337 Купля-продажа

Как снять машину с учёта, проданную по договору купли-продажи или по доверенности – простая пошаговая инструкция

Иногда, для решения проблем после сделки купли-продажи, бывшим собственникам авто советуют радикальный метод – его полное списание.

И водители часто спрашивают: как снять машину с учёта если она продана по договору купли продажи или по генеральной доверенности? Сегодня я расскажу об этой процедуре и о ее юридической правомерности.

Для удобства читателей я разделил статью на 2 части:

  • Процесс снятия машины с учета – для интересующихся практической стороной;
  • Юридические нюансы для интересующихся правовой обоснованностью вопроса.

Если хотите узнать, как решить вашу проблему или решить проблему гарантированно - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:
+7 (499) 403-35-47 - МСК и область
+7 (812) 602-74-17 - СПБ и область
+7 (804) 333-72-17 - для регионов (звонок бесплатный)
Это быстро и бесплатно!

Содержание

Что подразумевается под снятием проданной машины с учета?

Сразу сообщу, что согласно нынешним нормативам, бывший собственник автомобиля имеет право его снятия с регистрационного учета в т. н. заочном режиме – без контактов с новым собственником. То же самое касается всех случаев, когда машина продается без составления ДКП – по генеральной доверенности.

При необходимости списание ТС может быть проведено от имени бывшего собственника доверенным лицом по нотариальной доверенности.

Нормативно-законодательные акты, регламентирующие это – Приказы МВД РФ:

  • № 1001 – «Правила регистрации ТС» (от 2008 г.);
  • № 605 – «Админрегламент по регистрации ТС» (от 2013 г.).

Однако, согласно Приложению № 1 (к Приказу № 605 – «Рекомендуемый образец универсального заявления в ГИБДД»), данное действие разделено на два варианта:

  • Вывоз – вывоз транспортного средства (ТС) за границу РФ (включая окончание срока временного учета) и завершение срока временного учета в ГИБДД;
  • Утилизация – в связи с последующим полным или частичным списанием ТС (утилизацией).

Снятие с регистрационного учета и утилизация – как не запутаться в терминах?

Тут следует разобраться. Из Приложения (№ 1) к Приказу № 605 понятно, что заявитель вправе снять ТС с учета при его вывозе из России. Обычно это касается иностранцев и лиц к ним причисляемых.

Еще указано на отдельную возможность снятия с учета («и (или)»). По моему мнению это ошибка, т. к. согласно п. 62 (Приказ № 605), автомобиль автоматически снимается с учета по истечении срока временной регистрации.

В нашем случае ТС снимается бывшим собственником, продавшим его по договору купли продажи (ДКП). Если же авто убыло за пределы РФ, то оно уже снято с учета.

Получается нам подходит только одно действие – «…В связи с дальнейшей утилизацией».

Я расписал это все так подробно, чтобы заявитель не путался в терминах потому, что:

  • В заявлении описываемое действие названо «Снятие с регистрационного учета»;
  • В источниках и просторечии описываемое действие называется Утилизация, Списание, Архивирование и т. д.

Думаю, теперь вам понятно, что если вы намерены снять проданное по ДКП авто с регистрационного учета, то для нового собственника это будет означать утилизацию приобретенного им ТС и ничто иное.

Статья в тему: Как сдать машину на утилизацию с максимальной выгодой: пошаговая инструкция

Как бывшему собственнику снять автомобиль с регистрационного учета?

Сама процедура снятия ТС с учета в связи с утилизацией максимально проста – проще чем все остальные алгоритмы, касающиеся снятия или прекращения регистрации. Это само по себе юридический казус, т. к. данное действие наиболее ответственное.

Статья в тему: Как переоформить автомобиль на другого человека в ГИБДД быстро + перечень документов и образцы заполнения

Обратите внимание на то, что утилизация бывает двух видов:

  • Полная – авто списывается тотально со всеми маркированными агрегатами;
  • Частичная – когда с утилизируемого авто снимаются маркированные агрегаты и детали для дальнейшего использования в качестве запчастей.

В случае продажи ТС доступен только первый вариант – полная утилизация, т. к. частичная потребует права собственности на авто и его осмотр вместе со всеми документами.

