Лишитесь ли вы машины, если на нее наложен арест? Пошаговая инструкция действий для покупателя и продавца

Автор

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Санкт-Петербурга – 78/5563

Знаете ли вы, что делать если машина в аресте, при ее покупке или продаже? Не спешите говорить «да», т. к. арест – понятие неоднозначное, и не все должностные лица в полной мере представляют, когда и в какой форме он должен применяться.

В одном случае арест автомобиля может привести к большим проблемам, в другом ничего страшного не произойдет. А если совершалась купля-продажа, то дело может принять любой оборот – от легких хлопот до трудноразрешимых ситуаций.

Всем привет, Игорь на связи, и я предлагаю прочитать статью тем, кто дорожит деньгами и временем. Поехали.

Оглавление

Что такое арест автотранспорта?

Арест транспортного средства (ТС) является разновидностью имущественного ареста. В общем плане он подразумевает ограничение прав собственника или владельца на распоряжение арестованной автомашиной.

С первого взгляда данная формулировка не выглядит сложной или неясной. Однако арест ТС довольно запутанная юридическая область, т. к. данную меру применяют разные инстанции с разными целями, что регулируется разным законодательством.

Поэтому понятие ареста машин не является однозначным – оно подразумевает ряд санкций, последствия которых существенно отличаются друг от друга и далеко не все они касаются купли-продажи. Давайте вкратце разберемся что тут к чему в общем плане.

Кто может налагать арест на автомобиль?

Прежде всего вам нужно понять, что автомобиль, материально и юридически являясь сложным объектом, создает сразу несколько сфер, в которых может возникнуть проблема, приводящая к аресту.

Автомашина одновременно считается:

  • Объектом повышенной опасности, требующим соблюдения определенных правил использования и оформления;
  • Объектом собственнического владения с высокой стоимостью, что может быть использовано в качестве обеспечения разных обязательств и возмещений.

В связи с этим арестные санкции (АС) на ТС могут применяться следующими заинтересованными инстанциями:

  • Судебными (включая исполнительную службу);
  • Регистрационными (ГИБДД);
  • Следственными;
  • Таможенными;
  • Налоговыми.

Из данного списка нам интересны только судебные и регистрационные органы, работающие в связке. Другие инстанции также имеют право наложения АС, но они специфичны и применяются если ТС является:

  • Вещественным доказательством уголовного производства;
  • Объектом, нарушающим таможенный режим ввоза/вывоза заграничных товаров;
  • Объектом взыскания по налоговой задолженности.

Во всех трех случаях ТС изымается и помещается на подведомственную спецстоянку. Причем АС указанными органами могут быть применены напрямую – минуя судебное постановление.

Внимание! Налоговые органы имеют право изымать автотранспорт только у юридических лиц, имеющих критическую налоговую задолженность.

[expert_bq id="14155"]Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа.[/expert_bq]

Применяют арест только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, в т.ч. электронных денежных средств. А также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.

Что может означать арест ТС?

Наложение АС на автомобиль, в зависимости от обстоятельств дела, может иметь разные режимы и последствия. Тут часто происходит путаница в разновидности и уровне примененных санкций. Причем ошибочное представление могут иметь не только простые автомобилисты, но и должностные лица.

Дело в том, что под понятием «арест» зачастую обобщается ряд отличающихся друг от друга санкций для ТС:

  • Задержание;
  • Запрет эксплуатации;
  • Ограничение регистрационных действий.

Нас интересует последний пункт, т. к. именно он именуется водителями арестом (первые два называют: «снятие номеров» и «штрафстоянка») и он же в большинстве случаев является проблемой при купле-продаже.

Но я вкратце остановлюсь на двух первых. Обратите внимание на приведенные списки статей закона для каждого случая – бывает, инспекторы допускают ошибки, путая положения и назначая не полагающиеся санкции. Зная какие статьи к чему относятся, вы сможете определить верно ли поступил наряд ДПС.

Задержание автомобиля

Это помещение машины на специализированную стоянку за какие-то нарушения или до выяснения связанных обстоятельств.

Например, служба ДПС, согласно ст. 27.13 (КоАП РФ), может отправлять авто на штрафстоянку по статьям Кодекса:

11.26; 11.29 ч. 1; 11.29 ч. 2; 12.3 ч.1; 12.5 ч. 2; 12.7 ч. 1; 12.7 ч. 2; 12.8 ч. 1; 12.7 ч. 3; 12.7 ч. 4; 12.16 ч. 4; 12.19 ч. 3; 12.19 ч. 3.1; 12.19 ч. 3.2; 12.19 ч. 4; 12.21.1 ч. 1; 12.21.1 ч. 2; 12.21.1 ч. 3; 12.21.2 ч. 1; 12.26 ч. 1; 12.26 ч. 2; 12.27 ч. 3.

Среди прочего это вождение в пьяном виде, без прав, стоянка в неположенном месте и т. п.

[expert_bq id=12958]Согласно ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства.

При задержании транспортного средства в связи с нарушением правил дорожного движения и помещении автомобиля на штрафстоянку ее оператор вправе требовать возмещения расходов за перемещение и хранение имущества.

Однако такое требование предъявляется к водителю, но не собственнику, если автомобиль не находился в его владении (Определение Верховного суда РФ от 15.05.2017 № 305-ЭС16-19928 по делу № А41-83533/2015).[/expert_bq]

Запрет эксплуатации автомобиля

Запрет на эксплуатацию водители привычно называют снятием номеров (теперь номера не снимают, но могут изымать свидетельство регистрации – СТС).

Это лишение автомобиля права передвижения по дорогам общего пользования до устранения причин вызвавших запрет. Оснований здесь, согласно Гражданскому Кодексу, также немало:

Это статьи – 8.23; 12.5 ч. 3; 12.5 ч. 3.1; 12.5 ч. 4; 12.5 ч. 4.1; 12.5 ч. 5; 12.5 ч. 6; 12.5 ч. 7; 12.4 ч. 1; 12.4 ч. 2; 12.4 ч. 3; 12.37; 12.1 ч. 2.

Среди прочего, это: несоответствие содержание выхлопа экологическим нормам, несоответствие тонировки стекол принятым нормативам, запрещенные конструктивные изменения/дополнения и т. п.

Ограничение регистрационных действий

Ограничение регистрационных действий некоторые называют арестом права распоряжения собственностью. Оба понятия означают одно и то же – наложение ограничительных, а иногда и запретных санкций на осуществление права собственности владельца в отношении авто.

То есть собственник не сможет проводить регистрационные операции с машиной, включая даже техосмотр.

т. 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства.

При задержании транспортного средства в связи с нарушением правил дорожного движения и помещении автомобиля на штрафстоянку ее оператор вправе требовать возмещения расходов за перемещение и хранение имущества.

Однако такое требование предъявляется к водителю, но не собственнику, если автомобиль не находился в его владении (Определение Верховного суда РФ от 15.05.2017 № 305-ЭС16-19928 по делу № А41-83533/2015).

Запрет эксплуатации автомобиля

Запрет на эксплуатацию водители привычно называют снятием номеров (теперь номера не снимают, но могут изымать свидетельство регистрации – СТС).

Это лишение автомобиля права передвижения по дорогам общего пользования до устранения причин вызвавших запрет. Оснований здесь, согласно Гражданскому Кодексу, также немало:

Это статьи – 8.23; 12.5 ч. 3; 12.5 ч. 3.1; 12.5 ч. 4; 12.5 ч. 4.1; 12.5 ч. 5; 12.5 ч. 6; 12.5 ч. 7; 12.4 ч. 1; 12.4 ч. 2; 12.4 ч. 3; 12.37; 12.1 ч. 2.

Среди прочего, это: несоответствие содержание выхлопа экологическим нормам, несоответствие тонировки стекол (Каркасные шторки на автомобильные стекла) принятым нормативам, запрещенные конструктивные изменения/дополнения и т. п.

Ограничение регистрационных действий

Ограничение регистрационных действий некоторые называют арестом права распоряжения собственностью. Оба понятия означают одно и то же – наложение ограничительных, а иногда и запретных санкций на осуществление права собственности владельца в отношении авто.

То есть собственник не сможет проводить любые регистрационные действия, включая:

  • Постановку на государственный учет и снятие с него.
  • Внесение изменений в регистрационные данные.
  • Оформление документов на ТС взамен утраченных и др.

