Range Rover Sport

28 Техосмотр

Диагностическая карта для ОСАГО – что это такое и зачем она нужна?

Я приветствую всех посетителей и подписчиков блога Kulikavto, и сегодня расскажу, что такое диагностическая карта для ОСАГО и для чего она требуется.

Ведь немало водителей, особенно начинающих, слыша термины: «технический осмотр» (ТО), «талон ТО», «диагностическая карта» (ДК), «ТО для ОСАГО» и т. п., путаются в названиях и зачастую не знают, что им из всего этого нужно.

Данная статья даст вам простые и понятные ответы на ряд связанных с подобными названиями вопросов, и вы поймете почему диагностическая карта тесно связанна с покупкой как обычного, так и электронного полиса ОСАГО, который, в его полноценном виде, без этого документа вам не получить.

Статья в тему: Как купить диагностическую карту для ОСАГО без осмотра авто? Гарантия качества + скидка!

Поменялось многое, но не сама суть технического осмотра

Скажу сразу, что талон технического осмотра и диагностическая карта в общих чертах одно и тоже – просто в силу развития автомобильного законодательства диагностическая карта (ДК) пришла на смену талону технического осмотра (ТТО), на чем я подробнее остановлюсь ниже.

А тут я вкратце расскажу про сам технический осмотр (ТО). Вопреки некоторым слухам, сама суть ТО поменялась мало – все автомобили, которые претендуют на допуск к передвижению по дорогам общего пользования, обязаны пройти проверку на техническое соответствие параметрам, при которых подобный допуск возможен.

Иначе говоря, если ваша машина в весьма печальном техническом состоянии, то она вряд ли пройдет технический осмотр и получит допуск к движению на дорогах. Почему? Потому, что это продиктовано простым здравым смыслом: транспортное средство (ТС) может иметь технические неисправности, которые могут прямо влиять на уровень безопасности его передвижения.

Просто и понятно, согласны? Подобные нормы действуют во всем мире и для удостоверения технической состоятельности ТС, позволяющего ему передвигаться по дорогам общего пользования, выдаются специальные документы.

Какой документ сейчас удостоверяет пройденный ТО и как он выглядит?

Диагностическая карта – документ, сменивший техталон

В СССР, СНГ и до 2011 г. в России документом, который удостоверял соответствие ТС требованиям техосмотра, был талон ТО. На данный момент в РФ роль ТТО выполняет диагностическая карта. Но ДК, несмотря на идентичность с ТТО по выполняемым функциям, внешне существенно от него отличается.

ТТО выпускался на основе единой формы по технологии изготовления документов, требующих наличия защиты против подделок уровня «Б» (согласно приказу Минфина РФ № 14, от 2003 г.): микроструктура, голограммы, скрытая маркировка и т. п. Этот документ имел вид небольшой двусторонней карточки (105 х 74 мм), зеленого оттенка с десятизначным уникальным цифровым идентификатором.

Что представляет собой диагностическая карта, как документ?

Диагностическая же карта представляет собой простую принтерную распечатку формата А4, которая может иметь некоторые отличия в структуре построения документа: цвет, шрифт, табличная разметка и т. п. Это тоже двустороннее удостоверение, содержащее блоки с общей информацией о ТС, состоянии его отдельных узлов/деталей и экспертное заключение по ним.

При оформлении ДК к распечатке не применяется никаких степеней защиты, кроме мокрой печати и подписей, что придает этой бумаге силу удостоверения. А где же проверять подлинность документа?

Сегодня достоверность внесенных в него сведений возможно проверить онлайн в специальной базе данных ЕАИСТО, по которой сверяется уникальный номер, присваиваемый каждой диагностической карте и состоящий из 15-и или 21-й цифры.

Сегодняшняя ДК имеет как бумажный, так и электронный вариант:

  • Бумажный документ составляется в двух экземплярах – один водителю, другой остается у техэксперта.
  • Электронный вариант поступает в базу ЕАИСТО и хранится там в качестве основного е-документа, по которому в любой момент можно определить достоверность или срок действия бумажного варианта, а также сделать его заверенные копии.

Без успешно пройденного техосмотра страховщики обязательно откажут в предоставлении полиса, за исключением случаев временного страхования.

Почему ТТО был упразднен?

Этому есть множество причин, но одной из самых существенных было то, что талон техосмотра и процесс его получения из крайне нужного документа и очень полезной процедуры превратился в мощный генератор коррупции, которая выросла до таких пределов, что все положительные факторы, привносимые техосмотром в безопасность дорожного движения, встали под вопрос.

Range Rover Sport
Range Rover Sport. Взял тут: drive2.ru/r/landrover/1179592/

Приведу конкретные цифры, которые были официально озвучены в 2006 г.: согласно исследованию ВОА (Всероссийское общество автомобилистов), свыше 63% автомобилистам ТТО был выдан в обход установленных правил и законодательства, посредством взяток, решал, кумовства и т. п.

Такое засилье коррупции в данной сфере не осталось без внимания правительства и в 2011 г., под личным патронатом В. В. Путина, был начат процесс упразднения ТТО и его замены диагностической картой:

  • В июле 2011 г. приняли необходимые поправки в законодательную базу.
  • В августе 2012 г. получение удостоверений ТО старого образца было прекращено.
  • В августе 2015 г. было полностью упразднено действие ТТО как удостоверяющего документа о техосмотре.

Законодательная база технического осмотра

Вкратце пройдусь по законодательной базе.

На сегодняшний день основным нормативным документом, который отвечает за техосмотр ТС является Федеральный закон № 170, принятый 1 января 2011 г.

Называется он так: «Закон о техосмотре ТС и изменениях в отдельные законодательные акты РФ». Закон этот редактировали в 2013 и 2014 годах в результате чего получился вполне неплохой норматив, работающий больше на людей, а не на массу коррупционеров из МВД и ГИБДД.

По этому закону его действие (т. е. требование наличия ДК) распространяется на ТС с ДВС объемом свыше 50 см3 или электромотор боле 4 кВт мощности, если наивысшая конструктивная скорость этого транспорта превышает 50 км/ч.

Основные принципы нового законодательства о техосмотре

  • Полный доступ к сведениям по схеме и срокам проведения ТО.
  • Полное соответствие качества ТО установленным законодательством правилам и ответственность за их нарушения.
  • Полная свобода выбора автовладельцами учреждения экспертизы ТО.
  • Полная ответственность экспертов и экспертных учреждений ТО за выдачу заключения и за содержащиеся в нем сведения.
  • Свободное и здоровое конкурирование экспертных учреждений ТО между собой.
  • Полная доступность услуг по проведению ТО для собственников ТС, включая такие важные критерии, как цена и организационно-территориальный вопрос.

Выше вы прочитали, что закон внес изменения в некоторые нормативы. В какие? В «Закон об ОСАГО» (№ 40-ФЗ).

Главным новшеством тут стало то, что согласно ст. 5 п. 1 закона о ТО в закон об ОСАГО вносятся поправки, которые гласят, что отныне основные функции операторов техосмотра возлагаются на страховщиков и работающих с ними экспертные организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Это выбило почву из-под ног коррупции в ГИБДД, хотя отметьте себе, что оно не лишилось права проводить ТО, просто оно разделило его на конкурентной основе со всеми другими аккредитованными экспертными учреждениями.

База ЕАИСТО – что это такое?

Я тут упоминал про то, что все данные о пройденном техосмотре содержатся в специальной базе данных ЕАИСТО. Думаю, не будет лишне, если вкратце рассказать о том, что это такое.

ЕАИСТО расшифровывается как «Единая автоматизированная информационная система технического осмотра», созданная специально при реорганизации порядка прохождения ТО. Операторы техосмотра имеют к ней расширенный доступ, который с апреля этого года им персонально предоставляется от РСА (Российский союз автостраховщиков) и могут работать с базой через веб-интерфейс или специальный программный клиент.

Статья в тему: Система ЕАИСТО: что это такое, кто может с ней работать и как завести учетную запись

Зачем нужна ЕАИСТО?

Для взаимодействие с операторами ТО, которые могут входить в систему через официальный сайт. Однако и простым пользователям доступна проверка действенности своего техосмотра через онлайн-сервисы, подключенные к базе ЕАИСТО. Иногда такую процедуру не совсем точно именуют проверкой по базе РСА, однако ЕАИСТО, хоть и связана с РСА, но это отдельная обособленная база данных.

Сервисов этих немало в интернете. Ими так же просто пользоваться, как и подобными сервисами для ОСАГО по проверке КБМ или расчету стоимости полиса. Подробнее обо всем этом я расскажу в отдельной статье о проверке ДК по базе РСА ЕАИСТО.

Если же кто-то из вас желает во всех подробностях ознакомиться с положениями ЕАИСТО, то вы можете сделать это по данной ссылке. Там указана информация, которая очень пригодится тем, кто как-то связан с частной продажей полисов ОСАГО или КАСКО. Страховщики КАСКО, кстати, тоже в обязательном порядке требуют прохождение техосмотра, но это продиктовано больше коммерческими интересами, чем соблюдением законодательства.

В чем различия техосмотра для ДК и для ТТО?

Вам, конечно, будет полезно узнать в сравнительном порядке, чем отличается техосмотр для диагностической карты, от техосмотра для ТТО.

Range Rover Sport
Range Rover Sport. Взял тут: drive2.ru/r/landrover/1179592/

Вот эти отличия:

  • ДК привязана только к автомобилю, а не к его собственнику – для ТТО в качестве идентификатора авто указывались госномера ТС, а в ДК для этой цели указывается VIN-код или № кузова.
  • Действие ДК распространяется на всех собственников ТС до последнего дня указанного в документе срока включительно.
  • Больше нет лимита в сроках действия ТО для ОСАГО – ранее, для обязательного страхования необходим был ТТО, действие которого заканчивалось не позже 6-и месяцев до заключения нового страхового договора.
  • Нет надобности возить с собой – отменена норма вхождения ТТО в обязательный пакет дорожной автодокументации. Ранее карточку ТТО предписывалось прикреплять в нижнем углу лобового стекла авто.
  • Нет надобности доказывать подлинность или действенность ДК – все данные о ТО сейчас вносятся в единую базу и если требуется проверка, то она происходит онлайн по номеру документа, без участия водителя.
  • Упразднены наказания за отсутствие ТО – ранее, за неимение ТТО полагался штраф, снятие номеров или даже запрет эксплуатации ТС.
  • Отменена необходимость в прохождении ТО для новых авто (возрастом до 3-х лет) – ранее ТТО требовался даже для авто, которые совсем не были в эксплуатации, что, конечно, имело мало логики.
  • МВД и ГИБДД не контролируют прохождение ТО, выдачу и действенность ДК – теперь каждый оператор техосмотра отвечает сам за себя и проведение своей экспертизы. Купить левую ДК теперь труднее, да и дороже, т. к. операторы дорожат своей аккредитацией, законно приносящей им неплохую прибыль.
  • Получить ДК и пройти ТО теперь возможно в любом месте, независимо от пункта регистрации ТС, будь то Москва, СПб, Нижний Новгород, Волгоград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург или Краснодар.

Какие сроки действия у диагностической карты?

Тут в общих чертах все просто. Если техосмотр проводится для автомобиля, возраст которого составляет от 3-х до 7-и лет, то диагностическая карта выписывается на двухлетний период действия. Если же автомобилю более семи лет, то техосмотр и ДК будет действенны ровно год.

Range Rover Sport
Range Rover Sport. Взял тут: drive2.ru/r/landrover/1179592/

Про то, что авто в возрасте до 3-х лет не требуют ТО я уже говорил. То же самое, кстати, касается и всего мототранспорта. Но тут есть и некоторые нюансы. Согласно ч. 2, ст. 15 ФЗ № 170, грузовые автомобили подходят под это правило только если они имеют разрешенный максимальный вес до 3.5 тонн.

Есть и другие особые правила по срокам прохождения ТО для некоторых видов ТС, в зависимости от их конструкции, предназначения или сферы использования.

Согласно ч.1 ст. 15 ФЗ № 170, следующие ТС подлежат прохождению ТО каждое полугодие (6 мес.):

  • Спецтранспорт и его прицепы, назначение которых – перевозка грузов повышенной опасности.
  • Грузовой транспорт, который переоборудован для перевозки пассажиров, где более 8-и пассажирских мест, не считая водительского сиденья.
  • Весь транспорт, классифицируемый как автобусы.
  • Весь легковой транспорт, используемый в качестве такси.

К указанному транспорту, при отсутствии или недействительности техосмотра, продолжается применение штрафов и иных санкций.

Что еще? Еще нам осталось подробно разобрать процесс получения диагностической карты, но этот материал я логично поместил в отдельную статью. А тут я добавлю фото с наглядной тематической схемой.

Полезные советы

  • Первый технический осмотр ТС проводится всегда до заключения договора со страховщиком, обратите на это внимание.
  • Будьте осторожней с потенциальными мошенниками! Некоторые рекламные страницы в интернете предлагают диагностическую карту с доставкой на дом и по сниженным ценам. Зачастую это заканчивается выбрасыванием денег на ветер, т. к. в базу ЕАИСТО данные по таким ДК могут и не попасть.
  • Если действие вашей ДК закончилось, то при наступлении страхового случая страховщик может отказать вам в выплате возмещения, поэтому следите за сроками действенности ТО и проходите его вовремя.

Заключение

Итак, из этой статьи вы уяснили что на данный момент ТТО полностью заменен на ДК, которая выдается с гораздо менее строгими требованиями к владельцам ТС, и с много меньшей коррупционной составляющей.

Что думаете о диагностической карте вы? Нововведение ерунда и талон надо вернуть? У вас есть своё мнение?Расскажите о нём мне!

Ну и если есть что спросить по теме — пишите. На ваш вопрос наверняка у меня найдётся ответ.

 

Видео-бонус: 5 стихийных бедствий снятых на камеру. Десятки тысяч унесённых жизней. Огненный смерч, тайфун...

 

Чтобы иметь возможность отслеживать поступающий свежий материал, оформляйте подписку на блог – это сэкономит ваше время. Не забывайте делиться понравившимися вам статьями через соцсети с друзьями, ведь интернет обширен и помогая друг другу находить полезную информацию вы обоюдно облегчаете и ускоряете поиск решения ваших вопросов.

Спасибо за внимание, пока!

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Станьте первым!

Оставьте комментарий

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???: