Разбили машину на 70 тыс, а страховая выплатила 15 тыс.? У вас два варианта: либо платите сами за ремонт, либо читайте статью и получите ещё 100 000 р.! Это Кулик Илья и сейчас вы узнаете что делать, если мало выплатили по ОСАГО.
Содержание
- 1 Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
- 2 Почему страховая не доплачивает
- 3 Законные причины занижения выплат по ОСАГО
- 4 Оформление ДТП — что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше
- 5 Проведение независимой экспертизы
- 6 Как понять было ли занижение выплаты
- 7 Как получить необходимые документы
- 8 Обязательно ли обращаться к финансовому уполномоченному
- 9 Обращение в суд — есть ли смысл
- 10 Полезные советы
- 11 Заключение
Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.
Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.
Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.
При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.
Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.
Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.
Почему страховая не доплачивает
С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.
Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?
Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.
Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.
На различие результатов экспертизы также могут влиять:
- Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
- Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
- Условия осмотра — сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.
Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.
Законные причины занижения выплат по ОСАГО
Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.
В основном это делается по следующим причинам:
- Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
- Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
- Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
- Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
- Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
Оформление ДТП — что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше
Правила оформления страхового случая нужно соблюдать с момента его наступления: в случае ДТП, если оно не имело тяжелых последствий, вы должны определиться в каком формате его оформлять.
Вы имеете право оформить ДТП:
- По Европротоколу — без привлечения ДПС;
- Классическим способом — с вызовом на место происшествия работников ДПС.
Оформление ДТП по Европротоколу
Эта возможность появилась с лета 2015 г. Суть Европротокола заключается в самостоятельном оформлении документации по ДТП.
Вот список критериев, которые позволяют инициировать Европротокол:
- Пострадавших людей быть не должно.
- Не более 100 тыс. руб. ущерба у пострадавшей стороны.
- Не более 2-х машин, участвовавших в аварии.
- ОСАГО есть у каждого участника аварии.
- Отсутствуют разногласия сторон по вопросам виновности в ДТП.
Основным документом по Европротоколу является Извещение о ДТП — бланки прилагаются к полису. При неточностях в этом документе, СК может отказать в выплатах. Данное извещение оба участника ДТП обязаны предъявить страховщику в 5-дневный срок.
Бланк Европротокола предоставляется при выдаче страхового полиса. Каждый из водителей заполняет свою колонку, а после подписывает извещение о ДТП. Один из водителей также должен указать в “Замечаниях”, что признает себя виновным в результате аварии, иначе потерпевший не получит выплаты. Разъединив подлинник и копию, потерпевший забирает оригинал, а виновник копию Европротокола. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
Оформление ДТП с вызовом сотрудников ДПС
По классическому варианту участники вызывают на место происшествия ДПС и всю процедуру оформления берут на себя сотрудники полиции.
Они оформят:
- Справку о ДТП (ф-154);
- Схему ДТП;
- Протокол об административном правонарушении (АП);
- Объяснительные от водителей.
В справке о ДТП должны быть перечислены повреждения автомобилей. Если они значительны, то заполняется специальное приложение.
На практике сотрудники ДПС зачастую заполняют документацию небрежно, что потом может использоваться СК для уменьшения возмещения.
СК особенное внимание уделяют перечню повреждений в справке Ф-154. Поэтому к их выявлению и описи нужно подойти обстоятельно и не забывать фиксировать все на фото и видео.
Внимание! Если ДТП не имело серьезных последствий (ориентировочный ущерб не более 100 тыс. руб.), то на оживленных участках трассы водителям предписывается освободить проезжую часть еще до приезда сотрудников ДПС, если таковые были вызваны. За неисполнение данного требования на участников аварии налагается штраф.
Проведение независимой экспертизы
До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.
У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.
Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.
Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.
В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.
Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).
Как выбрать правильного независимого эксперта
При проведении собственной независимой экспертизы водитель должен выбрать экспертов. Это должно быть сертифицированное юридическое лицо — подобные услуги оказывают специализированные компании, лаборатории, техцентры или СТО, у которых в штате имеются техники-эксперты, имеющие специальную аккредитацию.
Экспертная компания (ЭК) организует инструментальную и юридическую сторону экспертизы, а техник-эксперт отвечает за квалификационный уровень проведенных технических работ — в этом разница между ЭК и ее техниками.
Ваши экспертные подрядчики должны иметь:
- Сертификацию и госрегистрацию (в ЕГРЮЛ) — для экспертной компании;
- Аккредитацию (в Федеральном реестре) — для техника-эксперта.
Обратите внимание на то, чтобы техник-эксперт имел аккредитацию и значиться в Федеральном реестре. Без этого его заключения не будут иметь юридической силы в суде.
В ближайшем будущем аккредитацию техников-экспертов можно будет проверить онлайн на сайте Минюста — сервис пока находится в разработке.
Проверить экспертную организацию на предмет благонадежности можно по следующим сервисам:
- Реестр ФНС ЕГРЮЛ Egrul.Nalog.ru — факт наличия в списках, дата учреждения и т. п.
- Судебный реестр Gcourts.ru — ссылки судов на отчеты экспертиз искомой организации.
Как понять было ли занижение выплаты
Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.
Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается — это допустимая экспертная погрешность.
А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования — эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.
Как получить необходимые документы
Как уже говорилось, СК может инициировать составление двух документов по обследованию вашего авто: акта осмотра и экспертного заключения.
Оба они могут пригодиться в дальнейшей борьбе за справедливость, но СК и эксперты редко когда сами предлагают их копии. И даже при прямой просьбе не факт, что вам пойдут навстречу. Особенно если на этот счет есть специальные указания.
Но вы имеете право ознакомиться с документами на месте осмотра, в процессе чего можно сделать их фотокопии на смартфон. Если же это не удалось, то нужно действовать официально.
На завершающем этапе страхового возмещения, СК должна вам выдать акт о страховом случае, где также должны присутствовать нужные расчеты. Но его нередко «забывают» отдать.
Если у вас нет ни одного документа, описывающего расчеты возмещения, то нужно написать заявление в СК с просьбой выдать следующие копии:
- Акт осмотра ТС.
- Акт о страховом случае.
- Экспертное заключение.
В заявлении сошлитесь на «Правила ОСАГО» (пункты 4.23 и 3.11), дайте свои координаты для отсылки документации и попросите уведомить вас об их отправке по телефону.
Что делать после получения документов
Если полученные документы страховщика свидетельствуют о занижении суммы возмещения, готовьте ему заявление о разногласиях (DOC, 17 KB). Срок рассмотрения такого документа, следующий:
- Электронно — 15 рабочих дней.
- Почтовой связью (заказным/ценным письмом с описью вложения) — 30 календарных дней.
- Лично в офис СК — 30 календарных дней.
Я рекомендую направить заявление по электронной почте — это самый малозатратный и быстрый вариант. Адрес электронки вы можете посмотреть на официальном сайте страховщика.
Не забудьте отправить заявление с отчетом о доставке, так вы сможете подтвердить, что СК его получила. Кроме этого, такое отправление можно направить через личный кабинет/форму на сайте страховой.
Какие возможны варианты ответов от СК на ваше заявление
Это может быть:
- Согласие на выплату.
- Частичный отказ в выплате.
- Полный отказ.
- Отсутствие ответа.
Полная выплата по требованиям претензии бывает редко — СК чаще идет на частичное удовлетворение: погашает недоплату и стоимость независимой экспертизы, надеясь, что по остальным расходам, неустойкам, УТС и т. п. вы в суд обращаться постесняетесь.
Полный отказ или отсутствие ответа означает, что страховщик готов с вами судиться. Если в предусмотренные сроки страховая вам не ответила, можно переходить к следующему этапу.
