.
Согласно абз. 2, п.18, ст. 12 40-ФЗ, под окончательной гибелью ТС понимаются случаи, когда:
— Произвести ремонт невозможно
— Оценочная стоимость ремонта равна или превышает страховой лимит.
Согласно ст. 1102 ГК РФ, если страховщики выплачивают полную стоимость авто, то:
— Они имеют право забрать погибшую машину.
— Если некоторые детали еще годны и их можно продать, а вы хотите их оставить, то сумма остатков будет вычтена из компенсации.
— Страховщик не имеет право требовать у вас погибшее ТС до того, как выплатит возмещение.
Всего вам доброго, Вячеслав.
Добрый день. Случилось мелкое дпт, повреждена только правая пассажирская дверь на солярис 2012 года (вмятина и повреждение ЛКП), ремонт предварительно около 15 т.р. Допустим страховая оценит ремонт в 8 тысяч, какие мои дальнейшие действия? И стоит ли делать независимую экспертизу за свой счет, писать досудебную претензию и еще дальше если заглядывать обращаться в суд из-за разницы в 7 т.р.?
Здравствуйте, Андрей.
Это уже решать вам – некоторым время и нервы дороже, а некоторые месяцами и даже годами судятся из спортивного интереса. Но если недоплата действительно имеет место, то все судебные расходы вам возместят. Правда, время и усилия в возмещение не входят. Страховые компании, практикуя недоплаты системно, получают огромные экономии за счет тех, кто отказался добиваться справедливого возмещения из-за нехватки времени и/или отсутствия желания связываться с такими хлопотами. Кстати, сейчас сразу нужно обращаться к финансовому омбудсмену (хлопот и времени отнимает в разы меньше), а потом уже писать претензию (если омбудсмен не сможет решить проблему).
Всего вам доброго, Андрей.
Доброго времени суток!
Ситуация, 01.09.2019 попал в ДТП, я пострадавший, авто Geely Emgrand 2013 г.в, пробег на момент ДТП 149 000 км, повреждения: разбита правая передняя фара, разбит передний бампер, вмятина и борозды на переднем крыле под фарой, я посчитал сумму ущерба в 25 тысяч рублей. СК «Гайде». Т.к в Крыму напрямую СК не присутствует, у них договора с со всякими конторами, в одной из таких контор был произведено оформление документов на выплату и произведен осмотр (экспертиза), по результатам которой мне насчитал выплату в 15 тысяч рублей, с чес я конечно же не согласен. Судя по Вашим ответам выше, мои действия будут следующими: я еду в контору (СК), отказываюсь от получения выплаты и требую проведения независимой экспертизы, по результатам которой буду принимать дальнейшее решение (ДСП и суд либо СК доплатит). А что делать,если в СК скажут,что теперь по закону в случае отказа от выплаты они принудительно отправят на ремонт на СТО? (такой вариант не исключаю, т.к там сидят ушлые ребята). Заранее благодарен.
Здравствуйте, Дмитрий.
Сейчас введены новые правила – при несогласии пострадавшего с суммой возмещения, он должен обратиться к финансовому омбудсмену (недавно специально для оптимизации рассмотрения жалоб по недоплатам и др. финансовым проблемам с ОСАГО введена такая должность независимого финарбитра). Как показывает практика, омбудсмен успешно решает большинство проблем по финансовым спорам страхователей со страховщиками. А уже если омбудсмен вам помочь не смог, тогда действуете далее по старой схеме: претензия, суд.
Всего вам доброго, Дмитрий.
Здравствуйте!
Ситуация следующая. Попал в ДТП, я пострадавший, авто Хендай Solaris 2012 года. пробег 98000км. Под замену оба задних крыла. бампер, задний правый фонарь, на пару миллиметров приподнялся багажник.
Моя СК Россгострах, СК виновника Югория.
На СТО оценили ремонт в 150тыс руб. СК выплатила 80 тыс руб.
Подскажите пожалуйста как получить полную сумму на сегодняшний день? Какой порядок действий?
Возможно какие то нововведения появились в законодательстве?
Выше прочитал про омбудсмена. Где его можно найти?
Заранее Спасибо!
Уважаемый Александр!
Для того, чтобы дать Вам правильный совет, надо понимать основания, по которым страховая компания выплатила Вам почти в два раза меньше, чем специалисты оценили причиненный Вам ущерб.
От этого, будут зависеть Ваши дальнейшие действия: либо обжаловать результат оценки, проведенной страховой компанией, либо требовать разницу, не покрытую страховой выплатой, с причинителя вреда (второго участника ДТП).