Кто виноват в ДТП? Трасологическая экспертиза: что это, как проводится и как оспорить?

Автор

Регистрационный номер в реестре адвокатов г. Санкт-Петербурга – 78/5563

Привет, с вами Кулик Илья.

Страховая говорит, что вы сами сломали бампер и отказывает в выплате? Или сосед утверждает, что вы поцарапали его машину, стоявшую во дворе, хотя ваш авто в день происшествия находился в другом районе?

Если бы не трасологическая экспертиза при ДТП, доказать свою правоту будет очень трудно, если не невозможно. Что это такое и когда ей нужно пользоваться – об этом я расскажу в этой статье.

Оглавление

Что такое трасология

Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.

К исследуемым следам относятся:

  • следы от колёс на дороге;
  • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стёкол, разлитые технические жидкости и т. п.;
  • вмятины, притёртости, кусочки краски – на самих ТС.

Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

  • страховой случай или нет;
  • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
  • при взаимодействии каких предметов они получены.

Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.

В каких случаях применяется трасологическая экспертиза

Исследование следов, возникших из-за происшествия, может потребоваться, когда:

  • необходимо установить, откуда возникло то или иное повреждение;
  • определение виновности невозможно или вызывает спор.

Первый случай наблюдается, например, когда страховая утверждает, что дефекты автомобиля не могли возникнуть из-за конкретного ДТП. А также когда необходимо точно установить какие именно автомобили контактировали. Например, когда виновник скрылся с места аварии. Исследование краски, оставленной на соприкасавшихся деталях поможет определить действительно ли предполагаемый автомобиль был участником происшествия.

Вторая ситуация возникает, когда надо установить, как двигались транспортные средства и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и так далее. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии.

В общем, можно сказать, что трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участника, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.

На какие вопросы отвечает эксперт, проводя трасологическое исследование

Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.

Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:

  • повреждения нанесены исследуемым транспортным средством или чем-то другим;
  • каким типом транспортного средства причинен ущерб;
  • какими деталями соприкасались ТС при столкновении;
  • к какому авто относятся оставленные на дороге следы, в том числе осколки;
  • предполагаемый механизм столкновения и возникновения повреждений;
  • какое направление и скорость была у ТС перед столкновением;
  • как двигались автомобили перед взаимодействием и двигались ли вообще;
  • в каком месте дороги случилось взаимодействие транспортных средств (а также наезд на пешехода, ограждение и т. д.).

Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.

Эксперт-трасолог не имеет права определять кто и насколько виноват. Это не входит в его компетенцию. Подобные вопросы решает судья по результатам проведённого исследования.

Когда можно провести транспортно-трасологическую экспертизу

Её можно сделать на любом этапе после ДТП. Возможен и вызов эксперта сразу после аварии на место, где она произошла. Если сразу видно, что с решением, кто должен отвечать за последствия происшествия будет непросто определиться, это будет лучшим вариантом. Так как исследование «по горячим следам» позволяет точно и с наименьшими затруднениями восстановить механизм столкновения.

Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.

Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».

Методика проведения экспертизы по трасологии

Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

Как проводится трасологическая экспертиза

Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

  1. предварительное изучение;
  2. детальное расследование;
  3. оценка полученных результатов;
  4. оформление.

Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

Можно ли провести транспортно-трасологическое исследование по фотографии

Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

Что понадобится для проведения транспортно-трасологической экспертизы

Для анализа и более быстрого и точного определения ответов на возникшие вопросы эксперту понадобится как можно больше вводной информации. Для этого ему нужно будет предоставить:

  • схему происшедшего ДТП;
  • документы из ГИБДД (справку, протокол об административном правонарушении и т. д.);
  • показания участников, а также свидетелей происшествия;
  • видео- и фотоматериалы предполагаемых объектов исследования;
  • сами объекты;
  • другие документы, например, результаты других экспертиз.

В сложных случаях могут потребоваться и другие материалы.

Сколько стоит проведение трасологии

Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.

В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.

Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.

Как оспорить выводы трасологии

Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.

На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах

Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.

Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.

Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.

Как решает суд споры по трасологической экспертизе

Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.

Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).

Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.

Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

Право участвующих в суде сторон ходатайствовать о назначении экспертиз в судебном процессе закреплено в статье 79 Гражданского процессуального кодекса и в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса.

Нюансы подачи просьбы о проведении исследования

Подавать ходатайство можно:

  • До первого судебного заседания;
  • В суд первой инстанции;
  • В апелляционном суде (при указании уважительной причины, из-за которой раньше экспертиза не проводилась, например, отклонение ранее подаваемого ходатайства предыдущим судом).