При полной же утилизации:

  • Осмотр ТС не нужен;
  • Допустимо не предоставлять документы на машину;
  • Оплата госпошлины не требуется.

Какие нужны документы для снятия ТС с учета?

Для полной утилизации проданного автомобиля бывшему собственнику в обязательном порядке потребуется лишь его гражданский паспорт в действительном состоянии.

Даже идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) допускается не прописывать, если по каким-либо причинам он отсутствует у физлица.

Но это не говорит о том, что для утилизации автомобильные документы совсем не нужны. Наоборот – они требуются:

  • ПТС – Паспорт транспортного средства;
  • СТС – свидетельство о регистрации.

Помимо указанного в ГИБДД сдаются и госномера ТС.

Просто в настоящей редакции законодательства предусмотрена возможность обойтись без всего этого, заменив перечисленное объяснительной.

Идем далее.

В МРЭО вместе с паспортом нужно будет сдать два документа, которые заполняются на месте:

  1. Заявление на снятие ТС с регистрационного учета в связи с его полной утилизацией;
  2. Объяснительная записка на имя начальника подразделения ГИБДД.

Вот и все.

Какие документы могут понадобиться дополнительно?

Кроме указанного, некоторые советуют предоставлять ДКП.

Лично я не думаю, что это правильно, т. к. договор купли-продажи открыто свидетельствует о том, что утилизируемое авто продано. В результате вас могут обоснованно попросить переписать заявление с заменой утилизации на прекращение регистрации (в связи с продажей) – есть там и такой пункт.

Но в некоторых МРЭО иногда действительно попросят показать договор именно в связи с утилизацией. Это, конечно, юридически неверная позиция. Но мой совет тут следующий: подавайте пакет документов без договора купли-продажи. А ДКП (если он сохранился) возьмите с собой (копию тоже) и отдавайте только по требованию.

То же самое касается и копии ПТС, если вы ее делали после оформления сделки.

А вот СТС, смело приобщайте ко всему остальному, если вы легкомысленно не отдали его покупателю. Подойдет и копия этого свидетельства.

Если же вы продали машину по генеральной доверенности, то можно подавать все автомобильные документы или их копии, которые у вас сохранились – т. к. ТС юридически ваше никаких лишних вопросов возникнуть не должно.

В случае, когда авто имеет какие-то обременения, то перед утилизацией их необходимо снять, о чем предоставляются соответствующие справки.

Алгоритм снятия проданного автомобиля с регистрационного учета (утилизация)

Имея при себе гражданский паспорт, а также ДКП и СТС (если они есть) с их копиями, вы посещаете ГИБДД. Тут следует уточнить один важный момент.

В случае, когда из документов у вас имеется только гражданский паспорт, то рекомендуется идти в то МРЭО, где автомобиль состоит на учете. Это не строго обязательное условие, но так вы ускорите процесс и облегчите задачу работникам учреждения.

Итак, вот пошаговая процедура снятия проданной автомашины с регистрационного учета в связи с ее полной утилизацией.

Шаг первый: заявление на снятие ТС с учета

Для заявления на снятие авто с регистрационного учета используется бланк универсального образца – они обычно имеются у дежурного или лежат в кюветах информационной стойки.

Бланк имеет 9 блоков, но все их заполнять нет надобности. В первом блоке в самом верху нужно указать реквизиты подразделения ГИБДД в которое вы обращаетесь (спишите с вывески у входа) и свои ФИО.

Далее идут 4 внутренних блока с указанием причин обращения. Вам нужен третий блок:

  • «Снять с регистрационного учета в связи с…»;

В котором вы должны подчеркнуть второй вариант:

  • «…дальнейшей утилизацией».

Внизу первого блока есть поля куда нужно внести основные данные о ТС:

  • Марка/модель;
  • Год выпуска;
  • VIN-код (или № кузова);
  • Госномера машины.

Если у вас нет каких-то из перечисленных данных, то обратитесь к сотрудникам МРЭО – они выдадут распечатку по числящемуся за вами авто из своей базы данных.

Во второй блок внесите требуемые паспортные данные, а в самом низу третьего блока в нужные поля проставьте дату, подпись и ФИО.

Все, для данного случая вам больше ничего заполнять в заявлении не требуется.

Бланк заявления доступен для скачивания по следующим ссылкам:

Внимание! В разных МРЭО бланки заявлений могут незначительно отличаться по своей структуре.

Шаг второй: объяснительная записка на имя начальника МРЭО

Объяснительная требуется для того, чтобы уточнить некоторые частные детали менее формальным языком, чем это предусмотрено в заявлении. Составляется такая объяснительная в свободной форме, от руки, на простом листе А4. В некоторых МРЭО есть специальные бланки для данного случая.

В документ обязательно должно входить следующее:

  1. Шапка – На имя начальника МРЭО № такой-то, от гражданина такого-то (основные паспортные данные);
  2. Название – Объяснительная;
  3. Объяснение – настоящим довожу до вашего сведения, что автомобиль такой-то (марка/модель, госномер или вин-код) утилизирована.
  4. Дополнительные пояснения – документы на машину и госномера утрачены по бытовым причинам. Если они найдутся, то обязуюсь передать их в МРЭО. Оформление Свидетельства на высвободившиеся узлы и агрегаты мне не требуется.
  5. Визирование – дата и подпись с ФИО.

Внимание! С утратой госномеров и автодокументов не должна иметь связь криминальная составляющая (украли и т. п.), иначе это осложнит дальнейшую процедуру.

Шаг третий: подача документов

Собрав полный пакет требуемой документации, подайте ее для проведения сверки в приемный отдел – обычно это окно № 1 («Госинспектор» или «Документы»).

Если все пройдет гладко и не возникнет дополнительных вопросов, то через некоторое время (от 45 мин до пары часов) вам выдадут свидетельство о снятии ТС с регистрационного учета (для полной утилизации) в виде выписки из реестра (справка или карта учета).

Все, регистрационная операция завершена и данные на автомобиль будут архивированы. Провести обратное восстановление ТС из утиля сможете только вы или ваше доверенное лицо.

По каким причинам могут отказать в утилизации ТС?

Вам могут отказать в снятии автомобиля с регистрационного учета по целому ряду причин. Они совпадают с теми, по которым водитель получает отказ в регистрации при покупке не проверенного по базам проблемного авто.

Кроме прочего, это могут быть следующие обременения:

  • Кредитная задолженность по ТС;
  • Непогашенные штрафы;
  • Неуплаченные налоги;
  • Административно-процессуальный арест ТС;
  • Обременение ТС в связи с уголовным производством.

Статья в тему: Кредитная машина: как это узнать и почему она опасней залога

Помимо этого, не во всех МРЭО могут лояльно отнестись к подобной форме утилизации, особенно если машина по годам явно не подходит под списание. Из приемного окошка вас смогут направить на прием к начальнику подразделения и принять заявление уже с его разрешающей подписью.

Сам начальник может указывать, что нужно применить прекращение регистрации вместо утилизации, но если вы будете настаивать на своем и попросите письменный отказ, то добьетесь своего – противопоставить вашему желанию юридически пока что нечего.

Если же машина продана по генеральной доверенности, то препятствием к утилизации могут быть лишь имеющиеся обременения.

Правомерно ли снятие с регистрационного учета проданного автомобиля?

Теперь давайте разберемся в юридических тонкостях вышеописанной процедуры. Сразу уточню, что вопрос правомерности утилизации авто бывшим собственником имеет спорные моменты при продаже по ДКП.

Если же вместо этого была использована схема с продажей по генеральной доверенности, то тут юридические неясности отсутствуют. Ведь машина принадлежит вам, и вы вправе делать с ней что угодно – это если опустить этическую сторону вопроса, т. к. факт продажи все же имеет место.

Статья в тему: Продажа машины по генеральной доверенности: всё ли так просто и безопасно?

Предыстория вопроса – с чего все начиналось?

До 2008 г. утилизация была популярным методом прекращения регистрации ТС. Тогда списание в утиль и обратное восстановление из него были простой процедурой. Ею пользовались для самых различных целей, далеко не все из которых нравились государству.

Поэтому 24 ноября 2008 Приказом № 1001 (п. 13, абз. 7) восстановление утилизированных авто было запрещено, что причинило ощутимый вред автомобилистам, использовавшим временную утилизацию для избавления от налогов и др. целей.

Утилизация же после продажи ТС стала вообще конфликтна, т. к. в результате покупатели лишались возможности использовать купленную машину. А ведь по разным причинам (например, техническим) приобретенное авто не всегда можно было успеть зарегистрировать в положенный срок.

Поэтому с 15.10.2013 г., вступивший в силу Приказ № 605, разграничил:

  • Снятие с регистрационного учета – включая утилизацию;
  • Прекращение регистрации ТС – включая продажу или передачу автомобиля другому лицу.

С этого момента можно было прекратить регистрацию с возможностью последующего восстановления учета, но восстановить авто из утиля по-прежнему было нельзя.

Это стало доступно  с 6.03.2014 г., после решения ВС РФ (№ АКПИ13-1251). Суд аннулировал действие абз. 7, п. 13 (Приказа № 1001) и вновь разрешил восстановление ТС из утилизации. Однако это можно было сделать только в судебном порядке.

Лишь с 13.02.2015 г. Приказом МВД РФ № 259 постановление АКПИ13-1251 было применено к нормативу № 1001.

Какие причины заставляют бывших собственников прекращать регистрацию проданного авто?

Теперь нам нужно разобраться в еще одной важной предпосылке – причинах, по которым бывшие собственники утилизируют свою прежнюю собственность.

Справедливости ради отмечу, что очень незначительная часть водителей самостоятельно просит бывших собственников утилизировать приобретенный транспорт до его перерегистрации, чтобы он полностью «исчез» из поля зрения ГИБДД. Обычно такие машины используются в глухой сельской местности для хозяйственных нужд.

Еще можно упомянуть небольшой процент безвестно канувших автомобилей, проданных очень давно, не перерегистрированных на нового собственника и требующих однозначного списания.

Но основная масса случаев утилизации машин после их продажи не относится к давним сделкам, и применяется в качестве прессинга при нежелании нового собственника регистрировать ТС на свое имя. Ведь из-за этого на адрес старого хозяина приходят штрафы и транспортный налог – зачастую по совокупности набегают значительные суммы.

Статья в тему: Что делать, если приходит налог на проданную машину?

Но так, как для решения данной проблемы была специально введена процедура прекращения регистрации, то в нашем случае причиной утилизации может быть только эмоциональная составляющая.

Иными словами, обыкновенная месть за причиненные хлопоты. Правда, некоторые оправдываются тем, что не разобрались с пунктами заявления и подчеркнули не то, что требовалось. Однако львиная доля инициаторов утилизации открыто признает фактор мести, возможность которой им предоставило недоработанное законодательство.

Кто прав, кто виноват и стоит ли применять утилизацию ТС после его продажи

Большое количество пострадавших (причем не всегда заслуженно) водителей давно поднимает вопрос о юридической правомерности утилизации проданного автомобиля его бывшим хозяином.

Протесты эти выражаются не только в письменной форме. На данной почве вполне обыденны случаи резких конфликтных ситуаций, когда продавец (по его мнению) пострадал без вины. Особенно если на счет сроков перерегистрации между сторонами сделки имелись какие-то устные договоренности. И дело не всегда заканчивается словесной перепалкой – нередки случаи прямого рукоприкладства.

Покупатели автомобилей, причем не только непосредственно пострадавшие, требуют отмены возможности заочного списания проданных ТС для их бывших собственников.

Давайте разберемся справедливо ли это требование.

Из предыдущих разделов мы выяснили, что:

  1. Для дисциплинарного воздействия на новых собственников ТС с 2013 г. имеется специально предусмотренная возможность прекращения регистрации;
  2. Утилизация после продажи используется преимущественно в качестве мести, чтобы принести возможно больше проблем новому собственнику.
  3. Верховный Суд РФ отменил безвозвратность утилизации и на данное время его решение узаконено.

Из этих пунктов понятно, что:

  • Игнорируют возможность прекращения регистрации в пользу утилизации преимущественно эмоционально неуравновешенные люди, пытающиеся злоупотребить лазейками в нормативах;
  • После отмены безвозвратности списания ТС особого смысла в применении утилизации вместо прекращения регистрации, даже в угоду мести, более нет – восстановление в обоих случаях не имеет кардинального различия.

А что говорит закон?

Теперь выясним законодательные нюансы. Вот тут как раз имеется яркий пример юридического казуса – неурегулированного противоречия законодательных положений.

Тут нужно понять вот что:

  • Прекращение регистрации ТС его бывшим собственником не затрагивает право собственности нового владельца на это авто;
  • Списание же прямо затрагивает чужое право собственности на утилизируемый автомобиль.

Согласно ст. 209 (п. 1-2) ГК РФ, собственник имеет исключительные права на использование, владение и распоряжение своей собственностью. А утилизация как раз классифицируется как распоряжение собственностью. Этого мнения был и ВС в своем Решении № АКПИ13-1251.

Списывая проданное авто в утиль, водитель посягает на чужую собственность

То есть утилизируя свой бывший автомобиль, водитель по своему усмотрению распоряжается чужой собственностью, что противоречит основам российского законодательства и общемировой юридической практике.

Более того, утилизация ТС преследует свои прямые цели, которые не имеют ничего общего с мотивами мести или дисциплинарного прессинга.

Вдобавок, списывая чужое уже авто, бывший собственник вынужден предоставлять должностным лицам МВД ложную информацию относительно отсутствия госномеров и автодокументации. Одно это делает подобную схему утилизации как минимум юридически сомнительной, а как максимум – незаконной.

Однако на сегодня в практике ВС РФ отсутствуют прецеденты по подобным делам и номинально закон еще на стороне бывших собственников. Но я уверен – если подобное дело попадет на рассмотрение в высшую инстанцию, то решение будет только в пользу настоящего собственника. Иначе придется переписывать основы Гражданского Кодекса.

Поэтому, для решения проблем с владельцами проданного автомобиля, я советую применять процедуру прекращения регистрации вместо списания.

Почему? Потому, что лучше пользоваться законными методами, чем серыми схемами, основанными на несовершенстве законов. Ведь рано или поздно данный казус урегулируют и те хозяева, которые не следят за изменениями в автоюриспруденции, утилизировав проданную машину, заплатят по ней немалое исковое возмещение.

Полезные советы

  • Списать автомобиль в полную утилизацию по новым правилам можно в любом МРЭО, вне зависимости от региона регистрации ТС и прописки бывшего хозяина. Это несколько замедлит процесс (потребуется время на перепроверку данных), но ранее подобное было вообще невозможно.
  • Сейчас можно совершать несколько регистрационных действий за одно посещение ГИБДД. Допускается перерегистрировать ТС на себя и сразу же снять его с учета. Но имейте в виду – вам все равно начислят налог за 1 месяц, несмотря на то, что авто стояло на учете несколько минут.
  • Не отказывайте новому собственнику в возобновлении учета его автомобиля, даже если он сам виноват перед вами. Все мы люди и немного снисходительности к проступкам других не будет лишним. Тем более, что такие просьбы обычно сопровождаются раскаянием, а также денежным вознаграждением или подарками.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что снятие проданного ТС с регистрационного учета является его полной утилизацией и представляете себе, как это делается. Также вам понятно, что подобный шаг имеет признаки нарушения прав владения чужой собственностью и, я надеюсь, вы не станете злоупотреблять данной процедурой, руководствуясь лишь эмоциями.

Приходилось ли вам утилизировать проданное авто? Какие причины заставили вас пойти на такой радикальный шаг? Имелись ли впоследствии проблемы с новым собственником машины? Расскажите об этом в комментариях – мне и остальным читателям будет интересно узнать про ваш личный опыт.

Видео-бонус: самые непредсказуемые случаи обмороков в самых неожиданных местах и моментах:

На этом статья завершена, я прощаюсь с вами до следующих публикаций, а вы можете поделиться прочитанным через соцсети с друзьями. Не забывайте о скользких зимних дорогах и о подписке на блог. Удачи!

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Станьте первым!

Оставьте комментарий

O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», вы принимаете условия Пользовательского соглашения и условия Политики конфиденциальности.