Обязательно ли обращаться к финансовому уполномоченному
С 2019 г. споры со страховыми рассматриваются финансовыми уполномоченными (далее — ФУ, омбудсмен). Перешагнуть через такой этап и пойти сразу в суд нельзя.
Следовательно, если направленное вами ранее заявление о разногласиях оставлено страховой без ответа/отказано в удовлетворении требований/они удовлетворены не полностью, переходите к подготовке обращения к ФУ, используя для этого стандартную форму (DOC, 14 KB).
Направить такое обращение омбудсмену вы можете:
- Почтой — оформив отправление заказным/ценным письмом.
- Через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного, используя для этого размещенную там форму.
- Через МФЦ.
Наиболее бюджетный и простой вариант отправки — через личный кабинет на сайте ФУ. Для этого потребуется заполнить предложенную форму и прикрепить документы по списку в виде сканов и фото.
В рамках рассмотрения дела ФУ вправе назначить проведение независимой экспертизы вашего авто. В связи с чем, рекомендую приобщить также ваши фотографии пострадавшего авто и полученных им в аварии повреждений. Это необходимо для того, чтобы исследование было объективным.
Каков срок и порядок рассмотрения обращения ФУ
Срок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным включает в себя:
- Прием обращения/отказ в приеме и уведомление об этом заявителя — 3 рабочих дня с момента поступления документов в службу.
- Рассмотрение обращения и вынесение решения — 15 рабочих дней с момента передачи документации. Данный срок может быть приостановлен, если потребуется проведение независимой экспертизы, но не более, чем на 10 рабочих дней.
Если ФУ не уложился в установленный законом срок, и вы не получили его решение, обращайтесь в суд с аналогичными требованиями.
При вынесении решения ФУ не в вашу пользу, обжалуйте его в суд в течение 30 дней с момента его вступления в силу. Для сравнения, у страховщика такой срок составляет 10 дней.
Дополнительная жалоба в РСА
Такая жалоба необходима для проверки СК контролирующим органом. Вашу проблему это не решит, но подобное обращение повлияет на работу СК в общем.
Для РСА бланк жалобы скачайте на сайте autoins.ru.
Обращение в суд — есть ли смысл
Без сомнения, есть!
Судебный иск дает шанс получить со страховщика значительно большие деньги, чем просто справедливое возмещение.
Как показывает практика многие судебные решения по данной категории споров выносятся в пользу потерпевших. При этом помимо недоплаченного возмещения они дополнительно получают:
- Неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от недоплаты.
- Штраф в размере 50% от такой суммы.
- Понесенные ими затраты — например, на проведение экспертизы, на оплату юридических услуг, возмещение почтовых расходов и др.
При частичном удовлетворении иска, такие затраты взыскиваются судом с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Также в иске можно заявить требования не только к страховщику, но и к виновному лицу, если выплаты по ОСАГО недостаточно.
Допустим, по проведенной вами независимой экспертизе сумма ущерба ТС составила 50 тыс. руб. К ней вы можете добавить:
- 50 тыс. судебного штрафа за факт недоплаты.
- 60 тыс. пени за 2 месяца неуплаты (берем по минимуму) — 1% от 100 тыс. за каждый день.
- 5 тыс. компенсации морального ущерба (берем по минимуму).
Итого: 215 тыс.! А ведь мы не посчитали еще утерю товарной стоимости, которую можно включить в иск, если параметры авто это позволяют.
Разумеется, что сумма всех судебных и внесудебных издержек, относящихся к вашему иску, также будет учтена и оплачена.
Как видите на подобных судах можно не просто взять свое, но и подзаработать.
Внимание! Максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО за материальный убыток составляет 400 тыс. руб.
Каковы нюансы оспаривания решения ФУ
При оспаривании акта финансового уполномоченного имеются следующие особенности:
- В иске в качестве ответчика указывается страховая компания, а не омбудсмен. Последнего можно привлечь к рассмотрению в деле в качестве третьего лица.
- Обращаться следует в районный суд или к мировому судье, в зависимости от подсудности, которая зависит от суммы исковых требований. При цене иска до 100 тыс. руб., это мировой суд, свыше — районный/городской.
- Перед направлением иска в суд требуется направление копии иска с приложением ответчику и ФУ.
- В суде помимо обжалования действий страховщика, оспаривается также законность решения ФУ. Следовательно, экспертиза, проведенная по его поручению, приравнивается к судебной, поэтому в иске целесообразно указать на явные противоречия и ошибки.
Согласно ст. 28 ГПК РФ иск подается в суд по месту регистрации ответчика. Однако, согласно п. 2 ст. 29 ГПК РФ, при наличии в населенном пункте истца филиалов юрлица-ответчика, иск можно направить по месту нахождения этого филиала, т. е. по месту жительства истца.
При вынесении решения суда в вашу пользу, взыскание недоплаты производится по исполнительному документу. Получите его в суде и предъявите его к исполнению:
- Судебным приставам.
- Банку, в котором у страховой имеются счета.
Какие документы потребуются для суда
Для суда вам потребуются все те документы, которые я перечислил в разделе о досудебной претензии, но к ним могут быть добавлены:
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии (копия);
- Протокол об административном правонарушении (АП) (копия);
- Постановление по АП — если есть (копия);
- Доверенность на ведение дела — если требуется (оригинал);
- Иные документы, могущие оказаться полезными — например, показания свидетелей и т. п.
Кроме этого вам нужны все бумаги, подтверждающие факт затрат, связанных со страховым случаем.
Сюда может входить:
- Договор о независимой экспертизе;
- Квитанции платежей по возмещению от СК;
- Все остальные квитанции и договоры по материальным затратам.
Кому доверить вести дело
Дело о доплате по ОСАГО желательно отдать в надежные руки, т. к. от этого зависит размер дополнительных возмещений. Лучше не соглашаться сразу на предложение услуг физлицом или юридической фирмой, а разузнать об их репутации и профессиональном уровне.
По части формата ведения дела для вас есть 4 возможных варианта:
- Бороться самостоятельно — это совершенно ненужная экономия. Почему? Потому, что если ваше дело стоящее, то за его ведение профессионалом вам не придется платить ничего.
- Представитель — лучше всего нанять судебного представителя. Потому, что обычно по делам ОСАГО они не берут предоплаты, а часто и вовсе согласны на вознаграждение по положительному результату или на определенный процент от него. Представитель все сделает за вас – останется получить на руки деньги. Сколько берут эти специалисты? На сегодня в среднем 10-30 тыс. руб., в зависимости от квалификации.
- Юрист — нанимать юриста, имеющего более высокий процессуальный и профессиональный статус, стоит только в сложных случаях, а по сути особой разницы между представителем и юристом нет.
- Скупщики дел — этот вариант может заинтересовать тех, кто готов уступить свою тяжбу независимым профессионалам, зарабатывающим на раздувании всяческих возмещений. В деле вы участвовать не будете вообще. Обычно это юридические компании и деньги они вам предложат сразу из своего кармана, взамен на доверенность по ведению иска и получению всего возмещения. Вы им фактически продаете свою головную боль. Отзывы о подобных схемах вполне положительны.
Как составить исковое заявление
Исковое заявление — главный документ вашего дела, и он должен быть составлен максимально грамотно. Лучше доверьте его написание специалисту.
Но все же вам будет полезно знать в каком порядке оно составляется.
Итак, сперва идет шапка документа, в которой вы указываете:
- Кому адресовано заявление — в суд такой-то (в зависимости от цены иска и территориальной подсудности).
- От кого поступил иск — ваше ФИО и адрес.
- Наименование и адреса ответчика — обычно у юрлица несколько адресов.
- Сумма иска — госпошлина указывается отдельно от суммы иска.
Далее идет название (Исковое заявление), подзаголовок (О взыскании части страхового возмещения) и тело заявления. Тело иска должно включать:
- Обстоятельства произошедшего ДТП.
- Статус ДТП — имели ли место административные нарушения.
- Виновник ДТП и основания его виновности.
- Последствия ДТП.
- Данные о страхователе виновника ДТП.
- Данные о выплаченном возмещении.
- Основания по недоплате — данные независимой экспертизы.
- Законодательные обоснования требуемых доплат — статья закона, пункты, раздел.
- Расчет по основному возмещению недоплаченной страховки.
- Расчет по дополнительным выплатам.
- Расчет по требуемым неустойкам.
- Расчет по понесенным издержкам.
В заключительной части ставится подзаголовок (Прошу) и под ним выражается требование о взыскании рассчитанной суммы.
Ниже помещается список прилагаемой документации, и завершает иск дата с подписью истца.
В соответствии с требованиями закона исковое заявление к страховой компании, с приложением документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, подается по количеству лиц, участвующих в рассмотрении иска (ответчик, 3-и лица). Исковое заявление можно подать лично, либо через представителя в суд,рассматривающий дело, либо отправить почтой. Желательно, чтобы на экземпляре иска, оставляемом у себя, была сделана отметка судом о принятии искового заявления. По почте лучше отправлять исковое заявление заказным письмом с описью вложения и с уведомление о вручении адресату.
На основе каких законов принимаются судебные решения о недоплате по ОСАГО
В заключение я перечислю основные законодательные акты, согласно которым осуществляется судебное производство о недоплате по ОСАГО.
Прежде всего это:
- Федеральный Закон об ОСАГО (ФЗ № 40).
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1).
- Гражданский Процессуальный кодекс (ФЗ № 138).
Как рассчитать сумму для подачи иска в суд
Заниматься самостоятельными расчетами сумм для судебного иска не стоит, т. к. можно не совладать с цифрами или не учесть каких-то параметров по незнанию.
Рекомендую предоставить это специалисту. Если он работает в прямой заинтересованности от результата и суммы иска, то будьте уверены — подсчитано будет все до последней мелочи.
Что может входить в сумму судебного иска я уже перечислял выше. А тут уточню, что по взысканию со страховщика неустоек могут возникнуть проблемы, зависящие уже от состава суда.
Нанятый специалист, при подготовке искового заявления, должен составить к нему дополнение с расчетами и обоснованиями сумм пени в отдельном документе. Если пеня вообще подлежит взысканию, конечно.
Из-за разночтений судебными инстанциями положений ст. 7 Закона об ОСАГО есть несколько формул расчета пени, которые я не буду тут приводить, чтобы не усложнять ненужными подробностями чтение. Просто знайте, что сумма пени, несмотря на с виду легкое ее вычисление (1% в день просрочки), может существенно отличаться от предполагаемой.
Пределы, установленные по закону
В завершение статьи я озвучу актуальные лимиты по страховым выплатам ОСАГО.
На сегодня максимальные суммы выплат составляют:
- За материальный убыток каждому пострадавшему в ДТП — до 400 тыс. руб.
- За материальный убыток по Европротоколу одному пострадавшему — до 100 тыс. руб.
- За ущерб здоровью и жизни каждому пострадавшему — до 500 тыс. руб.
- Возмещение близким родственникам погибшего — до 475 тыс. руб.
Полезные советы
- Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
- Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
- Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
- Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Заключение
Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.
Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.
Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.
Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!
Делитесь моей статьёй во Вконтакте или где вы там сидите. Буду признателен. Также оформляйте подписку на новые статьи. Пока!
Светлана
Добрый день!
Попала в ДТП, повреждена фара (под замену) и перекраска крыла. Форд Мондео 2012 г. Осмотрели машину, что то там составили по телефону направили на СТО. СТО осмотрели и сказали, сто выделенных Ингосстрахом 52000 им не хватит (фара только оригинальная) и без доплаты (10000) меня на ремонт не возьмут. Письменно написать изложенное по телефону отказались. Что делать? Ни акта осмотра, ни направления на ремонт, ни калькуляции у меня на руках нет. Написала в Ингосстрах все изложенное выше (надо было документы запросить) с требованием решить вопрос с ремонтом, в ответ прислали отписку, что сумму увеличивать не будут, денег не получите (а я и не просила). На кого теперь жаловаться и с кем судиться: Ингосстрах говорит — Вас послали, а СТО говорит — не возьмем. Заранее благодарна за консультацию.
Андрей Андреев
Здравствуйте, Светлана!
Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят либо доплатить из своего кармана,
либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.
Это – незаконно! По закону «Об ОСАГО» страховая компания обязана полностью возместить ущерб, без каких-либо доплат, в отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля. При выдаче направления на ремонт износ не учитывается.
Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В Вашем случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.
С этого момента формально начался срок 30 дней для проведения ремонта, потому что в законе «Об ОСАГО» прямым текстом прописано, что срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания для проведения восстановительного ремонта.
За нарушение срока проведения восстановительного ремонта начисляется неустойка, в размере 0,5% от суммы насчитанного ущерба за каждый день просрочки. Требование о возмещении за просрочку по ремонту Вам также нужно подать отдельно. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Ваша задача – не соглашаться на какие-либо доплаты. Обязанности доплачивать у Вас нет, а у страховой есть обязанность отремонтировать Ваш автомобиль до состояния, которое было до аварии.
Алексей
Подскажите, а на что можно сослаться когда вы говорите
«Это – незаконно! По закону «Об ОСАГО» страховая компания обязана полностью возместить ущерб, без каких-либо доплат, в отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля. При выдаче направления на ремонт износ не учитывается.»
Мне страховая говорит, мы не можем отремонтировать вам авто. По единой методике насчитанного для ремонта недостаточно. Ни одна станция не берется, а значит вам положена выплата.
Игорь Писчий
Здравствуйте, Алексей.
СК обязана вам выдать направление на ремонт. Если не выдала – затребуйте его. Но до выдачи направления СК проводит осмотр ТС (силами своего штатного техника или аваркома). Если у страхователя не возникает возражений по калькуляции величины возмещения, то выдается направление на СТО (можно выбрать из списка СК). Если страхователь не согласен с величиной возмещения, то СК обязана организовать независимую экспертизу. По ее результатам выдается направление на СТО. Но если вы и с этой калькуляцией не согласны (а там тоже часто занижают сумму возмещения), то на данном этапе вы вправе обратиться к финансовому омбудсмену, который, скорее всего, и решит данную проблему. Если, вдруг, у омбудсмена решить проблему не получится (что редкость для таких случаев), то у вас появится право оспорить калькуляцию в суде: тогда вы проводите свою независимую экспертизу, пишете досудебную претензию и после (если претензия не удовлетворена или удовлетворена частично) подаете иск в суд. Вот такая схема сейчас действует. А касательно того, что СК чего-то не может (бывает, что СТО из ее списка всякое-разное не могут), то тогда возмещение может быть получено деньгами – и если вы будете не согласны с суммой выплат, то действовать нужно по той же схеме: после выплаты обращаться к омбудсмену и далее. Ну а ссылаться нужно на соответствующие положения 40-ФЗ (закон об ОСАГО) и на Положения ЦБ РФ № 431-П (Правила ОСАГО). Разберитесь с начальным этапом и потом, если вам будет нужно, спросите по каким аспектам у вас возникли вопросы – я перечислю требуемые основания в пунктах указанных законодательных нормативов.
Всего вам доброго, Алексей.
Алексей
Оказывается они могут ответить что у них нет заключенных договоров с СТОА, а значит не могут осуществить ремонт, а значит вот вам 50,9 тр — сколько мы насчитали и радуйтесь.
Я провел экспертизу, они не явились, экспертиза насчитала на 74 тыс больше с учетом износа и 120 без учета износа.
Отправил им, они проигнорировали.
Обратился в ЦБ — они во всех спорных ситуациях стали на сторону СК. Типа я сам во всеми виноват, а они действуют по закону.
Обратился к финомбудсмену. Он как-то без живого осмотра машины провел экспертизу, насчитал 60 тыс руб.
И что повезло просрочку на 45 тыс руб.
Но утвердил что платить за мою экспертизу СК не обязана. Поэтому сам виноват что сделал.
итого у меня порядка 95 тыс руб. Я узнал на разных станциях и ответ что на ремонт нужно не менее 120 если делать неоригиналом и бу и 140 для оригинала.
При этом будет осуществлен не полный ремонт, а только те элементы которые явно требуют замены.
А на виновника подать в суд я не могу т.к. вся ответсвенность до 400 тыс руб застрахована и он не гражданин РФ, искать его проблематично. А эту страховку регулирует закон об осаго, по которому мне положено вот эти 51 -74 тыс руб и гуляй. Офигенный закон))
Игорь Писчий
Здравствуйте, Алексей.
Вам не нужно на виновника в суд подавать. Омбудсмен насчитал вам сумму меньшую, чем независимый эксперт. При этом его подсчеты априори не такие точные т. к. у эксперта есть оборудование, сама машина и должная квалификация. Соответственно, вы вправе не соглашаться с выводами омбудсмена по поводу размера возмещения и направить досудебную претензию в СК. Если СК не удовлетворит претензию (или удовлетворит частично), то вы вправе обратиться в суд с иском, где помимо суммы иска и все остальное подсчитано (расходы на экспертизу, на юриста и т. п.). И по просрочке больше будет положено. В лимит 400 тыс. со СК уложитесь.
Всего вам доброго, Алексей.
Светлана
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, если после аварии я не хочу получать денежную выплату, а хочу поставить на ремонт в сервис, имеет ли право СК отказать в этом и перечислить деньги? Машина Субару Форестер 2017 года, задний бампер под замену, датчики парктроника тоже зафиксированы экспертом, что неисправны, также он указал, что возможно есть скрытые дефекты, т.к. мы указали на горящую ошибку, которая указывает на неисправность датчика слепых зон. Страховка ОСАГО от Ресо, я потерпевшая, сумма выплаты конечно горазда меньше, чем будет стоить ремонт.
Заранее спасибо!
Игорь Писчий
Здравствуйте, Светлана.
Сумма восстановительного ремонта, судя по вашему описанию повреждений, вполне укладывается в страховой лимит по «железу», поэтому СК не вправе отказать вам в выборе восстановительного ремонта вместо денежной выплаты в соответствии с законом № 40-ФЗ (ст. 12 – п. 15.1 и 16.1). Законодательные основания приведены ниже. Это касается легковых ТС, зарегистрированных в РФ и принадлежащих физлицам.
№ 40-ФЗ ст. 12 (Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда) гласит:
«15.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15.2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15.3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).»
«16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:
а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).»
Всего вам доброго, Светлана.
Святослав
Добрый день! Страховая ВСК. Произошло дтп 2.11.19! В страховую приехал 5.11.19 (оценку назначили на 19.11.19) (Авто хенде туксон 2008 год) я пострадавшая сторона, приехал в страховую на оценку. До конца не понял техник оценивал или сразу пригласили независимого эксперта, т.к. на акте осмотра печать Бюро судебных экспертиз (вроде как независимая контора,но понимания до конца нет). Насчитали 27 тысяч. (Удар пришёлся в заднюю правую часть Авто: эксперт насчитал ремонт задней правой двери, замена двух пластиковых накладок на дверь и заднее крыло, Покраска передней накладки пластиковой на передней правой двери, замена бампера, окрас крыла и заднего правого диска). Позвонили сообщили сумму по телефону, сразу при оценке не сказали, дали время подумать до конца недели. Правильно ли я понимаю, что в случае отказа от насчитанной суммы остаётся только ремонт от страховой (но предлагаемые сервисы имеют мягко сказать не очень репутацию в городе). Какие дальнейшие действия что бы попытаться увеличить сумму ремонта (в сторонних сервисах считают более менее ремонта на 40—50 тысяч, в среднем). Если возьму 27 тысяч, то как требовать потом больше денег, наверняка подсунут соглашения о согласии с сумой. Вообщем я в замешательстве, желания делать ремонт от страховой нет совсем.
Игорь Писчий
Здравствуйте, Святослав.
Вы писали: «До конца не понял техник оценивал или сразу пригласили независимого эксперта…». Сразу ТС осматривает техник СК и если вы не согласны с величиной возмещения, то обращаются к независимой экспертизе (из тех, которые сотрудничают со СК).
Если независимая экспертиза уже прошла, а вы с суммой возмещения не согласны, то отказывайтесь от возмещения деньгами, пусть вам выдают направление на ремонт. Но на ремонт ТС не гоните, а проведите свою независимую экспертизу и с ее результатами (и результатами экспертизы СК) обратитесь к финансово-страховому омбудсмену. Он должен помочь увеличить возмещение. А если нет, тогда подаете досудебную претензию и далее иск в суд, если претензия не будет удовлетворена или удовлетворена частично. Если восстановительный ремонт у подрядчика СК будет выполнен некачественно, то вы имеете право требовать должных доработок до приемлемого результата (от СК, а не от подрядчика).
Всего вам доброго, Святослав.
Лера
Здравствуйте!
Машину притерли на парковке, 2 детали под выравнивание и перекрас. Европротокол, есть свидетель.
«Независимый» эксперт из рекомендованных Ингосстрахом описал повреждения — по 2 нормо-часа на деталь + перекраска (выглядит разумно).
Авто Смарт 2003 г, пробег 97 тыс км.
Страховая заплатила 10 тыс, сервис оценил ремонт в 20 тыс.
Еще не чинила.
Какие действия стоит предпринять, чтобы получить большее возмещение?
Надо ли делать повторную независимую экспертизу, если список повреждений вопросов не вызывает?
Игорь Писчий
Здравствуйте, Лера.
Эксперт не только определяет повреждения, но и затраты на их устранение. Если оба пункта или один из них вызывает несогласие, то нужна еще одна экспертиза, организованная вами. После проведения экспертизы, обращайтесь к финансовому омбудсмену, который, скорее всего, решит ваш вопрос без привлечения суда. А претензию пишите, если омбудсмен не сможет помочь.
Всего вам доброго, Лера.
Кристина
Добрый день. После дтп в СК Ресо был осмотр машины хендай i30 2011 г . Под замену дверь передняя,крыло переднее,зеркало .покраска двери ,бампера,диска.в итоге посчитали 28 тыс. Написали в СК заявление на ремонт. Нам отписались отказом,т.к у них нет договора с хендай ( и с не одной фирмой нет договоров) ремонт соответственно не делают. деньги уже перечислили.как быть? Стоит идти в суд?
Игорь Писчий
Здравствуйте, Кристина.
Сперва вам нужно провести свою независимую экспертизу и по разнице между суммой от СК и от независимого эксперта вы увидите стоит ли вам бороться. Если стоит, то обращайтесь сразу не в суд, а к финансовому омбудсмену (сейчас такие правила), а если это не даст результата (редко не дает), то тогда пишите досудебную претензию и потом (если по ДП результата не будет) подавайте иск в суд.
Всего вам доброго, Кристина.
Евгений
Добрый день.
На парковке кто-то влетел в зад, плюс поцарапали все бочину. Агент от страховой приехал, осмотрел видимые повреждения, сказал, что можно везти в ремонт, и позвать его еще осмотреть скрытые (т.е. свой ремонт не предлагали). Машину отдал на сервис, починили. Со страховой просто приходит сумма 50тр на счет (никаких документов по оценке не присылали), при этом ремонт обошелся в 75 (с китайским бампером, в общем, без излишеств).
Что можно сделать в такой ситуации? (почитав, понимаю, что не нужно было ни в какой ремонт везти, но что сделано — то сделано)