107

Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам

Привет всем! Есть ли у вас электроскутер или электросамокат? А может вы планируете его приобрести? Уверен, что среди нынешних или будущих водителей этих транспортных средств (ТС) не найдётся ни одного, кто хотел бы забирать свой двухколесный компакт со спецстоянки и платить штрафы за управление им без водительского удостоверения (ВУ).

Сегодня, в связи с открытием новой категории «М» для маломощных мопедов, скутеристы все чаще спрашивают: нужны ли права на электроскутер? Интересуются ситуацией с ВУ даже для электросамоката.

Что ж, давайте разбираться.

Электроскутер – что это такое?

Электроскутер – это двух- или трёхколёсное ТС, укомплектованное электродвигателем с аккумуляторным типом питания. Зарядка длится от 4 до 8 ч и ее хватает чтобы проехать от 30 до 150 км – это зависит от возможностей модели и дорожных условий.

Электроскутер уже давно не относятся к разряду экзотики – теперь это весьма востребованное средство передвижения. Например, такой транспорт очень популярен в странах Юго-Восточной Азии (в одном Вьетнаме совокупный их парк превысил отметку в 25 млн. ед.). Электроскутеры набирают популярность и в России, особенно в южных регионах.

Вот перечень основных преимуществ легкого электротранспорта мотоциклетного типа:

  1. Отсутствие шума – это один из самых тихих видов ТС.
  2. Экологичность – полное отсутствие выбросов в атмосферу.
  3. Экономичность – бензиновые виды мототранспорта подобного типа обходятся дороже при эксплуатации.
  4. Небольшой вес с высокой полезной нагрузкой – электроскутер легче мопеда, но в то же время способен перевозить до 200 кг веса.
  5. Возможность использования в закрытых помещениях такому транспорту трудно подобрать адекватную замену для передвижения персонала по обширным коммуникациям современных производственных, военных, научных, развлекательных и иных комплексов.

Ещё совсем недавно многие скутеристы ездили без прав…

Сейчас водитель любого двухколёсного ТС, будь то мопед, скутер или электровелосипед, может быть остановлен дорожным инспектором. Ранее такое происходило реже по двум причинам:

  1. Водителям маломощных скутеров с объемом двигателя до 50 см3 не нужно было получать ВУ, поэтому проверка документов инспектором не осуществлялась. Водители пользовались этим, ведь даже на самый простенький с виду мопед можно было поставить мощный мотор. Таким образом по городским дорогам разъезжали на ТС мощностью до 150 кубов без ВУ, и никто их не останавливал. Хотя, согласно «Правилам выдачи водительских удостоверений» (далее Правила), а именно п. 25, (пп. «л», разд. III ПП РФ № 1097), на ТС подобной мощности требовалось ВУ категории «А».
  2. Водители мощных скутеров, которые по комплектации приближены к мотоциклам, должны иметь при себе права категории «А1» или «А». Но, проблема в том, что визуально определить мощность двигателя скутера сложно. На моторе также не указываются его мощностные характеристики. Поэтому ранее не каждый инспектор желал тратить время для остановки и проверки ВУ у водителя такого ТС.

Отсутствие контроля привело к тому, что скутеристы начали игнорировать ПДД и число аварий по их вине возросло до устрашающих цифр. Введение с ноября 2013 г. категории «М» (ФЗ № 92) внесло свои коррективы – теперь водитель даже маломощного скутера может быть остановлен на дороге и обязан предъявить водительское удостоверение.

Смотрите видео и вы узнаете что бывает при остановке скутериста инспектором:

Важно! Если номинальная мощность двигателя вашего ТС меньше 4-х кВт (это примерно соответствует 50 см3), то его постановка на учёт в ГИБДД необязательна.

Нужны ли права на управление электроскутером?

В российском законодательстве нет отдельного определения для такого ТС, как электроскутер. Тем не менее требуемую информацию можно почерпнуть из формулировки понятия «мопед», которая теперь содержится в ПДД – п. 1.2, абз. 17 (разд. 1, ПП РФ № 1090) после внесения изменений в этот документ с марта 2014 г. (ПП № 221). Там чётко указано, что это двух- или трёхколёсное ТС, скорость которого не превышает 50 км/ч, а мощность находится в пределах 0,25 кВт – 4 кВт. На самом деле под такое описание попадает намного больше видов транспорта.

Подробный обзор электроскутера с особенностями управления этим ТС можно посмотреть здесь:

Сегодня, согласно ПП № 1097, все без исключения водители мопедов, укомплектованных двигателем внутреннего сгорания, обязаны получать для них права. Это же требование распространяется и на электроскутеры, ведь показатели их мощности берут начало от 0,35 кВт. Таким образом, водителю подобного двух- или трёхколёсного механического ТС необходимо получить ВУ категории «М».

Какие категории подходят для управления электроскутером?

При выборе электроскутера вам в первую очередь предстоит определиться с мощностью этого ТС. У современных моделей она находится в пределах 350-5000 Вт. Именно на данном этапе следует задуматься о том, хотите ли вы получить права для управления подобным видом ТС. Также не забудьте обратить внимание на максимальную конструктивную скорость – это важный аспект:

  1. Модели мощностью до 1500 Вт. Они развивают скорость до 50 км/ч. Следовательно, такие электроскутеры требуют открытия категории «М».
  2. Модели мощностью от 3000 — 4000 Вт. Казалось бы, эти электроскутеры попадают в разрешенный диапазон от 250 до 4000 Вт, но их максимальный скоростной режим находится в пределах 70-90 км/ч. Теоретически, чтобы водить такое ТС, вы должны иметь при себе права категории «А1». Но если при вас будет ВУ категории «М», инспектор вряд ли обратит внимание на такое несоответствие.
  3. Модели мощностью от 5000 Вт и более. Требуют наличия ВУ с отметкой в графе «А1», так как они приравниваются к лёгким мотоциклам.

Электроскутер может быть оснащён двигателем на цепном приводе либо мотор-колесом. Владельцы менее мощных моделей старались усовершенствовать свое ТС, устанавливая на него другой движок. Таким образом, многие скутеристы ездили на полноценных лёгких мотоциклах без прав, так как внешне они напоминали маломощный скутер. Когда на подобные ТС права были не нужны, многие пользовались подобной уловкой, но сейчас такое уже не проходит.

Полезно знать! Помните, что чёткой схемы проверки мощности электродвигателя на дороге не существует, но инспекторы дорожной службы ГИБДД в этом вопросе сегодня намного компетентнее. Если у вас имеется ВУ категории «М», но при этом вы управляете скутером с электродвигателем мощностью более 4 кВт, штраф придётся платить, как за вождение ТС без прав.

Нужны ли права на электросамокат?

Почитатели самокатов уверенно заявляют, что права на электросамокат не нужны. Тем не менее не стоит забывать, что это ТС тоже оснащено мотором, а значит мощность разных моделей может существенно отличаться.

Двухколёсный электросамокат

Электрический самокат – это индивидуальное двух- или трёхколёсное ТС с площадкой для ноги, которое приводится в движение путем чередования трех режимов:

  1. Отталкиванием ногой от земли.
  2. На электротяге.
  3. Комбинированием двух режимов.

В разделе «Общие положения» ПДД РФ нет упоминания конкретно об электросамокатах. Следовательно, снова нужно обратить внимание на формулировку понятия «мопед». Выходит, что без ВУ можно ездить только на самокате с двигателем мощностью до 0,25 кВт. Более мощные модели приравниваются к мопедам.

Детские электросамокаты обычно не отличаются высокими мощностными характеристиками. Ребёнку до 16-ти лет вполне хватает ТС с двигателем 100-250 Вт – для того чтобы передвигаться со скоростью 25 км/ч, этого достаточно. Мощность же электросамокатов для взрослых варьирует в пределах 300-1000 Вт. Такие модели способны развивать скорость до 50 км/ч. Согласитесь, что это достаточно быстро для простенького на вид ТС. И вполне логично, что для катаний с подобной скоростью по дорогам общего пользования, требуется знание ПДД.

Чем грозит водителю отсутствие прав на самокат или скутер с электромотором?

Возможно, многие из вас будут правы в том, что получать ВУ для управления самокатом, даже если он оснащён электродвигателем, несколько абсурдно. Касательно велосипедов и самокатов, то многие считают разумным их исключение из перечня транспорта требующего ВУ. Инспекторы ГИБДД считают, что в данном отношении есть множество нестыковок по части использования и предназначения, но пока законодатели не задаются этим вопросом.

Итак, если на дороге вы встретитесь с инспектором, управляя электросамокатом или электроскутером, с двигателем мощностью более 250 Вт и не имеете ВУ соответствующей категории, вы рискуете:

  • Заплатить штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. в соответствии со ст. 12.7 КоАП РФ.
  • Лишиться своего средства передвижения – оно будет ждать вас на штрафплощадке, но забрать его оттуда может только лицо, имеющее при себе ВУ.

На заметку! Управлять видами транспорта, которые попадают под категорию «М», можно с ВУ любой другой категории. Имея при себе права с отметкой «А», «А1» или «В», вы можете смело передвигаться на электросамокате и электроскутере.

Чтобы управлять даже маломощным электроскутером, необходимо знать ПДД, дабы не попадать в такие ситуации, как на видео:

Можно ли ездить на самокате без прав по тротуарам, не выезжая на проезжую часть?

Сейчас можно встретить людей, уверенно разъезжающих на электросамокатах и даже электроскутерах по тротуарам и иным местам, где передвигаются пешеходы. При этом их скорость зачастую весьма высока и существует реальная опасность причинения вреда пешеходам, включая возможность летального исхода при наезде на ребенка.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности подобного передвижения. Некоторые мотобайкеры уверены, что при передвижении по пешеходным дорожкам им не грозит наказание т. к., мол, езда по тротуару не относится к дорожному движению.

Это действительно так, только большинство тротуаров предназначено исключительно для пешеходов и по ним запрещено передвижение любого транспорта. Причем вне зависимости от необходимости иметь на него права. Согласно правилам ПДД (п. 9, п. 24 и др.), по обычным тротуарам запрещено передвижение даже велосипедистов старше 14 лет.

Для любителей ездить на байках различной конструкции по тротуарам и иным дорогам, предназначенным для пешеходов, предусмотрены штрафы в размере от 500 до 2 тыс. руб.

Байкеру на заметку: мопедам и иному подобному транспорту запрещается даже пересечение пешеходного перехода проезжей части – чтобы граждане могли это ясно уразуметь данное требование в 2014 г. было обособлено в отдельный пункт ПДД (24.8).

Когда допускается заезжать на тротуар?

Временный заезд на тротуары и иные места, предназначенные для передвижения пешеходов, транспорта, включая электроскутеры и электросамокаты, на низкой скорости, разрешен в следующих случаях:

  • При вынужденном маневре, если нет иного пути (не путать маневр с потоковым передвижением).
  • Подвоз товара и обслуживание (только при отсутствии иного пути подъезда).
  • Ремонтные, инфраструктурные и т. п. работы.
  • Экстренные ситуации.

По тротуарам в общем потоке разрешается езда лишь для ТС велосипедного типа, которые не относятся к полноценной категории самодвижущихся ТС. Это возможно:

  • На специально оборудованных тротуарах – с велопешеходными дорожками и соответствующей разметкой.
  • По обычным тротуарам – с осторожностью, если для передвижения к цели нет иного доступного пути (а подобное в городах редкость).

Чтобы электросамокат имел право передвижения по обычному тротуару, в соответствии с последним пунктом, он должен быть оснащен устройством, автоматически отключающим мотор при скорости свыше 25 км/ч.

Кстати, в январе 2017 г. в ГИБДД рассматривали предложение одного парламентария на предмет вынесения таких средства передвижения, как сегвеи, моноколёса, гироскутеры и электросамокаты, в отдельную категорию с соответствующими дополнениями в ПДД. Однако пока эту инициативу не поддержали, т. к. по мнению ГИБДД такие виды ТС номинально считаются пешеходами (кроме электросамокатов). Но, если учесть постоянное совершенствование и увеличение мощности малых электродвигателей и аккумуляторов к ним, то в будущем все возможно.

Важно! На электросамокате по дорогам общего пользования разрешается ездить только в правой полосе, а занимать левую можно лишь при повороте налево. Кроме того, не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности, а именно: показывать поворот и остановку соответствующим ситуации жестом и не начинать движение без мотошлема.

Как сдать на права категории «М»?

Чтобы получить права категории «М», требуется отучиться в автошколе и сдать экзамен. Вам нужно будет ответить на вопросы теста, а после показать свои умения на автодроме. Обучение длится примерно 1,5 – 2 месяца. Вам предложат несколько пакетов услуг:

  • Теория.
  • Теория + практика.
  • «Всё включено».

Цены на них существенно отличаются. Если за теоретический курс можно заплатить 7000 руб., то за полный пакет, который включает помощь в получении мед. справки, содействие при сдаче экзамена и т. п., надо будет расщедриться на 22 – 34 тыс. руб.

Учитывайте и то, что автошкол, которые занимаются подготовкой водителей категории «М», пока мало. Это обусловлено тем, что цена на обучение не слишком отличается от стоимости курсов на управление автомобилем. Поэтому большинство предпочитает сразу же получать ВУ категории «А» или «В». В связи с этим спрос небольшой. Зато согласно ст. 26 ФЗ № 196 («О безопасности дорожного движения») открыть категорию «М» можно уже с 16-ти лет, а вот водителями мотоцикла и автомобиля становятся только по факту совершеннолетия.

Где и как получить права?

Пакет документов для получения прав подается в любое подразделение МРЭО ГИБДД. ВУ вам выдадут буквально в течение часа, нужно будет только дождаться своей очереди. Чтобы не тратить время на ожидание, можно оставить заявку на получение ВУ на портале Госуслуги, после чего подгрузить скан-копии документов, оплатить госпошлину со скидкой и записаться на приём.

Согласно п. 2 Правил (ПП № 1097) подать документы на получение ВУ теперь можно в любом отделении МФЦ, однако там документы могут рассматриваться до 10 дней.

Статья в тему: Как поменять водительские права: узнай все подробности! + простая пошаговая инструкция по замене водительского удостоверения

Оплатить госпошлину за ВУ можно несколькими способами:

  • Через сервис Госуслуги.
  • На сайте Сбербанк-онлайн.
  • На почте или через терминал Сбербанка.

Размер госпошлины составляет 2000 руб. Тот, кто оплачивает её по безналу через портал Госуслуги, получает 30% скидку.

Полезно знать! Получить права категории «А», «А1» или «В» целесообразнее, так как цена та же, а в итоге вы получаете возможность управлять разными видами ТС.

Причины остановки электроскутеров инспекторами дорожной полиции

Если водитель нарушил правила, то причина его остановки патрульным инспектором ясна. Правда, после вступления в силу ПП № 221 (с марта 2014 г.), сотрудники ГИБДД и сами нередко пребывают в замешательстве по поводу необходимости требования ВУ от водителей ТС нестандартного мотоциклетного типа.

Бывают случаи, когда инспектор останавливает водителя на электроскутере и пытается найти на раме идентификационный номер двигателя или просит показать выхлопную трубу. Такие проверки ничем вам не грозят, но вы должны чётко знать мощность двигателя и максимальную скорость вашего ТС. К тому же, инспектор не электрик и не механик, а потому может не знать, что конструкция электроскутера не предусматривает такую деталь, как выхлопная труба. Зная правила и принцип работы вашего ТС, вы легко докажете свою правоту.

А вот парня, который тестировал свой электроскутер (на видео выше), разъезжая по дорогам для пешеходов, остановили вполне справедливо. Он переезжал проезжую часть по пешеходному переходу, не спешиваясь. Тут надо отдать инспектору должное, он указал на ошибку не только водителю, но и заставил сойти со своих байков двух велосипедистов, которые собирались повторить ошибку скутериста.

Полезно знать! Если у вас имеется паспорт к вашему электроскутеру или электросамокату, лучше возите его с собой. Я не имею в виду именно технический паспорт – достаточно будет, какой-либо инструкции, в которой есть информация о мощности двигателя и предельной скорости ТС. С этой бумагой объясниться с дорожным инспектором будет проще.

Подводя итоги

Пожалуй, это всё, что мне хотелось вам рассказать об электроскутерах и электросамокатах. А тверже запомнить следует вот что:

  • На электроскутеры нужно получать ВУ категории «М», так как их мощность находится в пределах 350-5000 Вт.
  • На электросамокат ВУ не понадобятся, если мощность его двигателя не превышает 250 кВт. В основном такими моторами оснащены детские модели.
  • 5000-15000 руб. – штраф за управление электроскутером без прав. Несмотря на то, что инспектор вряд ли остановит водителя электросамоката, такой риск также имеется.
  • 7000-34000 руб. обойдётся обучение на категорию «М»;
  • 16 лет – с этого возраста можно покрыть категорию «М», что удобно. Получить ВУ категории «А» или «В» можно только с 18-ти.
  • Передвижение по тротуарам почти всегда запрещено на почти любом транспорте для взрослых мотоциклетного типа, вне зависимости от необходимости наличия прав на него.

Заключение

Теперь вы знаете, что, выезжая на дорогу на электроскутере и самокате с мощным электродвигателем, вы становитесь участником дорожного движения, а значит должны придерживаться ПДД и иметь при себе ВУ. До скорого и приятной вам езды!

Если остались вопросы, задавайте их в комментариях – я с удовольствием вам помогу. Расскажите своим друзьям в соц. сетях о нашем блоге и становитесь нашим подписчиком, чтобы быть в курсе самых свежих новостей на автомобильную тематику!

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Станьте первым!

Оставьте комментарий

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», вы принимаете условия Пользовательского соглашения и условия Политики конфиденциальности.

Adblock detector