63 Получение

Нужна ли по новым правилам водительская карточка, и что она из себя представляет? + Что такое личная карточка водителя на предприятии и карта для тахографа

Всем привет, Илья Кулик на связи! Услышали про водительскую карточку, что она должна быть у каждого, а сами её в глаза не видели? Не спешите бежать искать её сломя голову, лучше сначала прочитайте о том, зачем нужна водительская карточка что это такое и пригодится ли она вам.

Если хотите узнать, как решить вашу проблему или решить проблему гарантированно - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:
+7 (499) 403-35-47 - МСК и область
+7 (812) 602-74-17 - СПБ и область
+7 (804) 333-72-17 - для регионов (звонок бесплатный)
Это быстро и бесплатно!

Что это такое?

Водительская карточка – это документ, который является подтверждением получения лицом квалификации водителя и выдачи ему водительского удостоверения. В карточке водителя указываются:

  • личные сведения – Ф. И. О., дата и место рождения, адрес прописки, паспортные данные;
  • фотография;
  • информация о медицинской справке, полученной перед сдачей на права;
  • данные о прохождении обучения вождению – категория транспортных средств, название автошколы, документ, подтверждающий окончание водительских курсов;
  • результаты экзаменов в ГАИ – в карточках до 1997 года;
  • сведения о выданных водительских удостоверениях (В/У) – предусмотрена таблица с пятью строками, в которую заносится информация о каждом В/У при его выдаче.

Заполняется документ кандидатом в водители перед прохождением экзамена по вождению и отдаётся экзаменатору. После прохождения испытаний карточка выдаётся на руки новоиспечённому водителю вместе с правами и в дальнейшем хранится у него.

Когда нужна карточка водителя?

Как я уже упомянул, выдавалась она при сдаче экзаменов в ГИБДД и в неё заносились сведения о полученных удостоверениях водителя, а в ранних версиях также результаты экзаменов по управлению транспортными средствами. При получении водительских документов вместо потерянных или при обмене на основании этой бумаги выдавали новое В/У.

Вы, наверное, заметили, что, рассказывая о применении карточки водителя, я употребил прошедшее время. Это неслучайно. Да, ранее водительская карточка входила в обязательный список документов, предоставляемых в Автоинспекцию при получении водительского удостоверения. Но сейчас многое поменялось.

Старые порядки

Последний по времени официальный документ, предписывающий получение карточки водителя, датируется декабрём 1997 года и утратил свою силу с 2000 года. Это Инструкция, утверждённая Приказом МВД №860, разработанная в соответствии с постановлением Правительства №831.

Порядок сдачи экзаменов и получения прав, предписываемый этими нормативно-правовыми актами, во многом копировал Положение «О порядке допуска водителей …», принятое в СССР в 1987 году.

Причём даже до 2000 года при замене водительских «корочек» вместо карточки можно было предоставить любой другое подтверждение получения В/У, например, свидетельство об окончании автошколы или временное удостоверение.

Если же и этих бумаг автолюбитель найти не смог, автоинспектор был обязан сделать запрос в отделение ГИБДД, выдавшее удостоверение водителя, и при положительном ответе выдать права даже при отсутствии упомянутых документов.

Автоматизированные базы данных в то время только зарождались, и сведения о выдаче В/У хранились только в подразделении ГАИ по месту прописки гражданина и в МРЭО, непосредственно выдавшем права.

Выдача водительского удостоверения после 2000 года

С 2000 года начали действовать новые Постановление Правительства №1396 и Приказ МВД №782, регулирующие порядок получения прав.

Водительская карточка в них фигурировала только как один из вариантов документа о прохождении обучения, обязательного при обмене В/У. Выдача её не предполагалась, как не было и утверждённой формы. И опять же, в случае отсутствия нужной бумаги ситуация разрешалась запросам в отделение Автоинспекции.

Поэтому, если вы сдавали получали права в третьем тысячелетии, не удивляйтесь что карточки водителя у вас нет. Правда, в некоторых подразделениях ГИБДД по старой памяти продолжали выдавать эту бумагу некоторое время. Кроме того, раньше можно было сдавать экзамен в ГАИ без обучения в автошколе, поэтому даже документ об окончании курсов автошколы есть не у всех.

Таким образом, всегда отсутствие водительской карточки не могло быть основанием для отказа в замене удостоверения водителя, хотя такие прецеденты происходили в некоторых отделениях ГАИ. Но, как вы теперь знаете, требовать этот документ при переоформлении В/У – незаконно.

Актуальные правила

В 2014 году вступило в силу Постановление Правительства (ПП) РФ №1097, а с 1 сентября 2016 года и Административный регламент, утверждённый Приказом ГИБДД №995. Это актуальные в 2017 году документы. Предыдущие нормативно-правовые акты утратили свою силу.

И в ПП РФ №1097, как и в приказе МВД №995 нет никакого упоминания про карточку водителя. Более того, подтвердить прохождение обучения в автошколе документом в Автоинспекции требуется только один раз – при первом получении водительских прав, а также при открытии новых категорий.

А при замене В/У никакая бумага, подтверждающая квалификацию, не требуется. Ведь вся информация о выданных удостоверениях хранится в электронной базе ГАИ, доступ к которой имеют все автоинспекторы.

Статья в тему: Как поменять водительские права: узнай все подробности! + простая пошаговая инструкция по замене водительского удостоверения

Как выглядит водительская карточка: скачать образец

Форма утверждена в Приложении №2 Приложения к Приказу МВД №860, изданному 30.12.1998. Как выглядит этот заполненный документ вы можете увидеть ниже.

По данной ссылке вы можете скачать Положение №2, содержащее образец бланка.

До 1997 года аналогичная бумага носила название «экзаменационная карточка водителя». Назначение и порядок использования у него был тот же самый. Отличие заключалось только в том, что на оборотной стороне отмечались результаты теоретического и практического экзаменов.

Вы можете посмотреть и скачать образец экзаменационной карточки, перейдя по ссылкам:

Где взять водительскую карточку?

В настоящее время выдача такой карточки не предусмотрена, да и применения для неё больше нет. При замене прав в Автоинспекции, для чего она и использовалась, её теперь не спрашивают и не выдают. И даже сведения о новых В/У в неё не вписывают. Поэтому получить эту бумагу невозможно, да и бессмысленно. Даже документ, утверждавший её форму давно утратил силу.

Если у вас нет водительской карточки, не переживайте, она вам не потребуется, получать его не нужно. Ведь раньше вы нормально жили и водили машину без неё. Если же экзаменационная карта у вас есть, можете оставить её на память, а можете и выкинуть, никакой роли она сейчас не играет.

Какие ещё бывают карточки водителя

Итак, водительская карточка, как документ об обучении вождению, ушла в историю. Но это словосочетание имеет и другие значения, актуальные по сей день. Эти именем называют:

  • карту для тахографа;
  • личную карточку на предприятии.

Оба этих документа применяются, когда вождения автомобиля – профессиональная деятельность, поэтому обычные автолюбители с ними не сталкиваются.

Карточка водителя на предприятии

Для правильной организации работы шофёров и для обеспечения безопасности при эксплуатации транспортных средств, сведения о водителях организации фиксируются в личной карточке работника, которая оформляется и хранится в отделе кадров компании.

Специальной утверждённой формы для неё не существует, поэтому каждая организация разрабатывает свой бланк, как правило, на основе Унифицированной формы Т-2, утверждённой постановлением Госкомстата №1 05.01.2004.

В стандартный для всех служащих бланк, содержащий общую информацию о работнике, приёме на работу, квалификации, отпусках и другом взаимодействии с работодателем, добавляется информация, характерная только для водителей транспортных средств:

  • Категории и разрешения;
  • Стаж;
  • Режим работы;
  • Результаты медосмотров;
  • Факты нарушения ПДД;
  • Случаи участия в авариях;
  • Учёт прохождения стажировок, инструктажей и т. п.

Образец документа для учёта сведений о работнике-водителе на предприятии доступен для скачивания по ссылке.

Карта для тахографа

С 2013 года автобусы и грузовики должны оборудоваться тахографами. Это специальные устройства, которые контролируют и фиксируют параметры движения автомобиля, такие как скорость, время движения и стоянки и так далее. Водитель, управляющий авто с таким оборудованием должен иметь специальную карту, при помощи которой он идентифицируется прибором.

Эта карта пластиковая, наподобие банковской, и содержит текстовые сведения о её владельце, а также электронный чип, при помощи которого происходит взаимодействие с прибором-тахографом, а также запись и хранение информации.

Как используется карта водителя

Перед началом работы водитель должен установить карточку в прибор. Все необходимые данные о режиме движения будут фиксироваться на ней. Извлекается карта, когда шофёр заканчивает работу.

Вождение без использования в установленном порядке электронными тахографическими устройствами, когда они необходимы, карается штрафами. Причём наказанию подвергается как водитель (1-3 тыс. р.), так и должностное лицо, отвечающее за оборудование (5-10 тыс. руб.).

Сохранённая информация служит для контроля за действиями шофёров в части соблюдения режима движения/отдыха, соответствия скорости разрешённой, а также могут пригодиться при разборе нештатных ситуаций, ДТП, и прочего.

Работодатель обязан считывать раз в 28 суток все данные. Именно на этот срок рассчитана ёмкость памяти чипа, установленного в карте. Сведения, фиксируемые тахографическими устройствами, а также правильность обращения с ними проверяют и контролирующие органы.

Разные виды карт

В настоящее время существует три типа тахографов, для каждого из которого должна применяться своя карта, с «чужой» он просто не будет работать:

  • Со средством криптографической защиты информации (СКЗИ) российского стандарта;
  • Европейского стандарта (ЕСТР);
  • По техрегламенту без СКЗИ российского стандарта (могут быть использованы только при дооборудовании модулем СКЗИ)

А вот в автомобиле всегда устанавливается только один тахограф. Поэтому если водитель работает на нескольких машинах с разными типами устройств, ему необходимо иметь две или три карточки. В то же время недопустимо, чтобы у одного лица было две и более карт одного типа.

Карта водителя для приборов со СКЗИ.

В случае замены, например, в связи со сменой места жительства старый электронный документ в обязательном порядке сдаётся в организацию, выдавшей его, где деактивируется.

При работе с тахографом также используются другие карты, аналогичные водительской, но предназначенные для пользования руководством предприятия, сервисными работниками и т. п.

Как оформить карточку водителя

Выдают карты специальные организации, имеющие советующую лицензию. Список лицензированных компаний можно найти на сайте Росавтотранса. Действует электронный документ три года.

Срок изготовления – от 10 до 14 рабочих дней. Ведь только две недели можно ездить без карты в случае её утраты или поломки, то есть с неработающим тахографом. Стоимость – около 2000 р. для СКЗИ-карт и 3000 р. для ЕСТР. Цена не фиксированная, зависит от конкретной фирмы-изготовителя. Как правило, при заказе сразу нескольких карт (что удобно для компании) предоставляется скидка.

Карта ЕСТР или отечественного образца без СКЗИ. Внешнее оформление у них одинаково.

Для оформления карты потребуются:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности – копия;
  • Водительские права – копия;
  • СНИЛС — копия;
  • Фотография 3,5×4,5 см;
  • Образец подписи;
  • ИНН – копия (только для СКЗИ);
  • Ходатайство-справка с места работы.

Копии документов должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя и иметь надпись «копия верна».

Подведём итоги

  • Экзаменационная водительская карточка в настоящее время не выдаётся и не используется при взаимодействии с ГИБДД;
  • Личная карточка работника-водителя ведётся в отделе кадров организации;
  • Пластиковая карта нужна для тахографа, обязательного при грузо- и пассажироперевозках.

Заключение

Вот и разобрались, что же такое водительская карточка и зачем она нужна. Документ-подтверждение выдачи водительского удостоверения, вопрос о котором волновал большинство автолюбителей, утратил свою актуальность. А вот работникам автотранспортных предприятий приходится иметь дело личной картой водителя, и картами для тахографа.

А у вас есть экзаменационная карточка? Выдавали вам её или нет? Хранится она у вас или давно потеряли? Пригодилась она, когда крайний раз меняли права? Расскажите в комментариях! Там же можете задавать вопросы по теме.

На этом всё. Подписывайтесь на рассылку статей, делитесь ссылкой в соцсетях. До скорого!

П.С.: На фотографиях в статье Audi A5 Sportback. Изображения взял здесь: drive2.ru/r/audi/461055738047889508.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Станьте первым!

Оставьте комментарий

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», вы принимаете условия Пользовательского соглашения и условия Политики конфиденциальности.