Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами снова я, Кулик Илья и сегодня расскажу вам как восстановить КБМ вашей автогражданки.
После двукратного повышения тарифов по ОСАГО на коэффициент бонус-малус (КБМ) водители стали обращать много больше внимания, нежели ранее, когда страховки были почти копеечными. Теперь скидку по КБМ большинство автомобилистов учитывают в своем бюджете и соответственно прилагают больше усилий для повышения страхового класса.
Однако зачастую, после очередного страхования, при замене прав и в некоторых других случаях, значение КБМ, после его перепроверки, оказывается необоснованно завышенным, что автоматически увеличивает стоимость полиса.
Это ведь вам ни к чему?
С помощью советов из данной публикации вы сможете восстановить положенные вам баллы КБМ и даже вернуть деньги, несправедливо переплаченные страховщикам.
Статья в тему: КБМ в полисе ОСАГО: что это такое, для чего он нужен и к чему обязывает + таблица значений
Содержание
- 1 Причины возникновения ошибок при начислении КБМ
- 2 Восстановление КБМ
- 3 Полезные советы
- 4 Заключение
Причины возникновения ошибок при начислении КБМ
Иногда водители, при продлении автогражданки, обнаруживают, что сумма платежа необоснованно выросла, а скидка не соответствует наработанному классу и КБМ: она не повысилась до ожидаемого значения, резко уменьшилась или исчезла вовсе.
На этот счет, предварительно, следует знать, что с июля 2014 г. сведения по предыдущему страховому периоду, для корректного расчета КБМ и страховой классности водителя, берутся исключительно из общей для всех страховых компаний (СК) базы.
База АИС РСА (Автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков), может содержать различного происхождения неточности данных, приводящие к последующим некорректным расчетам.
Но вам следует иметь в виду, что наиболее часто водитель просто неверно понимает принципы расчета КБМ – что является не реальной ошибкой, а недоразумением. То есть, при подозрении на ошибку страхователь не должен исключать и себя из круга предполагаемых причин. Ведь человеческий фактор всегда нужно учитывать, верно?
Возможные причины уменьшения скидок, не связанные с ошибками
Оформление неограниченного ОСАГО
Вы должны знать, что если предыдущие страховки были обычные (с ограниченным перечнем лиц-водителей), то по установленным правилам, все наработанные ранее страховые баллы учитываются только в случае использования одного и того же транспортного средства (ТС).
То есть, при оформлении данной страховки ФИО водителя и его ТС (марка/модель, VIN-код и т. п.) должны полностью совпадать с указанными в предыдущих полисах. В этом случае вам сохранят классность и КБМ. В ином (например, при покупке нового автомобиля) ваш класс будет обнулен до стандартного третьего (КБМ = 1).
Допуск к управлению несколькими автомобилями
Если водитель внесен в другие полисы ОСАГО, то в них его наработанные баллы могут не учитываться в соответствии со своими значениями, если они выше чьих-то других, указанных в этом же полисе.
У разных полисов, даже принадлежащих одному водителю на разные авто, могут быть разные баллы по скидкам (КБМ, классы), в зависимости от того, какие баллы имеются у вписанных водителей.
Общее правило: в страховке с несколькими допущенными к управлению водителями значение КБМ берется от того водителя, у которого оно наименьшее. Сегодня, с введением в действие общей базы АИС, укрыть наличие внесения водителя в другую страховку (например, сменой страховщика) не удастся.
Приведу пример: Супруг и супруга имеют каждый по автомобилю. У супруга значение КБМ = 0.5 (максимальное), а у супруги всего 0.95. Супруга вписана в страховку своего мужа. Поэтому стоимость полиса для супруга и его машины будет рассчитываться в соответствии с КБМ супруги – равным не 0.5, а 0.95.
Прерывание страхового стажа и внесение изменений в полис
Как известно, водительский страховой стаж начисляется на основе непрерывности безаварийного вождения (за полные 12 месяцев) и перерыв в нем сроком более года ведет к обнулению накопленных страховых баллов.
Страховые баллы увеличиваются на 5% скидки ежегодно (при условии безаварийной езды), но это увеличение не начисляется при покупке страховки на срок менее 12-и месяцев и при внесении в полис изменений (например, допуск к управлению ТС другого водителя).