В подавляющем большинстве случаев арестные ограничения применяются из-за финансовой составляющей.

Это может быть мера:

  • Принуждающая к уплате задолженности;
  • Обеспечительная процедура судов по имущественным спорам.

Принуждение к уплате задолженности может иметь самые разные основания. Например, авто могут арестовать за долги по неуплате:

  • Кредитов;
  • Налогов;
  • Коммуналки;
  • Алиментов;
  • Взысканий.

В список могут попасть любые неплатежи юридическим или физическим лицам, по которым вынесено решение суда.

Обеспечительный арест – это упредительная мера, налагаемая судами при рассмотрении дел:

  • По спорному имуществу;
  • Делимому имуществу;
  • Спорных выплатах или компенсациях по какой-либо причине.

[expert_bq id=12958]

Вы вправе подать частную жалобу на определение суда об обеспечении иска согласно ст.ст. 145 и 332 ГПК РФ.

В случае, если определение суда об обеспечении иска было вынесено без вашего извещения, то вы вправе подать жалобу в течение 15 дней со дня, когда вам стало известно об этом определении.

[/expert_bq]

Проблемы из-за арестных санкций на авто у покупателя

Проблемы, связанные с АС на авто, могут возникнуть не только у виновника неуплат или участника судебных разбирательств. Нередко страдает новый собственник, которому продали машину, а она оказалась под арестом из-за штрафов или по иску за неуплату кредита от банка.

Почему так случается? Основных причин три:

  • Незнание продавца о примененных санкциях;
  • Нечестность продавца ТС;
  • Ошибки чиновников.

Если на старого хозяина наложили какие-то взыскания или обязательства по выплатам, он может и не знать об этом. Особенно часто подобное случается при штрафах от автоматической системы фиксации нарушений, а также если ТС перепродается перекупами без его постановки на учет.

Легче всего иметь дело с продавцом, который не был в курсе существования обременений – он может быть честным человеком и при совместных усилиях арест снимается без осложнений. Но если сделка проходила через перекупа, то найти бывшего собственника и договориться с ним скорее всего окажется тяжело.

Если же хозяин решил схитрить и продать обремененный автомобиль, переложив проблему с больной головы на здоровую, то дело будет еще сложнее.

В таких случаях плуты стараются «опустить концы в воду», чем сильно осложняют покупателю как постановку машины на учет, так и попытки добиться расторжения договора купли-продажи (ДКП) с возвратом уплаченных денег.

Иногда арестные санкции остаются в действии и после всех уплат из-за ошибок должностных лиц. Удивительно, но известны случаи, когда подобные огрехи не поддавались исправлению месяцами.

Как узнать находится ли автомобиль в аресте?

Перед покупкой машины ее необходимо проверить на наличие обременений. Делается это онлайн при помощи открытых баз данных нескольких инстанций.

Вот они:

Как пользоваться этими сервисами я рассказывал в специальной статье.

Статья в тему: Как проверить машину на юридическую чистоту перед покупкой? Вот инструкция + конкретные сервисы

К сожалению, узнать находится ли автомобиль под арестом со 100% вероятностью нельзя. В некоторых случаях это не может сделать даже хозяин. Дело в том, что постановления суда и данные исполнительной службы не сразу попадают в открытые базы сети (обычно через 15 дней), а данные по залогам в базы нотариальной палаты предоставляют не все банки и кредитные организации.

Статья в тему: 3 действенных способа узнать находится машина в залоге или нет

Сами же обременения на ТС могут возникать неожиданным образом. Например, первый хозяин разводится, и его супруга решила оспорить сделку. При этом автомобиль успел сменить 3-х владельцев. В результате о судебном процессе не знает ни одна сторона последней сделки, по базам все в порядке, но спустя несколько дней в ГИБДД проявляется арест на машину, а вы её только купили и совсем не ожидали подвоха.

Статья в тему: Нужно ли согласие супруга на продажу автомобиля: узнайте это заранее!

Может показаться, что вероятность подобных совпадений мала, но на деле случаев таких масса.

Как можно решить проблему ареста ТС, если вы покупатель?

С 2013 года, после кардинального упрощения процедуры купли-продажи, сделку стало возможным заключать в свободной форме без привлечения ГИБДД. При перерегистрации ТС присутствие старого собственника стало необязательным.

Это дало как многие плюсы, так и некоторые минусы, одним из которых стали частые случаи покупки машин, находящихся под арестными санкциями.

Если это случилось, покупателю не стоит паниковать – варианты решения проблемы АС есть, но сразу предупреждаю, что в большинстве случаев дело потребует времени и хлопот.

Чего не нужно делать при покупке автомобиля?

Сразу я дам несколько советов, которые минимизируют риск приобретения автомобиля, обремененного арестными санкциями.

Вот эти рекомендации:

  1. Обязательная и полная проверка на юридическую чистоту. Не делайте исключений ни для каких вариантов. Большинство автомобилистов, купивших машину с АС, соблазнились ее привлекательной ценой и потеряли осторожность;
  2. Максимальная полноценность проведения сделки. В ДКП обязан быть пункт, утверждающий отсутствие обременений ТС, договор должен сопровождаться актом приема-передачи и финансовой распиской, все документы обеспечиваются достаточным количеством копий;
  3. Поля для подписей сторон заполняются везде. Подписи должны быть настоящими, соответствовать образцу в гражданском паспорте и проставлены на всех копиях документов, включая паспорт транспортного средства (ПТС);
  4. Особое внимание уделите изучению истории владения ТС, если вы будете третьим (или более) собственником – расспросите хозяина, изучите ПТС и данные онлайн сервисов.
  5. Потребуйте разрешение жены (или мужа), если продавец состоит в браке. Подозрительно, когда вместо этого вам сделают неплохую скидку.
  6. Не соглашайтесь на сомнительные схемы продажи, если есть возможность этого избежать – по генеральной доверенности, через перекупщиков (не имеющих контактов прежнего хозяина) и т. п.
  7. Не идите на занижение стоимости ТС в документации по сделке – в случае суда вам выплатят то, что указано в ДКП.
  8. Актуальные контакты хозяина машины обязательно сохраняйте;
  9. Личное присутствие хозяина в ГИБДД при перерегистрации ТС наиболее оптимальный вариант сделки;
  10. Если у авто имеются обременения и вы об этом знаете, то условия сделки, касательно их, должны быть подробно расписаны в ДКП отдельными пунктами.

[expert_bq id="14155"]Учтите также, что сделка может быть признана недействительной если покупатель знал, что супруг/супруга продавца против ее совершения.[/expert_bq]

Варианты решения проблемы АС – пошаговая инструкция

Для покупателя есть три варианта решения проблемы с арестными санкциями.

Вот они:

  • Снятием ареста занимается бывший собственник;
  • С машины снимается арест по судебному иску нового собственника;
  • Договор купли-продажи расторгается.

Все это может применяться в последовательном режиме – один вариант за другим. Ниже я приведу алгоритм действий, которого следует придерживаться.

Шаг первый: получение информации

Если в ГИБДД выяснилось, что купленный вами автомобиль под арестными санкциями, то на месте нужно узнать максимум доступной информации.

Не следует думать, что если вы не при чем, то это чужая проблема – она в любом случае имеет к вам отношение в той или иной степени, т. к. вы уже собственник проблемной машины.

В ГИБДД нужно выяснить вот что:

  • Какая инстанция и какого рода наложила санкции;
  • На какую сумму;
  • Как давно они применены;
  • Контактные данные инстанции, применившей санкции.

Все это желательно получить в письменном виде. Если полученная информация не дает полного представления о проблеме, то подробности можно узнать через полученные контакты, разъяснив суть дела.

Шаг второй: контакт с бывшим собственником

Первый практический шаг – это контакт с продавцом в частном порядке. Ведь не все автомобилисты имеют мошеннический умысел, и узнав от вас об обнаружившихся АС, честный человек постарается их снять сам.

Если же покупатель не желает помогать, то культурно, но со всей убедительностью объясните ему, что наймете юристов и подадите в суд, который не только расторгнет ДКП, но и удовлетворит требование по компенсациям и издержкам на очень значительную сумму.

То есть ваша задача убедить продавца в том, что отказ от решения проблемы обернется серьезными убытками и большими хлопотами, нежели те усилия, которые понадобятся для помощи в деле.

Однако будьте настороже! Если вам сознательно продали проблемное ТС, то бывший хозяин может разыграть представление, со всем соглашаясь, каясь за невнимательность и обещая все исправить. На словах, а на деле он ничего не станет предпринимать, с целью оттянуть судебное разбирательство.

Поэтому поступайте вот как:

  • Не соглашайтесь на большой срок ожидания;
  • Проверяйте в инстанциях, наложивших санкции, активность продавца – пытался ли он что-то решить;
  • Записывайте переговоры с продавцом при помощи электронных гаджетов – это поможет в суде доказать злой умысел, если он будет.

Если вы видите, что никаких подвижек в деле не происходит, то переходите к следующему шагу.

Шаг третий: попытка исключения авто из арестных санкций

Данный шаг позволяет покупателю самостоятельно снять арестные санкции с машины по постановлению мирового суда. В зависимости от обстоятельств, это осуществляется разными способами.

Если на авто наложен арест по инициативе банков

Способ этот сработает не во всех случаях, и чтобы увеличить шансы на успех советую нанять юриста или судебного представителя, т. к. решение по подобным делам можно с примерно равным успехом повернуть в обе стороны. Никаких досудебных претензий тут не требуется. Ваш представитель просто подает в суд заявление о снятии арестных санкций с вашего имущества.

Основанием здесь обычно служит ст. 352 ГК РФ, которая дает шансы покупателю отстоять право собственности. Успех возможен если состоявшаяся сделка признается судом как добросовестное приобретение лицом, которое не знало и не могло знать об имеющихся обременениях ТС на момент его продажи.

Но имейте в виду, что доказательства вышеуказанного факта суды возлагают на покупателя, а сделать это простому человеку сложно – юрист здесь просто необходим.

Также имейте в виду, что критическим фактором тут выступает момент наложения санкций:

  • Если они вступили в силу после даты заключения ДКП, то прогноз положительного постановления благоприятный;
  • Если арест наложен до момента совершения сделки, а тем более давно, то выиграть дело сложно. Однако тут можно схитрить – попросить продавца переписать ДКП задним числом (если дата санкций не застарелая), чтобы сделка документально прошла до ареста.
Если арест является обеспечительной мерой судебного производства

Если ТС стало предметом каких-то имущественных споров, то суд вправе наложить временные санкции до вынесения решения (чтобы авто никуда не делось в процессе).

Подобный арест производится по специальному постановлению, которое можно обжаловать и отменить. Но тут нужно действовать в зависимости от вашего статуса в деле:

  • Если вы не имеете никакого отношения к имущественному спору, из-за которого был инициирован арест ТС, то обеспечительный арест можно снять посредством ст. 442 (п. 2) ГПК РФ («Защита прав иных лиц при вынесении судебного решения»). Такое дело должно рассматриваться отдельным производством с участием должника, взыскателя и нового собственника ТС.
  • Если вы являетесь участником судебного спора, то отмена возможна по ст. 144 ГПК РФ («Отмена обеспечения иска»). В этом случае вопрос рассматривается в рамках основного производства.

Тут я также советую привлекать юриста – частных нюансов может быть очень много и правильно разобраться с ними может только специалист.

Статья в тему: Получить бесплатную консультацию автоюриста? Онлайн! Круглосуточно! Прямо здесь!

Шаг четвертый: расторжение ДКП

Если предыдущие усилия ни к чему не привели и арест оставлен в силе, то нужно начинать расторжение ДКП. Если сделка была оформлена как положено и в договоре прописан пункт об отсутствии обременений ТС, то суд обычно выносит положительное решение.

Ведь арестные санкции – это серьезное препятствие для нового собственника, не позволяющее ему осуществить свое право на полноценное использование приобретенной машины.

Основанием тут служит ст. 460 ГК РФ. Ее п. 1 гласит, что продавец по умолчанию обязан предоставить покупателю товар, на который не претендуют третьи лица – и физические и юридические, включая государственные инстанции.

Это означает, что если в ДКП особо не указано иное, то любая купля-продажа считается заявленной продавцом как свободная от обременений. Это касается даже случаев, когда в ДКП нет особого пункта на данный счет.

Пункт 2 этой статьи уточняет, что покупатель вправе требовать расторжения договора, даже если он заранее знал об имеющихся обременениях, но они не были отражены в ДКП.

[expert_bq id=12958]

В соответствии со ст. 450 ГК РФ договор может быть расторгнут в судебном порядке после предъявления претензии другой стороне (ст. 452 ГК РФ), и ее отказа и в удовлетворении претензии. Истец должен представить доказательства досудебного урегулирования спора.

В исковом заявлении нужно указывать о существенном нарушении договора другой стороной.

Если иск предъявляется к торговой организации, то в соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» можно требовать компенсации морального вреда.

При подаче искового заявления в суд необходимо оплатить госпошлину, в размере, зависящем от суммы, которую истец просит взыскать в результате расторжения договора.

[/expert_bq]

Саму процедуру расторжения договора я описывать тут не буду, т. к. на этот счет имеется специальная статья.

Статья в тему: Варианты аннулирования договора купли-продажи автомобиля между физ лицами

Как продавцу снять арест ТС от суда или судебных приставов?

Если вы продаете машину и вдруг узнали о наложенных на нее арестных санкциях, то лучше всего их снять, а не искать себе проблем, сбывая обремененный транспорт.

Положительным моментом тут является то, что продавцу много легче решить проблему АС, чем покупателю – для этого не требуются суды, а нужно лишь потратить некоторое время с усилиями.

АС, рассматриваемые в нашем случае, к физическим лицам применяются двумя инстанциями:

  • Судом – при имущественных спорах и т. п. делах;
  • Исполнительной службой – при вынесении судом решения о каком-либо материальном взыскании. В этом случае у судебных приставов есть право самостоятельно выбирать объект ареста.

Согласно ст. 80 (ФЗ № 229 – «Об исполнительном производстве») арест имущества может осуществляться как с его изъятием (на ответственное хранение), так и без. Но есть и вариант отсроченного изъятия, которое производится если должник отказывается платить.

Решение вопроса АС предельно простое – нужно убрать основания санкций:

  • В случае материальной задолженности она погашается;
  • В случае материальных споров нужно дождаться их завершения или ходатайствовать о замене обеспечительного ареста ТС другим ценным имуществом.

Вот приблизительный алгоритм ваших действий:

  1. Получение пакета документации по АС и их изучение – это уведомление об исполнительном производстве и постановление суда (если есть). Если дело сложное, то лучше отнести документы юристу – он проверит все ли в них соответствует законности;
  2. Ликвидировать причину АС – оплатить долги (иногда достаточно части суммы) или вывести ТС из списка судебного обеспечения;
  3. Получить документы о ликвидации причины ареста (квитанции об оплате или постановление) и отнести их судебному исполнителю (именно тому, который причастен к АС);
  4. Дождаться снятия санкций (1-2 дня), и получить постановление об этом от пристава (попросите лишнюю заверенную копию);
  5. Ксерокопии квитанций об оплате или постановления суда, а также заверенную копию постановления о снятии АС лучше лично отнести в ГИБДД – это существенно ускорит процесс, т. к. пересылка документации между ведомствами может затянуться на недели и даже месяцы.

Все, после этого вы можете продавать машину, не опасаясь проблем с регистрацией у покупателя, которые перейдут к вам.

[expert_bq id=12958]

Согласно статьи 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Таким образом, ходатайство о снятии обеспечительных мер должно быть рассмотрено судебным приставом-исполнителем в течение 10 дней со дня поступления к нему данного ходатайства.

[/expert_bq]

Внимание! Снимать АС собственник авто может только в тех региональных инстанциях, которые их наложили.

Грозит ли арест ТС из-за неуплаченных штрафов?

Если у водителя имеются непогашенные штрафы, срок неуплаты которых превысил два месяца, то автомобиль может подвергнуться аресту.

На сегодня срок оплаты автомобильных штрафов составляет 60 дней. После их истечения суд направляет постановление в исполнительную службу – на это дается период до 10 дней (но отправить могут в первый же день). При этом сумма штрафа увеличивается в 2 раза.

Судебный пристав, согласно ст. 32.2 (ч. 5 КоАП РФ), принимает постановление о принудительном взыскании суммы штрафа, с возможностью ареста имущества должника.

Однако обратите внимание, что по закону исполнители должны в первую очередь арестовывать денежные активы (депозиты, различные выплаты – з/п и т. п.), а не движимое имущество.

К взыскиваемой приставом сумме будет добавлен исполнительный сбор – 7% от размера неуплаты (минимум 500 руб.), согласно ст. 112 (ФЗ № 229).

На сегодняшний день в России нередко применяется практика совместных рейдов ГИБДД и ФССП по отлову проштрафившихся должников на дорогах. При этом ФССП объясняет, что действует вполне законно, т. к. приставы имеют право разыскивать должников с помощью подразделений МВД – по месту работы, жительства или месту обнаружения имущества должника.

Исполнители взыскивают суммы штрафов прямо на месте остановки ТС, а если денег нет, то производят арест ценных вещей, находящихся в машине (что многие юристы считают противозаконным) или саму машину (если сумма неуплат превысила 30 тыс. руб.).

Кстати: с 2016 г., для принуждения водителей к уплате штрафов применяется новая довольно жесткая мера – временное аннулирование действия водительского удостоверения, согласно ст. 67.1 (ФЗ № 229).

Чем грозит арест авто в Украине?

В заключение я кратко остановлюсь на проблеме ареста ТС в Украине.

В данном случае, как и во многих других, суть законодательной базы России и Украины очень похожа – это объясняется не только общностью основ законодательства со времен СССР, но и намеренной их подгонке в последующие года, т. к. сходная юридическая система стран СНГ работает лучше.

Важным отличием АС в Украине является их большая жесткость. Регистрационный арест, без изъятия ТС, законодательно прописан, но в отличие от РФ, данная норма применяется реже, нежели фактическое задержание и изъятие машины на штрафстоянку.

Причем это могут сделать даже за совсем пустяковые неуплаты, т. к. согласно обновлению исполнительного законодательства от 2012 г. сумма неуплат имеет малое значение при выборе формы ареста. В РФ такого нет.

В добавок инспекторами на дорогах в большинстве случаев игнорируется требование ст. 31 ЗУ № 1404-VIII («Об исполнительном производстве»), согласно которому машина не может быть изъята без предъявления должнику копии постановления пристава об исполнительном производстве.

Стоимость же дня штрафстоянки для украинцев высока (в среднем 200 грн.), поэтому у них в отношении арестов ТС острой проблемой является недопущение незаконного задержания автомобиля, чтобы не лишиться немалых денег и некоторых частей авто в придачу.

Зато законно купить машину с арестными обременениями в Украине пока сложно, т. к. там не введена свободная процедура заключения ДКП и оба сдельщика обязаны присутствовать в ОРЭР ГАИ (аналог МРЭО).

Полезные советы

  • Если должник не был на судебном заседании и не уведомлен ФССП об исполнительном производстве, а такое бывает часто, то он может успешно обжаловать постановление. Суд будет вынужден пройти еще раз, но на какое-то время арест с ТС будет снят.
  • Исполнители не имеют право задерживать ТС, если оно используется инвалидом или от него зависит основной доход должника. Но такая норма применяется при стоимости авто не свыше 100 минимальных зарплат.
  • На машине с арестными санкциями можно ездить. Для этого требуется лишь полис ОСАГО, оформленный на старого хозяина. В него вы должны вписаться как водитель, допущенный к управлению.

Заключение

Итак, вы уяснили чем является арест ТС и что его отличает от похожих видов обременений, кто его может налагать и каким образом решается эта проблема покупателями и продавцами. С этими знаниями вы существенно уменьшите для себя хлопоты от транспорта с арестными санкциями.

Сталкивались ли вы с обременениями ареста на купленный или продаваемый автомобиль? Каким образом вы их решали? Чем это закончилось и какие возникали проблемы по ходу дела? Расскажите об этом мне и читателям блога в комментариях.

Видео-бонус: топ-5 новых случаев жести во время стрима:

На этом все – статья окончена и ею можно поделиться в социальных сетях. Не забывайте о подписке на блог, которая сэкономит вам время. Будьте бдительны не только на дорогах, но и при заключении сделок купли-продажи. Удачи!

Комментарии к статье:
O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *