6096

Как правильно продать битую машину и как определить её стоимость?

Современные условия владения автотранспортом предполагают высокий риск его повреждения в дорожно-транспортных происшествиях. Статистика гласит, что в мегаполисах почти 1/3 часть всего легкового автопарка участвовала в авариях.

При этом у многих возникает вопрос – как и где продать автомобиль после ДТП, если его повреждения оказались существенными? Ведь это переводит статус транспорта в разряд битого.

На самом деле реализация подобных машин не составляет проблемы. Но как это сделать правильно и с наименьшими убытками?

Об этом и пойдет речь в сегодняшней публикации. С вами как всегда Илья Кулик – приступим.

Продажа аварийных автомобилей в России

Продажи аварийных машин в РФ (как и во всем мире) распространена очень широко и не считается каким-то второсортным занятием – это серьезный и высокоприбыльный бизнес.

Статья в тему: Как заняться перепродажей автомобилей с нуля: секреты первых шагов

Им занимаются на разных уровнях и в разных бизнес-нишах – от гаражных частников-разбраковочников до солидных компаний с цеховыми линиями по восстановлению легковушек. Даже страховщики и то не брезгуют подобной коммерцией.

Наряду с профессионалами, аварийные машины активно продают и рядовые автомобилисты, причем именно их предложения пользуются повышенным спросом. Статистика говорит, что в России более 90% серьезно поврежденного транспорта успешно реализуется в том или ином виде.

Из этого можно сделать два вывода:

  1. Вы не роняете своей репутации, если лично занимаетесь продажей аварийного авто, поэтому к своему товару не следует относиться как к чему-то третьесортному, избавляясь от него за бесценок;
  2. Покупатели на битый автомобиль найдутся всегда – вопреки предубеждению это ходовой товар в почти любом состоянии.

Что можно получить за сильно разбитый аварийный автомобиль?

Если ваша машина попала в аварию и получила очень значительные повреждения не стоит воспринимать это как катастрофическую финансовую потерю.

Конечно, машины после серьезных ДТП, вплоть до тотала именуемого «мясом», мало интересны даже разбраковщикам – это самый убыточный вариант.

Но и в этом случае деньги будут:

  • Что-то удастся получить у заготовителя металлолома;
  • Какую-то сумму, иногда очень немалую, стоит автомобильная документация (паспорт транспортного средства – ПТС, документы на агрегат);
  • Какие-то уцелевшие запчасти купят разбраковщики или простые автомобилисты.

К этому может добавиться возмещение по ОСАГО, если не вы виновник ДТП. При наличии же полиса КАСКО убытки могут быть максимально минимизированы.

Что получает водитель кроме денег?

Ответ прост – жизнь и здоровье и стимул их сохранения. Не следует забывать о том, что движение транспорта по дорогам всегда предполагает определенный процент ДТП, включая серьезные. И доля последних весьма немалая.

Посмотрите на краткую выборку статистических данных ежегодной аварийности с серьезными последствиями в РФ.

По годам:

КОЛИЧЕСТВО ОБЫЧНЫХ И ТЯЖЕЛЫХ ДТП В РФ
Год Общее количество, тыс. случ. Тяжелых, тыс. случ.
2009 г. 203.60 26.08
2010 г. 199.43 26.56
2011 г. 199.86 27.95
2012 г 203.59 27.99
2013 г. 834.99 10.36
2014 г. 181.54 24.42
2015 г. 184.00 23.11
2016 г. 173.69 20.30
СРЕДНИЙ 178.65 23.35

По городам:

 Количество серьезных аварий за 2016 г.
В Москве 8.27 тыс.
В Московской обл. 6.24 тыс.
В СПб 5.56 тыс.
В Ленинградской обл. 2.71 тыс.

Для сравнения доля серьезных аварий в регионах за 2016 г.:

  • В Уфе и обл. – 4.15 тыс.
  • В Воронеже и обл. – 84 тыс.
  • В Екатеринбурге и обл. – 2.55 тыс.
  • В Архангельске и обл. – 42 тыс.
  • В Нижнем Новгороде и обл. – 1.06 тыс.

Указанные тысячи – это человеческие жизни. Из всего этого вы можете сделать вывод:

  • В серьезном ДТП риск гибели или получения тяжелых увечий (в среднем до четверти млн в год) огромен;
  • И если вы отделались лишь разбитой в тотал машиной, то вам несказанно повезло;
  • Кроме того, полученный горький опыт способствует уменьшению дальнейшей аварийности, сохраняя здоровье, деньги или даже жизнь.

Помните об этом и учитывайте при подсчете финансовых потерь.

Какие факторы влияют на решение продажи аварийного автомобиля?

Главный вопрос, который возникает перед хозяином разбитой машины – продавать ее или оставить себе для ремонта и дальнейшего использования. Здесь многое зависит от ряда факторов, касающихся автомобиля и возможностей владельца.

Перечень данных факторов следующий:

  • Марка авто;
  • Модель авто;
  • Год выпуска и степень износа;
  • Уровень и характер аварийного повреждения;
  • Материальные рамки вложений в машину;
  • Возможность экономии на автослесарных работах.

Теперь подробнее.

Марка машины

Марка более всего влияет на рентабельность ремонтных работ. Для ходовых иномарок восстановительный ремонт чаще оправдывается их последующей стоимостью.

А для машин отечественного автопрома нет – ведь разница в трудозатратах мастера для дешевых и дорогих марок невелика.

Модель автомобиля

Модель существенно влияет как на цену продажи, так и на стоимость восстановления авто ввиду большой разницы доступности и цен комплектующих.

Запчасти на некоторые модели в дефиците и стоят дорого, а по другим маркам/моделям имеется огромное предложение с приемлемыми ценами.

Год выпуска и степень износа

Год выпуска и степень износа – это фактор, влияющий на цену любых машин. Работы по восстановлению старого и изношенного транспорта всегда дороже. Например, если кузов гнилой, то слесари могут отказаться его восстанавливать даже по хорошей цене.

И наоборот – на ремонт новых машин часто предлагаются скидки. С другой стороны, если транспорт возрастной, но в хорошем состоянии, то на него могут быть дешевые комплектующие с разборок.

Уровень и характер аварийного повреждения

Это важнейший фактор. Например, машины, получившие незначительные помятости на парковке вообще битыми не считаются, т. к. отсутствует сила удара, дающая серьезные повреждения и скрытые деформации.

Если же у машины повреждена осевая геометрия, то ездить на ней после восстановления существенно опасней – особо «жесткие перевертыши» мастерские отказываются брать в ремонт. Зато смятый в «гармошку» багажник проблем не вызывает – в крайнем случае его могут даже заменить на донорский.

То же самое касается лобового удара, но здесь повреждается самая дорогая часть – агрегат и из-за этого восстановление может оказаться не рентабельным. Повреждение подвески, а особенно мостов – также сильно влияет на рентабельность ремонта.

Очень серьезным считается и затопление автомобиля – у «утопленников» полноценно восстановить электросистему без ее полной замены не представляется возможным.

Статья в тему: 10 этапов определения битого автомобиля и один добрый совет

Материальные рамки вложений в машину

Даже если автомобиль получил поправимые повреждения и его хочется оставить себе, это не всегда удается. Ведь на ремонт нужны деньги, а если с ними проблемы, то продажа машины уравновешивает ситуацию.

Возможность экономии на автослесарных работах

Автослесарные работы стоят дорого. Если хозяин авто сумеет что-то исправить самостоятельно, или же с привлечением родственников и друзей, то это может оказаться решающим фактором.

Однако не стоит забывать и о профессиональном уровне самостоятельного ремонта, что влияет не только на последующий внешний вид авто, но и на безопасность езды.

Как определяется стоимость аварийной машины?

Если самый главный вопрос позади – вы взвесили все «за» и «против», и приняли решение продать битое транспортное средство (ТС), то нужно определить его ориентировочную стоимость после аварии.

Здесь практикуется три основных стратегии:

  1. Метод остаточной стоимости;
  2. Метод текущей себестоимости;
  3. Метод сравнительного анализа.

Метод остаточной стоимости

Данный метод основывается на оценке уровня полученной прибыли от использования авто до ДТП. Техническое состояние тут может вообще не приниматься в расчет – если ТС многократно окупилось и принесло хорошую прибыль хозяину.

Применяется данная стратегия для коммерческого транспорта (характерный пример – такси) чаще всего юридическими лицами. Здесь много общего с остаточной стоимостью ТС, состоящего на балансе предприятия. Для простого автомобилиста такая стратегия обычно не подходит.

Метод текущей себестоимости

Эта стратегия предполагает расчеты себестоимости ТС в текущем его состоянии до и после получения повреждений, с учетом множества факторов – марки/модели, пробега, года выпуска, ремонтной сметы, стоимости годных остатков и т. п.

Данный анализ наиболее точный, но самый сложный и дорогостоящий. Он требует тщательного обследования автомобиля и экспертных расчетов. Применяется в основном страховыми компаниями для определения сумм прямых выплат или затрат на натуральное возмещение убытков.

Использовать эту стратегию самостоятельно простой водитель не сможет, но если машина того стоит – потратиться на точную техэкспертизу будет оправданным решением.

Метод сравнительного анализа

Эта стратегия заключается в упрощенной ориентировочной оценке технического состояния, без сложных расчетов, учета множества факторов и коэффициентов, используемых предыдущим методом.

Ориентировочная стоимость определяется сравнением имеющихся на вторичном рынке предложений по аналогичным маркам/моделям, схожего возраста и со сходным уровнем повреждений.

Данная стратегия чаще всего используется при оценивании ТС после ДТП. Она также требует технического обследования профессионалом или разбирающимся человеком.

Определение стоимости ТС методом сравнительного анализа

Рассчитать ориентировочную стоимость аварийного авто (Zb) можно самостоятельно. Для этого вам необходимо подготовить несколько вводных.

Вот они:

  • Zn – ориентировочная стоимость вашей машины до момента ДТП;
  • Zv – цена восстановления машины;
  • R – рентабельность битого авто для покупателя;
  • Zx – прибыль посредника или перекупщика.

Перечисленные значения определяются:

  • Zn можно определить сравнительным методом, используя сайты бесплатно предлагающие размещение объявлений по сбыту автомобилей и запчастей. Нужно собрать цены на машины аналогичной марки и приблизительно такого же возраста/состояния – лучше не менее 10-и вариантов. Затем вычислить среднее арифметическое и получится искомая цифра.
  • Zv определяется технической экспертизой. Причем платить за это не обязательно – ориентировочную стоимость ремонта техники вам назовут бесплатно, если показать им авто якобы в процессе выбора СТО для восстановления. Собрав данные с нескольких станций, также выводится среднее арифметическое.
  • R определяется простой разницей от Zn той суммы, которую вы готовы уступить. Она сильно зависит от марки/модели машины. Нижняя планка привлекательности (рентабельности) для покупателя – 10%. Но это приемлемо для востребованных марок/моделей. На отечественные машины, а также на многие китайские бренды нужно давать больше рентабельности – иногда до 40-50%.
  • Zx определяется как среднее арифметическое от цен, которые предложили различные фирмы и частники, занимающиеся скупкой битых машин.

Итак, чтобы определить ориентировочную стоимость авто (Zb) вам нужно использовать следующие формулы:

  • Zb = Zn Zv (при продаже восстановленной машины);
  • Zb = ZnZvR (при продаже битой машины самостоятельно);
  • Zb = Zn – (Zv — Zx) (при продаже битой машины посредникам или перекупщикам).

Также результаты своих расчетов вы можете сопоставить с результатами от специальных онлайн-сервисов, например, вот этого:

Калькулятор расчета стоимости битого авто.

Внимание! Экспертно определенная цена на Б/У авто обычно имеет буфер в 10% от рыночной стоимости в обе стороны. При реализации битых машин лучше применять этот буфер в сторону понижения. То есть примерно минус 10% от суммы прописанной в заключении эксперта.

Внимание! В стоимость восстановления ТС входит не только работа и комплектующие, но также все сопутствующие расходы – хранение, эвакуация и т. п.

Куда и как продать аварийный автомобиль?

После того, как вы определитесь со стоимостью разбитой машины, вам нужно решить какой именно вариант сбыта подойдет вам больше всего.

Здесь играют роль следующие факторы:

  • Размер суммы, которую можно выручить;
  • Величина трудозатрат и хлопот продавца;
  • Уровень риска;
  • Скорость реализации.

Основных вариантов продажи битых машин три, и они следующие:

  1. В восстановленном до приемлемого уровня состоянии;
  2. В состоянии «как есть» — целиком и без ремонта;
  3. В разобранном виде – по запчастям.

Рассмотрим перечисленные варианты подробнее.

Продажа восстановленного авто

Это наиболее затратный вариант. Но при правильном подходе он дает наибольшую выручку. Более того, таким образом можно вернуть всю стоимость авто с вложениями и даже получить прибыль. Так зарабатывает множество частников, но для этого необходим опыт работы на вторичном рынке и определенные технические навыки.

Обычному автомобилисту требуется как минимум оплатить восстановление ТС. Здесь нужно проявлять бдительность т. к. при ремонте транспорта с серьезными повреждениями подрядчики любят набавлять цену за устранение несуществующих проблем.

Особое внимание обратите на неравномерности зазоров между сегментами кузова – если они остались после ремонта, то это свидетельствует о не полностью восстановленной геометрии, или о том, что использовались неподходящие комплектующие.

Если вашим автомобилем занимается высокопрофессиональный кузовщик и автомаляр, то результат их работы может устроить даже продвинутых покупателей, оснащенных толщиномерами ЛКП.

Внимание! При покупке остекления на разборке старайтесь подобрать стекла с маркировкой года выпуска вашего авто или предыдущего года.

Статья в тему: Как правильно продать машину через интернет?

Продажа машины в аварийном состоянии

Это наименее доходный вариант, но он самый быстрый и легкий – машина продается «как есть», без ремонтных работ.

Если это делается самостоятельно, то перед продажей автомобилю нужно придать как можно более привлекательный вид – обязательно отмыть, удалить явно уже не нужные сильно разбитые сегменты (обвесы и т. п.), но оставить то, что подлежит восстановлению.

В стоимость авто для подобной сделки включается скидка на прибыль покупателя, т. к. обычно такие машины приобретаются под восстановление и последующую перепродажу, или под разбраковку и реализацию запчастей, а также в качестве техдоноров для других машин.

Также умеренно битые машины принимают некоторые автосалоны, но более высокую цену дадут не они, а стремительно развивающиеся сейчас специализированные компании по скупке и восстановлению ТС. Они возьмут транспорт в почти любом состоянии, причем техобследование и даже эвакуатор предоставляются за счет фирмы. Найти подобные компании и их контакты можно по фирменным сайтам в интернете.

Статья в тему: Как быстро продать машину с пробегом и не потерять в цене

Еще один вариант выкупа – крупные страховые компании. Ранее это большей частью был их побочный бизнес, но теперь, с внедрением натурального возмещения в качестве основного, страховой выкуп стал развиваться ускоренными темпами. Ведь страховщикам выгодно иметь собственную базу разбраковки, а не покупать комплектующие в розницу. Здесь машину могут купить даже в тотале, но цена на все варианты будет традиционно занижена.

Внимание! Минпромторг РФ продлил программу утилизации на 2017 г. Поэтому аварийные машины, у которых сохранена основная комплектация, можно сдать государству и получить возмещение части суммы на покупку нового авто, собранного на мощностях российского автопрома. Сумма компенсации составляет от 50 до 350 тыс. руб.

Продажа автомобиля по запчастям

Этот вариант может принести хорошую выручку, но он самый затратный по времени, да и по хлопотности едва ли отстает от восстановления.

Преимущество тут в том, что для разборки не требуется особая квалификация – достаточно иметь базовые технические навыки. Стоимость разобранных комплектующих выше, но продавать их придется каждый в отдельности. Некоторые ходовые запчасти уйдут сразу, а некоторые могут дожидаться сбыта год и более.

Сейчас торговать запчастями несравненно легче, т. к. в сети имеются специальные сайты и разделы для реализации запчастей.

Дополнительный бонус – продажа автомобильных документов. Но тут нужно иметь осторожность, т. к. подобная торговля не разрешена законом. Поэтому документы продаются вместе с кузовом машины, оставшимся от разбраковки – это считается уже законной сделкой.

Для профессиональной разборки можно нанять автослесаря за 10 — 30 тыс. руб. Иногда машину отдают на разбраковку под реализацию, но тут велик риск затягивания расчета и его недополучение. Да и дилерский процент будет не менее 20-25%.

Подробнее о продаже машин по запчастям я писал в специальной статье.

Статья в тему: Как продать машину на запчасти безопасно и выгодно?

Полезные советы

  • Стандартный договор купли-продажи с внесением записи в ПТС предусмотрен и при продаже битых машин, продаваемых целиком – это касается и случаев сбыта документов с «остовом». Особое внимание нужно уделять описанию технического состояния ТС, поэтому к документации по сделке желательно добавить отдельный подробный акт приема-передачи.
  • Силовой агрегат и коробка передач приблизительно составляют 30-35% всей стоимости машины, но только при условии, что двигатель заводится.
  • Рассроченные платежи при продаже аварийных машин использовать не принято, т. к. автомобиль и хозяин часто пропадают из видимости.
  • Подайте заявление в ГИБДД о прекращении регистрации ТС после 10-и дней с момента заключения ДКП. Новый хозяин битой машины вряд ли сделает это в ближайшей перспективе, особенно если авто не на ходу или продано под разбраковку.

Заключение

Итак, вы узнали об особенностях продажи аварийных автомобилей. Теперь финансовые расчеты и выбор способа сбыта будут более правильны и отвечающие вашему конкретному случаю.

Приходилось ли вам продавать битую машину? Каким вариантом вы воспользовались? Оправдала ли сделка ваши ожидания? Поделитесь своим опытом со мной и читателями автоблога.

Видео-бонус: ТОП-10 самых крутых спортивных побед в истории!

На этом статья завершена, делитесь ею с друзьями в социальных сетях и не забывайте про возможность подписки на блог – она реально сэкономит время.

Удачи вам в купле-продаже и ровных дорог под колесами!

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
 
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x