Характерные причины возникновения большинства ошибок
Смена водительского удостоверения
Это весьма распространенная причина, приводящая к некорректному расчету баллов страховщиком. Вина тут лежит большей частью на водителе, т. к. права являются личным документом, со всей вытекающей ответственностью.
Чаще всего меняют права женщины (при смене фамилии), они же обычно и забывают выполнить правило: если водитель поменял права, то он обязан известить об этом своего страховщика. Ох уж эти женщины…
В результате, при очередном страховании, у нового страховщика предоставляемые сведения приведут к несовпадению со старыми, имеющимися в базе РСА.
И это приведет даже не просто к ошибке, а вообще к полностью законному началу новой страховой истории, т. к. по АИС РСА данный водитель будет считаться уже другим человеком.
Ликвидация страховой компании
Если страховая компания ликвидирована (например, по банкротству, отзыву лицензии и т. п.) до того, как она передала ваши данные в систему АИС, то, естественно, возникнет пробел в страховом стаже, могущий привести к потере баллов.
Внесение в базу АИС ваших данных должны выполняться на обязательной основе в конце каждого страхового года и это прерогатива страховщиков, а не РСА, который является лишь страховым арбитром.
Конечно, на протяжении года всякое может случиться, в том числе и ликвидация вашей страховой компании, которая может халатно отнестись к процедуре прекращения деятельности и не отправить в АИС имеющиеся сведения.
Человеческий фактор
А это самые настоящие ошибки, совершенные страховыми агентами. Тут критично правильное заполнение персональных идентификаторов: ФИО, даты рождения и т. п. Даже одна неправильная буква или цифра может привести к неверному или проблемному чтению системой АИС ваших данных.
При неверном чтении (это не очень часто случается), например в результате искажения фамилии, АИС может принять вас за другое лицо. А при проблемном, когда система сама обнаруживает какую-либо неправильность или несовпадение, она помечает вашу директорию как ошибочную.
В обоих случаях, при последующем страховании, баллы будут обнулены, поэтому будьте внимательны при предоставлении своих данных агенту и контролируйте этот процесс.
Восстановление КБМ
Предварительные действия
Восстанавливать КБМ можно несколькими способами. Все они основаны на официальных обращениях в различные организации.
Но прежде чем делать эти запросы вам нужно к ним предварительно подготовиться:
- Собрать документы;
- Определить кто и когда допустил ошибку.
Документы
Вам нужно собрать необходимые документы, перевести их в электронные скан-копии и распечатать бумажные варианты – они понадобятся как приложения к последующим электронным и почтовым запросам.
Вот список необходимой в данном случае документации:
- Личный паспорт – скан и ксерокопия первого разворота;
- Водительское удостоверение – полный скан и ксерокопия;
- Страховые полисы – полный скан и ксерокопия всех экземпляров, которые у вас есть.
В случае, если у вас нет старых полисов (они безвозвратно утрачены в бумажном и цифровом виде), тогда набирайтесь терпения и обращайтесь в каждую вашу страховую компанию за соответствующей справкой по имевшемуся договору.
Отказать вам в подобном СК сегодня права не имеют и обязаны предоставить документ течение 5-и дней. Эти справки заменят утраченные полисы в процессе восстановления КБМ.
Поиск ошибки
Вам нужно постараться самостоятельно определить каким страховщиком и в какой момент была допущена ошибка (хотя бы приблизительно) – это существенно ускорит процесс восстановления.
Для этого выпишите имеющиеся у вас данные: даты заключения страхового договора в привязке к каждому вашему страховщику. Затем, на каком-либо онлайн-сервисе проведите проверку-поиск КБМ.
В самих полисах ОСАГО КБМ обычно не прописывается (иногда класс и КБМ вносятся в особые отметки, но далеко не всегда), из-за этого его нужно определять для каждого года самостоятельно, причем проверка нужна по каждому месяцу каждого страхового периода.
Но это не всегда требуется – если вы ранее каждый год проводили сверку стоимости ОСАГО по онлайн-калькулятору и точно знаете, что все было нормально, то причиной некорректности страховых баллов будет самый последний договор.
А если ежегодных проверок не было, тогда пробивайте все периоды, начиная с недавнего. Найдя ошибочное несоответствие не останавливайтесь и проверяйте дальше – оно может быть не единственное.
Внимание! При расчетах учитывайте изменение тарификации по ОСАГО за последние годы.
Теперь можно переходить непосредственно к восстановлению КБМ. Готовы? Тогда вперед.
Процедура восстановления
Процедура восстановления КБМ сегодня проходит намного легче, чем ранее – обычно для этого достаточно обращения в одну, реже в две организации. Это связано со строгой позицией в данной области Центробанка РФ, который имеет множество мощных рычагов давления на любые страховые компании.
Так, в 2015 г. «Росгосстрах» был временно лишен ЦБ РФ лицензии на выдачу ОСАГО из-за непрозрачных методов ведения страхового дела и большого числа жалоб от населения.
Этот серьезный акт стал показательным для всех остальных менее значимых компаний, которые теперь стараются не жульничать, а честно разбираться и восстанавливать положенные водителям баллы, т. к. на кону слишком крупная ставка – лицензия страхового бизнеса.
Вот оптимальная на сегодняшний день последовательность обращений в организации для восстановления КБМ:
- Обращение в страховую компанию;
- Жалоба в ЦБ РФ;
- Жалоба в РСА;
- Дополнительные возможности.
Давайте рассмотрим все это более подробно.
Обращение в страховую компанию
Из вышеприведенного списка наиболее действенным является жалоба в Центробанк, но обратите внимание, что он стоит на втором месте. И это неспроста, т. к. теперь предполагается, что основная масса проблем по восстановлению КБМ будет решаться самими страховщиками.
С 1 декабря 2015 г. им официально вменено в обязанность рассмотрение и решение возникающих проблем страхования по обращению граждан.
За игнорирование таковых предусмотрены серьезные санкции. Таки взялось государство за давно наболевшую проблему, что радует. Согласны? Теперь для восстановления КБМ можно обращаться в свою нынешнюю, или даже выбранную будущую страховую компанию.
Официальный сайт приличной СК должен иметь специальную онлайн-форму для обращений граждан, в том числе и по вопросу восстановления КБМ, с возможностью загрузки необходимой документации в электронном виде.
Если на сайте вашей СК подобной формы не оказалось, то тогда отошлите им по электронной почте соответствующее заявление на имя генерального директора компании. Это заявление составляется в свободной форме, а как образец можно использовать бланк аналогичного обращения в РСА, поменяв у него детали шапки.
Полезный совет:
На данном этапе, для генерации у работников СК большего энтузиазма, не лишне будет одновременно направить обычный почтовый запрос по физическому адресу страховщика, с уведомлением о вручении и перечнем вложения распечаток и документов. Ну и в электронном письме стоит упомянуть о дублировании вашего обращения.
Образец заявления в страховую компанию — скачать.
Жалоба в ЦБ РФ
Если в 30-дневный срок никакого решения от СК, в которую вы обратились не последовало, тогда вы в полном праве применить «тяжелую артиллерию» – обращение с жалобой в Центробанк России.
Однако учтите, что Центробанк будет рассматривать вашу жалобу по полисам ОСАГО, действие которых закончилось не более, чем один год назад, хотя сам запрос этой организации в СК будет касаться всех имеющихся у неё договоров на ваше имя.
Пошаговая инструкция подачи жалобы через сайт ЦБ — 4 простых шага
Шаг 1
На официальном сайте ЦБ зайдите на страницу «Информация об ОСАГО»
В ее низу перейдите по ссылке «Подать жалобу»
Шаг 2
На открывшейся странице, в разделе «Страховые организации» кликните на ссылку-подраздел «Неверное применение КБМ»
Шаг 3
В открывшейся форме нажмите кнопку «Нет, перейти к подаче жалобы» и внесите в соответствующие поля заранее заготовленные данные: официальное название вашего страховщика, текст жалобы, дату, адрес приобретения полиса, регион. Загрузите приготовленные сканы документов.
Шаг 4
На второй странице введите информацию о себе и контактные данные.
Ваша жалоба будет рассмотрена службой ЦБ в течение 10 дней (вполне терпимый срок). За это время будут направлены официальные запросы вашему страховщику, которые он не посмеет проигнорировать.
Можно написать жалобу и обычным образом. Вот образец подобного документа.
Жалоба в РСА
Данная возможность представляется как дополнительная, если по каким-либо причинам первые две не сработали, что случается редко. Следует понимать, что эта организация, несмотря на находящуюся под ее юрисдикцией базу АИС, не вправе вносить в нее изменения.
Но РСА имеет весьма действенный набор рычагов воздействия на СК, поэтому вполне может принудить их к выполнению своих обязательств перед страхователями.
Для обращений граждан на официальном сайте РСА есть специальная страница со всей необходимой информацией. Там указана почта, по которой следует отправлять жалобу и ссылки на скачивание актуальных бланков для обращений.
Дополнительные возможности
Иногда, в каких-то редких случаях, может случиться так, что все три вышеуказанных метода не сработали. Всякое бывает, правильно?
Но если вы все так же уверены в своей правоте, то, с наличием собранных документов, официальных отказных ответов, просто почтовых уведомлений о вручении обращений и жалоб, вы вправе подать иск в суд.
Как вариант, параллельно жалобы можно разослать в Роспотребнадзор, ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) и Общество защиты прав потребителей – на официальных сайтах данных организаций присутствуют специальные страницы для обращений граждан.
Есть еще одна весьма интересная для многих возможность: с недавних пор некоторые страховщики, дабы переманить к себе клиентуру, предлагают водителям бесплатное восстановление КБМ на профессиональном уровне (если это правомерно, конечно), при условии покупки у них очередного полиса ОСАГО.
Такие услуги предлагает, к примеру, питерская «Osago Spb» и некоторые другие компании. Иногда подобным промышляют отдельные страховые брокеры.
Возвращение переплаченных средств по некорректному КБМ
Что ж, с возвратом КБМ мы разобрались. Но ведь у некоторых водителей остается еще и неоплаченный должок от страховщиков в сумме всех незаконно присвоенных денег по неправильным скидкам (или их отсутствию). И подобный долг порой бывает весьма немаленький.
А можно ли его со страховщиков стребовать? Оказывается, можно!
Вот что для этого нужно делать:
- Сперва необходимо восстановить свой КБМ.
- Если вы восстанавливали КБМ со страховщиком, то тогда нужно дополнительно попросить их произвести перерасчет всех платежей, определить сумму, которую они вам по ошибке задолжали и предложить ее возместить. Если компания серьезная и дорожит своей репутацией, то особо упираться они не станут и все пройдет миром.
- Но если у вас в самом начале возникали осложнения со страховщиком и приходилось привлекать ЦБ РФ, то оттуда, после обработки вашей жалобы, на ваш физический адрес должно было прийти уведомительное письмо, содержащее полный перерасчет страховых премий за все время и конечная сумма к возмещению.
- Если ваш страховщик КБМ восстановил сам, но от выплат задолженности отказался, тогда пишите жалобу в Центробанк и ждите уведомительного письма.
- Когда письмо-уведомление будет у вас на руках, снимите с него копию и напишите заявление на возврат излишней части страховой премии в двух экземплярах. Вот образец подобного заявления.
Затем подготовьте два пакета документов.
Первый – его вы предъявите в страховую компанию:
- Оригинал уведомительного письма ЦБ РФ;
- Оригинал заявления на возврат денег;
- Ваши банковские реквизиты.
Второй – его вы оставляете себе:
- Заверенная копия уведомительного письма ЦБ РФ;
- Заверенная копия заявления на возврат денег.
С обоими пакетами идите в СК, где каждый документ последнего пакета (вашего) должен заверить работник страховой компании, которому вы вручили первый пакет: что-то вроде «Документацию принял. Должность, ФИО, дата и роспись.
На этом все – ваши переплаченные кровные страховщик по закону обязан вернуть в двухнедельный срок на указанный счет.
Интересно, что по опыту некоторых автомобилистов, обращавшихся за возвратом денег, они были первые кто предъявлял подобные претензии (так им с удивлением объявляли в СК). Наверное, люди, вернув свои баллы, считали это уже неплохим достижением и не предпринимали попыток идти дальше. Вот такие дела.
Если вы хотите узнать дополнительные подробности о восстановлении КБМ, то они имеются вот в этом видеоролике:
Полезные советы
- При покупке очередного полиса ОСАГО, если в течение прошедшего года вы меняли ВУ, в поле «Особые отметки» обязательно нужно внести уведомление об этом с серией/номером старого удостоверения.
- Чтобы страховые менеджеры не делали ошибок, предоставляйте им самостоятельно переписывать все сведения из документов, а не диктовать их. После проверьте правильность внесенных данных. Это особенно касается случаев страхования внештатными агентами.
- Имейте в виду, что с 2011 г. страховщик не в праве лишить вас страховых баллов, даже при всех утраченных свидетельствах, данные которых можно восстановить по соответствующим запросам.
Заключение
Теперь вам известно, что КБМ восстановить можно тремя основными способами и что сейчас страховые компании относятся к этому более щепетильно, нежели ранее. Также вы уяснили, что после процедуры восстановления не нужно скромничать и забывать о причитающейся к возврату сумме переплаты.
Может быть у кого-то из вас были интересные случаи, касающиеся восстановления КБМ ОСАГО и вы желаете о них рассказать? Тогда комментарии и внимание читателей моего блога к вашим услугам.
На сегодня все, уважаемые автомобилисты. Ждите новых полезных публикаций, подписывайтесь для удобства на их обновление, жмите кнопки социальных сетей и аккуратно водите автомобили, накапливая максимальные скидки по КБМ!
Здравствуйте Илья и Игорь! Сохраню я свой КБМ ,если с декабря 2016 не страховался ,но сейчас впишусь в чужую страховку? Спасибо!
Здравствуйте, Леонид.
Перерыв в страховании по ОСАГО без потери наработанных баллов допускается сроком до одного года. В вашем случае время еще есть, и вы не потеряете баллы КБМ т. к. их расчет привязан к водителю (точнее к его водительскому удостоверению). Но имейте в виду – если полис предусматривает ограниченное количество допущенных к управлению лиц, то водитель, претендующий на скидку, должен быть вписан в страховку с первого дня её действия. При добавлении водителя в ОСАГО уже после начала действия договора, КБМ за неполный год в следующем году для них учтён не будет.
Также, согласно п. 5 Примечаний к п. 2 Приложения № 2 к Указанию Центробанка N 3384-У,
По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению ТС, и управление этим ТС только указанными основным страхователем водителями, их страховой класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению
ТС. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3.
Если же предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению ТС, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником ТС.
Всего вам доброго, Леонид.
Здравствуйте, потерял бонус-малус в 2012 году, как ,наверно, многие не обратил на это внимания, т.к. полис стоил недорого. В этом году обратился в ЦБ по данному вопросу и получил следующий ответ:
«...проведена проверка...по результатам которой в АИС РСА внесены корректные сведения... о присвоенном Вам по договору ОСАГО серии...№... значении КБМ, равном 0,6...».
Т.е. на дату утери бонуса все исправлено (проверял). И все бы хорошо, но дальнейшее содержание письма меня мягко говоря удивило:
«В соответствии с пунктом 10 примечания 1 раздела 1 Страховых тарифов...учитывается информация по договорам..., прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования. Таким образом...не следует, что ООО „Зетта Страхование“ на дату заключения договора ОСАГО серии...№...применило в отношении Вас некорректные значения КБМ».
И, естественно, все дальнейшие неправильные значения КБМ по мановению руки
чиновника из ЦБ РФ легализовались и стали правильными...
Здесь следует уточнить, что и предыдущий полис (тот, где была допущена ошибка) получал в той же компании «Зетта Страхование». Т.е. по логике чиновника из ЦБ РФ если компания в прошлом году выписала полис с ошибочными данными (и это признано и подтверждено), то в следующем году она с чистой совестью может считать эти неверные данные — правильными?!
Просьба прокомментировать данную ситуацию и подсказать как быть дальше. Заранее спасибо!
Здравствуйте, Роман.
Вполне возможно, что в тексте ответа была опечатка (вместо «следует» прописано «не следует»). Указанный пункт 10 Примечаний вполне ясен:
«Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.»
И если вам все восстановили, то это очень хорошо т. к. как раз 2012 год был рубежным по АИС РСА и для многих страхователей их данные сохранены не были. Даже в 2013 г. еще были технические ошибки и потери данных. Также вызывает удивление успешное рассмотрение Центробанком такого застарелого дела.
Всего вам доброго, Роман.
Подскажите пожалуйста что делать если страховые компании в которых я оформлял ОСАГО обанкротились. Полисы не сохранились. Куда обращаться за справками?
Здравствуйте, Евгений.
Я так понимаю, вас интересует ваш КБМ. То, что все ваши страховщики прекратили деятельность не означает потерю ваших данных. С 2012 года данные по обязательному страхованию хранятся в единой информационной системе (АИС РСА). Чтобы получить необходимые справки в сложных случаях (полисы утрачены никаких данных по ним нет) нужно обратиться в региональный офис этой организации. Это можно сделать лично или запросом через заказное письмо. Но перед обращением в РСА проверьте состояние ваших дел по части КБМ через онлайн-форму РСА: dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm.
Спасибо.
Илья, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать в такой ситуации. Приобретая отцу электронный полис ОСАГО в ноябре 2017, выяснила, что его кбм 0,95. Решили, что это из-за смены прав (08.10.16 были выданы новые). По жалобе в страховую кбм изменили на 0,75; причины, почему не вернули 0,5 — не сказали, так решило РСА. Написали жалобу в ЦБ — они посчитали 0,75 корректным без аргументации. Стала проверять кбм отца по разным датам и обнаружила, что на дату запроса 10.10.15 его кбм 0,85 и якобы было ДТП 26.01.15, страховщик Московия, это номер моего полиса, в который еще вписан и отец. Но на дату 10.10.16 его кбм уже 0,5 и указан мой новый полис Московии. В 2017 в моем следующем новом полисе Московия также стоит кбм 0,5. Не стоит и говорить, что никакого ДТП не было. Однако сервис показывает, что в полисе отца Росгосстрах на 26.10.16 применяет кбм 0,8 (так хоть стало понятно, откуда взялся 0,75). Потом новые права не отражаются в базе, а другой страховщик на 2017 год применяет кбм 1. По телефонам Московии говорят, что она обанкротилась. Как теперь можно получить информацию, была ли выплата по полису Московии (ДТП не было точно!)? И что вообще делать дальше? Это уже похоже на мошенничество
Здравствуйте, Мария.
В конце июля 2017 г. у страховой компании «Московия» была отозвана лицензия (за финансовые нарушения). А в октябре по начатой процедуре введения конкурсного управления эта СК официально признана банкротом. В январе данный страховщик признан банкротом. На данный момент компания находится на стадии инвентаризации. То есть сама компания хоть и обанкротилась, но еще действует в дефолтном режиме под внешним управлением. Вам нужно обращаться на адрес конкурсного управления СК «Московия». Это государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ИНН 7708514824, адрес: 109240, г. Москва, ул. Высоцкого, д. 4). Адрес для приема почтовой корреспонденции, в том числе требований кредиторов: 127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 59, стр. 2.
Конкурсный управляющий – Жилов Никита Михайлович.
При этом, согласно Приложению к приказу Генерального директора государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» № 20/1/1210 (от 12.10.2017), конкурсное управление, кроме прочего, наделяется:
— Согласно п. 5 Приложения – представлять страховую организацию в отношениях с физическими и юридическими лицами.
— Согласно п. 7 Приложения – получать ответы на письма, справки, свидетельства, выписки, отчеты, уведомления и иные сведения и документы.
То есть вам именно по этому адресу обращаться – там обязаны решить вашу проблему.
Всего вам доброго, Мария.
Спасибо! Попытаюсь обратиться
Здравствуйте! За 2012 года у меня был класс 11 (ограниченное вождение). В 2013 году я продал машину купил новый автомобиль и в страховке стал класс 3. Естественно в те годы этому не предавалось значение. Сейчас наткнувшись на Вашу статью возник вопрос правильно ли со мной поступили, ведь полис выдается на водителя, а не на автомобиль. Спросил у страховщиков, мне сегодня надо продлевать ОСАГО, они сказали : "В настоящее время полис выдается в электронном виде, Росгосстрах теперь к физическим лицам отношения не имеет, звоните в РСА и узнавайте все там, если не нравиться забирайте деньги и ищите другую страховую компанию. Вот так они держаться за безаварийных клиентов((
Здравствуйте, Сергей Вениаминович.
По поводу ответов СК:
«В настоящее время полис выдается в электронном виде…» – в настоящее время СК обязали выдавать е-ОСАГО, только и всего. Полного перехода на электронное ОСАГО нет – бумажные полисы по-прежнему выдают в т. ч. и в Росгосстрахе.
«Росгосстрах теперь к физическим лицам отношения не имеет…» – это просто бред, с которым должно разбираться начальство нерадивого менеджера в дисциплинарном порядке. Интересно было бы получить подобный ответ в официальном письменном виде.
«Звоните в РСА и узнавайте все там…» – если вы на протяжении всех этих лет заключали полис ОСАГО в одной и той же страховой компании, вам нужно обратиться в офис СК с соответствующим письменным заявлением. Если обслуживающие вас страховые компании менялись, то лучше сразу обратиться в РСА, а потом в свою СК. Но в любом случае СК (старая или новая) обязана рассматривать поступившие претензии от клиентов – это ее прямая обязанность, о чем сообщает официальный портал РСА: «С 01 декабря 2015 года осуществляется новый, упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ. При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС РСА, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее».
Но по КБМ года у вас проблемные – АИС РСА была внедрена на обязательном принципе внесения данных с 1 января 2013 года. А до этого СК могли вносить туда данные в добровольном порядке. Сама же АИС РСА создана в 2011 г. Поэтому КБМ за указанные вами года мог сгореть безвозвратно (если данные по нему не сохранены в региональном офисе вашей СК).
«…забирайте деньги и ищите другую страховую компанию» – с этим ответом лучше обратиться в центральный офис – данного менеджера вполне могут уволить за намеренное нанесение вреда компании.
«Вот так они держаться за безаварийных клиентов» – сама компания держится (т. к. в нынешней конкуренции деваться некуда), но тут дело не в компании, а в отдельно взятых работниках, которым плевать на интересы компании.
Всего вам доброго, Сергей Вениаминович.
Являюсь владельцем авто, ОСАГО была оформлена на неограниченное число лиц. На моем авто была совершена авария другим лицом. С меня сняли баллы. Правомочно ли?
Здравствуйте, Николай.
Да, баллы понизили правомерно. Если у владельца ТС имеется неограниченное ОСАГО (открытый полис), то баллы за безаварийное вождение привязываются не к водителям (основной владелец + вписанные в полис ОСАГО возможные оперативные владельцы – водители, допущенные к управлению ТС), по вине которых СК произвела выплаты, а к автомобилю и соответственно к его основному владельцу. С которого и снимаются баллы, даже если он не находился при происшествии за рулем, что естественно т. к. за рулем авто при открытом ОСАГО может находиться кто угодно в т. ч. водители, вообще не имеющие полиса ОСАГО.
Всего вам доброго, Николай.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой должен быть кбм у водителя, если на данный момент мне полных 24 года, полных 5 лет стажа безаварийного вождения, авто не менялось, страховалась ежегодно, не пропуская. Единственное, самый первый год была страховка без ограничений, последующие с ограниченным числом. Заранее благодарю!
Здравствуйте, Анастасия.
Для расчета КБМ имеются специальные онлайн калькуляторы. Их в сети много, например, вот ссылка на официальную странимцу подобного калькулятора от РСА: (www.autoins.ru/osago/rasc...ago/kalkulyator/). Для точного расчета вашего КБМ вы не предоставили всех необходимых данных – что нужно для расчетов (кроме страхового стажа и возраста), вы увидите в соответствующих полях калькулятора. При этом, если у вас был переход с неограниченного ОСАГО на обычный полис, то баллы могли быть пересчитаны некорректно, особенно при одновременной смене СК. Данный вопрос (если после расчетов на калькуляторе баллы окажутся заниженными) нужно решать со страховщиком – в подобных случаях они вносят коррекцию в ручном режиме.
Всего вам доброго, Анастасия.
Большое спасибо за информацию! Судя по данным на сайте РСА, наш КБМ исправили, теперь буду пытаться вернуть деньги, очень помогает ваша статья!
Может кому-то пригодится: в базе РСА водитель указан с другим годом рождения, когда заметили — решили в следующем полисе исправить. За новый полис с правильными данными пришлось заплатить по полной, без скидки, т.к. поздно начали всю эту канитель с заявлениями/исправлениями. На заявление в эл.виде, к которому были приложены все необходимые документы + данные по водителю с правильным и неверным годом рождения с сайта РСА (!), страховая отписалась, мол, РСА ничего не нашли (!), обращайтесь непосредственно к ним. Минуя ЦБ, написала заявление в РСА. Опять приложила все документы + ранее поданное заявление в страховую. Никакого ответа не последовало, написала РСА еще раз через 5 дней, ответили, что заявление зарегистрировано за номером таким-то, ответа ждите дополнительно. Ещё через 7 дней — ответа нет, но на сайте РСА КБМ уже стоит правильный. Жду ответ от РСА, потом буду писать в страховые про возврат денег.
Здравствуйте, Татьяна.
Да, в Центробанк для исправления ошибок (в т. ч. по КБМ) обращаться не нужно – туда стоит обращаться при наличии каких-либо жалоб на работу СК. РСА же при ошибках в данных тоже не панацея т. к. по закону РСА, хоть и имеет доступ к базе АИС РСА, но не имеет права вносить изменения в эту базу. Поэтому при обращении в эту организацию вы инициируете цепочку «Заявитель – РСА – страховая компания – РСА – заявитель». РСА перепроверяет данные по вашему полису и если проблема имеется, то перенаправляет ее в вашу СК для решения. Потом, после решения проблемы, СК отчитывается перед РСА, а уже РСА перед вами. Вот почему все это занимает время и имеются ситуации, когда исправления внесены, а РСА еще не дало ответ. Чтобы ускорить процедуру, РСА давно советует страхователям решать проблемы по исправлению.ошибок в данных непосредственно со страховщиком. Даже в том случае, если вы сменили СК – новый страховщик обязан решить вашу проблему, которая возникла в старой СК (ранее стандартной отговоркой было «идите решать в старую СК»). Но для этого обязательно нужно официальное обращение в СК с заявлением (письменным или электронным) – без заявления от проблемы могут просто отмахнуться, ограничившись какой-либо отговоркой. На данный счет РСА, на своем официальном сайте, вывесило объявление для страхователей, текст которого специально выделен красным шрифтом. Ознакомиться с оригиналом можно на сайте РСА (www.autoins.ru) по пути: «Главная – ОСАГО — Сведения для страхователей и потерпевших — В помощь страхователю — Порядок применения коэффициента «бонус-малус»» или по прикрепленному ниже скриншоту.
Всего вам доброго, Татьяна.
Здравствуйте. Поменял права и внес изменения в полис в личном кабинете СК. А через месяц проверил КБМ на сайте РСА. Стало 1 а было 0.5.
Полис электронный. Восстановить можно? Спасибо.
Здравствуйте, Леонид.
Сведения о новом ВУ должны быть внесены в базу РСА. Вносить такие данные корректно лучше с помощью оператора СК, имеющего прямой доступ к базам ЕАИСТО РСА. Данные внесенные через личный кабинет могут сгенерировать ошибку. Но дело это поправимое – вам нужно подать заявление в свою СК с объяснениями о том, что произошла смена ВУ и по КБМ система выдала ошибочное значение. В заявлении укажите серию и номер нового и старого ВУ, даты. За восстановлением КБМ можно обращаться: в РСА; в страховую компанию; Центробанк; к частным брокерам; использовать услуги интернет-компаний.
Всего вам доброго, Леонид.