На всех указанных стадиях ходатайство можно подать в любой момент вплоть до того, как судья примет решение по рассматриваемому делу.

В Гражданском процессе подавать его можно и устно. Хотя о нём и должно быть написано в протоколе заседания, во избежание возможных недоразумений лучше сделать письменное заявление, которое обязательно останется в материалах дела.

Каждая из сторон может предложить суду:

  • вопросы, которые необходимо задать эксперту;
  • какому эксперту или организации доверить проведение расследования.

Окончательный выбор делает суд.

Ходатайство можно передать:

  • на судебное заседание;
  • в канцелярию суда, разбирающего дело.

Как писать ходатайство в суд

Сам текст ходатайства пишется в свободной форме. Но оно обязательно должно содержать:

  • реквизиты, такие как наименование суда, номер дела, ФИО (наименования) участвующих сторон, дату и подпись;
  • объяснение причины необходимости проведения экспертизы, о которой подаётся ходатайство;
  • кому вы хотите поручить расследование;
  • вопросы, на которые нужно узнать ответ;
  • список объектов и документов, которые вы готовы предоставить.

Обязательно необходимо указать тип экспертизы – транспортно-трасологическая (исследование следов). Образец бланка ходатайства можно скачать здесь.

Срок выполнения экспертизы, назначается судом. Эксперт, осуществляющий её, несёт уголовную ответственность в случае дачи ложных показаний, поэтому результат такого исследования будет максимально точным. Не стоит забывать, что ходатайство, так как это, по сути, официальная просьба, может быть и отклонено судом, но с объяснением причины отказа.

Сумму, затраченную на заказ и проведение экспертизы необходимо включить в список трат, которые указываются в ходатайстве о взыскании понесённых издержек с проигравшей суд стороны.

Важно. Если одна из сторон против экспертизы, делает проведение её невозможным, например, не предоставляя принадлежащих ему объектов, необходимых для исследования, суд может и без расследования решить вопрос, для ответа на который предполагалось провести экспертизу.

Отзывы об использовании трасологического исследования после ДТП

Впечатления от проведения экспертизы по трасологии встречаются различные. Но зависят они больше всего от фирмы, от эксперта, которые проводили ту или иную работу. Так как большинство компаний, оказывающих экспертные услуги частные, то среди них немало и таких, которые работают лишь с целью получения денег с клиентов, не заботясь о качестве, или напрямую действуют в интересах страховых компаний.

Есть и действительно хорошие организации, сотрудники которых заинтересованы в помощи клиентам, понимают свою ответственность. При обращении к ним вам окажут помощь качественно и своевременно.

Чтобы не нарваться на недобросовестных экспертов, почитайте отзывы о компаниях перед обращением в них в интернете.

Полезные советы

  • в спорных ситуациях вызывайте эксперта-трасолога на место ДТП сразу после аварии;
  • не пугайтесь «плохих» результатов, оспаривайте их через суд;
  • издержки на эксперта должен возмещать проигравший в суде;
  • не чините авто до урегулирования всех споров, если есть такая возможность;
  • чётко формулируйте вопросы для эксперта.

Подведём итоги

  • транспортно-трасологическое исследование помогает восстановить механизм столкновения;
  • трасология изучает следы, оставленные при происшествии;
  • эксперт отвечает только на технические вопросы;
  • на основании экспертных выводов суд принимает заключение о виновности того или другого участника ДТП, о признании рассматриваемого случая страховым;
  • результаты экспертизы можно оспорить в суде;
  • в суде может назначаться дополнительная экспертиза.

Заключение

Теперь вы имеете представление о трасологической экспертизе, зачем она нужна и как ей пользоваться. Конечно, хорошо, если никогда не придётся применять знания о ней. Но теперь, если что, вы будете знать, что делать. :cool:

А вам приходилось заказывать трасологическое исследование или оспаривать его результаты? Если да – то обязательно расскажите о своём опыте в комментариях. Там же задавайте возникшие вопросы по теме статьи.

Просмотрите видео, в котором эксперт Союза потребителей республики Татарстан коротко и понятно отвечает на все основные вопросы по трасологии при ДТП:

На сегодня у меня все. Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе свежих статей, а также делитесь статьёй в соцсетях. До новых встреч!

Комментарии к статье:
O=);-):|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::oops::o:mrgreen::love::lol::grin::evil::cry::cool::???:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *